Директор, для которого школа как дом


22.04.21 09:00

Первое мнение об учебном заведении, как и о человеке, складывается во многом благодаря его внешнему виду. Школа №70 приятно удивляет,

Доска почета

Первое мнение об учебном заведении, как и о человеке, складывается во многом благодаря его внешнему виду. Школа №70 приятно удивляет, едва открываешь калитку, а когда заходишь внутрь здания и вовсе очаровываешься царящей там атмосферой: красочно и по-домашнему уютно. И без лишних слов становится понятно: здесь все в руках рачительной и заботливой хозяйки. Знакомьтесь, героиня рубрики «Доска почета» — директор МБОУ СШ №70 Лариса Суроегина.

Буду педагогом. И точка

Она мечтала быть педагогом с самого детства: в садике — воспитателем, в школе — учителем. И ни единого раза не сомневалась, что будет все именно так, как она задумала. За это, думаю, стоит сказать спасибо тем, кто в свое время учил маленькую Ларочку доброму и светлому: всех, даже своего первого воспитателя, она помнит поименно.

Лариса была у мамы одна, и у мамы была одна Лариса. Александра Сергеевна много работала: хотела дать единственной дочке все самое лучшее. Сама, общительная и отзывчивая, она научила Ларочку главному — доброте, умению сопереживать. Соседи по свердловскому бараку любили этих двух веселых девчонок: когда старшая уходила на работу, с удовольствием сидели с младшей.

А еще Лариса всегда была лидером, умела вести за собой. И постоять за себя. Запомнила сказанные мамой слова: «Отца у тебя нет — защищай себя сама». Ну она и защищала. И даже, вспоминает со смехом, могла подраться.

Если опустить последнюю маленькую деталь, то героиня наша всегда была на хорошем счету. Председатель совета отряда, староста класса, комсорг. Участвовала во всех школьных мероприятиях, выступала за школу на соревнованиях. Занималась танцами (забегая вперед, скажем, что ее хореографические способности передались дочке и внукам). Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Кстати, со своим преподавателем Зубовым Львом Георгиевичем дружит до сих пор и летом собирается поехать к нему в гости в Санкт-Петербург.

Школу Лариса окончила в 1973 году и… устроилась на работу в детский сад нянечкой. Но не потому, что не смогла никуда поступить, а просто решила, так сказать, проверить себя на прочность. Отработала год в дошкольном учреждении и с чистой совестью стала студенткой Лукояновского педучилища, выбрав факультет «начальное образование».

Время учебы называет самыми лучшими годами юности. Училась на повышенную стипендию и с удовольствием несла, как это принято говорить, общественную нагрузку. Ни один конкурс и концерт не проходил без ее участия. Лариса даже преподавала хореографию своим однокурсникам (она была их постарше, потому что поступила в училище после 10 класса и еще год работала) и учила азам танцевального искусства ребят местного дворца творчества.

Всю себя отдаю работе

Свой первый урок она провела будучи студенткой 4 курса. Тогда учителей начальных классов не хватало, и самых лучших старшекурсников отправляли на полгода по домам: поднимать, так сказать, родное образование.

«Никакого страха у меня не было, — вспоминает Лариса Павловна. —  Я смело пришла в класс.  Дисциплина не хромала. С методикой преподавания тем более никаких трудностей не возникало: в училище мы каждую тему отрабатывали на практике».

Получив диплом, устроилась учителем начальных классов в школу №15. Параллельно поступила в Арзамасский пединститут на учителя русского языка и литературы. Однако ездить на сессию в другой город было неудобно, жилье не предоставляли: пришлось забрать документы. Правда, отдали их, как лучшей студентке факультета, только с четвертого раза: уговаривали остаться. Высшее образование она получила уже в Нижегородском пединституте.

Двенадцать лет Лариса Суроегина отработала педагогом начальных классов в 15-й школе, а в 1991 году перевелась 70-ю. Причем попала в школу, которой руководит вот уже четверть века, совершенно случайно. Проходила мимо и решила навестить бывшего коллегу по 15-й и тогдашнего директора 70-й — Евгения Рубинского. Евгений Николаевич обрадовался и не преминул позвать молодую женщину к себе завучем. От должности Лариса Павловна отказалась (на тот момент она еще не закончила институт), но место работы сменить согласилась.

А через три года Суроегина все-таки стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующей начальную ступень образования. Спустя еще несколько лет взяла бразды правления школой в свои руки. С благословения Рубинского, уходившего на повышение в управление образования.

«Меня очень долго уговаривали, — рассказывает Лариса Павловна. — Я согласилась буквально накануне начала учебного года только после того, когда мне то ли в штуку, то ли всерьез озвучили другую кандидатуру директора. Подумав, что с этим человеком не сработаюсь, я все-таки решилась. Почему так долго думала? Потому что понимала, какую беру на себя ответственность. Я ведь всегда всю себя отдаю работе и все пропускаю через сердце!»

Совмещать руководство школой и преподавание в начальных классах было нереально. Лариса Павловна сменила младшеклассников на школьников постарше, которых обучала русскому языку и литературе. Затем на смену лирике пришла… не совсем физика, но информатика. Когда этот предмет стал в школе обязательным, Суроегина окончила специальные курсы, чтобы знакомить своих учеников с новой наукой.

«Преподавание все же в итоге пришлось оставить, — говорит директор школы. —  Сначала очень скучала, а потом и скучать стало некогда. Вон сколько у меня забот! (обводит рукой шкаф с папками документов —  прим. Е.К.) Все локальные акты для работы образовательного учреждения я делаю сама. Нет, это совсем не скучно: к любому делу можно подходить творчески. Видите, как у меня все красиво, в цвете? Меня даже в Роспотребнадзоре всем руководителям в пример ставят! (смеется). Я с детства — педант. Люблю, когда все аккуратно».

Чтобы было красиво

Аккуратно, уютно и красиво не только в кабинете директора, но и во всей школе. Здесь ежегодно делаются косметические ремонты, причем своими силами. «Не понимаю, — удивляется Лариса Павловна, — когда в помещении стены обшарпаны, штукатурка осыпается: уж на банку краски всегда денег можно найти». Не случайно в 70-ю частенько привозят различные комиссии: здесь есть чем похвастаться. К примеру, недавно «реанимировали» бывшую радиорубку, что рядом с актовым залом. Здесь будет… костюмерная! Да-да, ни больше ни меньше.

«Костюмов у нас накопилось немало, — делится Лариса Павловна. — Я сама сколько платьев от дочки, которая занималась бальными танцами, принесла. Учитель по технологии у нас замечательный — будем и новые шить. У нас ведь все концерты проходят на высоком уровне. Когда мы в прошлом году отмечали юбилей школы, гости подумали, что на сцене приглашенные артисты, а это были наши ученики!»

Вот еще один повод для гордости: в прошлом году школа №70 стала победителем конкурса среди общеобразовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные программы! На полученный от губернатора грант — миллион рублей — купили интерактивные панели, которые установили в учебные кабинеты.

Красота, причем не только внешняя, в этой школе в приоритете давно. Еще будучи завучем, Суроегина предложила директору: рядом музыкальная школа (под номером два), а мы никак этим преимуществом не пользуемся. И было решено открыть классы эстетического развития, которые действуют и по сию пору. Здесь детки занимаются хоровым пением, изучают музыкальную грамоту, получают азы художественного и хореографического искусства. Курс длится пять лет, по окончании выдается диплом.

Эстетические классы в школе №70 соседствуют с классами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Район, где расположена школа, непростой — окраина города, улица Водозаборная… И для таких деток эстетика не менее (а может, и более) важна, чем для ребят из благополучных семей. В школе они учатся ценить прекрасное, здесь им прививается художественный вкус.

«Художественно-эстетическая среда, в которой растут, воспитываются и развиваются дети, крайне важна, — уверена Лариса Суроегина. — Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Приобщая ребенка к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, мы воспитываем всесторонне развитого человека».

Потому что люблю

Лариса Суроегина признается, что школа для нее — даже не второй дом, а первый. И благодарит своего супруга Владимира за понимание и поддержку. Сейчас дети живут отдельно со своими семьями, но все праздники они всегда встречают вместе.

Кстати, со школой №70 так или иначе связана вся большая и дружная семья директора. Ее окончили дети — Илья и Юлия. Дочь, к слову, десять лет отработала в альма-матер учителем английского языка. Теперь иностранный язык здесь преподает невестка Ларисы Павловны — Ксения. Супруг, вышедший на заслуженный отдых, — рабочий по обслуживанию здания, выполняющий на самом деле все обязанности заместителя директора по хозяйственной части.

Здесь же учатся и двое внуков. А всего их у Ларисы Павловны пятеро! И бабушка, гордо улыбаясь, говорит, что они — ее самое главное хобби. Правда, сетует, времени не всегда хватает, но ведь главное не количество, а качество!

Ее второе, не главное хобби — рукоделие. Она вышивает крестиком, бисером, но больше всего любит вышивать гобелены. Это труд кропотливый, длительный. С таким плотным графиком, как у нашей героини, год требуется, чтобы картину сотворить. Ее произведениями украшена квартира, дачный домик и, конечно, рабочий кабинет.

Без работы она скучает. Хватает несколько дней дома отдохнуть, и снова тянет в школу. Коллеги над ней, уходящей чуть ли не позже всех, шутят: «Лариса Павловна, у вас же диванчик есть — ночуйте уж в школе: все равно завтра раньше всех придете». На вопрос, за что же она любит работу, задумавшись, отвечает: «Люблю… Потому что люблю!».

Она любит учеников, помнит каждый выпуск. И безмерно гордится своими коллегами.

«У нас дружный, сплоченный коллектив, — говорит Лариса Павловна. — Он создавался годами, по крупицам. К примеру, когда школа проходит аккредитацию, никто из учителей не уходит домой: все сидят допоздна и ждут результата. Я болею за каждого, они болеют за меня и за школу. И это такое счастье — приходить на работу как к себе домой!»

Екатерина КОЗЛОВА

Оставить комментарий