В трудные послевоенные годы дзержинцам приходилось преодолевать серьезные проблемы, в том числе и в сфере школьного образования. «Узким» местом оказались «русский язык» и «математика». Доля неуспевающих по этим предметам составляла свыше 70 процентов. Одной из причин слабых знаний школьников была двух- и трехсменная работа школ. Отрицательно сказывалась и перегруженность преподавателей (в городе не хватало 43 учителей). Преодолеть эти недостатки было поручено новому заведующему городским отделом народного образования. 27 февраля 1947 года Дзержинский горсовет утвердил на эту должность Василия Криштафовича. Он только что успешно справился с организационными делами по созданию и установке в городе памятника Ф.Э. Дзержинскому. К тому же Василий Вячеславович зарекомендовал себя и как хороший педагог.
Потомок дворянского рода
Криштафович был потомком старинного дворянского рода из Смоленской губернии. Появившись на свет 24 апреля 1906 года, Василий воспитывался в традициях русского дворянства. Он получил хорошее образование, потому легко поступил в Московский педагогический институт.
Но в советском вузе классово-чуждым элементам было не место. По этой причине возникла даже угроза ареста. И Криштафович в одночасье покинул столицу. Обосновался в Нижнем Новгороде. О дворянском происхождении, естественно, умолчал, что помогло поступить на историческое отделение местного пединститута. После окончания вуза Василия Вячеславовича направили в Дзержинск преподавать на рабфаке. Когда же на площади Дзержинского выстроили среднюю школу №4, Криштафович стал в ней завучем, а затем директором.
В предвоенные годы он часто выступал с лекциями на темы культуры, увлекательно рассказывал о классиках русской литературы. Когда 18 июня 1936 года скончался А.М. Горький, о значении творчества писателя городская газета «Дзержинец» в двух номерах опубликовала статью преподавателя литературы В.В. Криштафовича. В 1937 году страна отмечала столетие гибели А.С. Пушкина. В Дзержинск для выступлений приехал популярный актер МХАТа Анатолий Кторов. На городских площадках и в заводских клубах гость читал стихи и поэмы Пушкина, а Криштафович рассказывал собравшимся о жизни и творчестве великого поэта, о его вкладе в русскую культуру, и эти рассказы не уступали чтению столичного артиста.
В 30-е годы в людных местах Дзержинска были установлены мощные репродукторы, у которых нередко собирались люди. Однажды, 12 июня 1937 года, возле уличных репродукторов образовалась толпа. В этот день через студию городского радио для всей области шел концерт дзержинцев. Среди прочих самодеятельных артистов выступал и преподаватель литературы школы №4 Василий Криштафович. Он исполнял «Вечернюю серенаду» Шуберта и «Песню певца за сценой» из оперы «Рафаэль»…
Ушел на фронт добровольцем
В 1940 году для оказания помощи в педагогической работе Василия Криштафовича командировали в дружественную Туву, которая тогда была самостоятельным государством. Когда же началась война, Василий Вячеславович написал заявление с просьбой об отправке его на фронт. В 1942 году доброволец оказался на передовой.
Воевал в пулеметной роте. В одной из атак был ранен. Криштафович с советскими войсками освобождал Болгарию, Румынию, Венгрию, Чехию и дошел до столицы Австрии — Вены. На фронте Василий Криштафович познакомился со своим земляком, ученым-историком и добровольцем Петром Зайнчковским. Петр Андреевич в штабе и на передовой занимался спецпропагандой. По его рекомендации Василий Вячеславович с помощью передвижной громкоговорящей установки вскоре вел на фронте советскую агитацию. За храбрость и отвагу командование наградило его двумя орденами Красной Звезды.
Но война на этом для Криштафовича не закончилась.
Поскольку он в совершенстве знал несколько языков, его направили в отдел по разложению войск и населения противника. В этот отдел были отобраны люди, хорошо знающие не только иностранные языки, но и культуру, в частности, немецкую. Например, Криштафович работал вместе с известным переводчиком и знатоком немецкой литературы Вильямом Вильмонтом. Основным оружием для них стали неформальные беседы с жителями побежденной Германии. Нередко приходилось бывать в немецких семьях. Случалось Криштафовичу и арии петь, и на пианино играть, повышая тем самым авторитет советского офицера и страны-победителя.
Кстати, когда Василий Вячеславович демобилизовался и вновь стал работать в школе №4 (позднее она получила другой номер — №2), с пением арий из опер он вновь выступал по городскому радио. Воскресными днями отдыхающие в сквере на площади Дзержинского частенько слышали красивое пение Криштафовича, раздававшееся из репродукторов.
Безукоризнен во всех делах
Василия Вячеславовича в Дзержинске знали не только как директора школы и замечательного лектора. Многие на улице узнавали его по шикарной шубе. В послевоенные годы народ одевался, мягко говоря, скромно. Криштафович же форсил в роскошной шубе. На зарплату школьного директора купить такую было невозможно. Некоторые считали, что шубу он получил по распределению поступившего в город ленд-лиза. Лишь немногие знали, что Криштафовичу она досталась от отца, которого не стало еще в 1914 году. В 40-х годах эта шуба уже была как решето, хотя и выглядела очень привлекательно.
И в летнюю пору Василий Вячеславович выделялся своей опрятностью. Отутюженные брюки, свежая сорочка, аккуратно повязанный галстук были непременными атрибутами его костюма. Таким же безукоризненным Криштафович был во всех своих делах.
Директорствовал в школе Василий Вячеславович недолго, поскольку его назначили начальником отдела культпросветработы Дзержинского горисполкома. Главным на этом поприще для него стало строительство здания драматического театра в парке и возведение памятника Ф.Э. Дзержинскому на центральной площади города.
Василий Вячеславович рассказывал, что за проектом памятника решили обратиться к Сергею Меркурову. Этот ваятель был известен в стране главным образом по его гранитной скульптуре И.В. Сталина, установленной в 1939 году у входа в Третьяковскую галерею. Знали Меркурова и в Дзержинске, ведь он был автором памятника В.И. Ленину, стоящего возле Дома культуры поселка им. Я.М. Свердлова.
Скульптора Меркурова в Москве Криштафович нашел на даче. «Сергей Дмитриевич выслушал нашу просьбу и сразу же объявил цену за работу — миллион рублей, ни больше и ни меньше, — рассказывал Василий Вячеславович. — Огромные деньги по тем временам. Сумма была согласована с городскими властями и договор подписан. Меркуров принялся за работу»…
Когда у руководства городом никаких сомнений в установке памятника и открытии театра не оставалось, Василий Криштафович был утвержден заведующим гороно. В целях улучшения работы школ и повышения авторитета учителей уже при Криштафовиче на местном радио была организована «Учительская газета». Впервые прозвучала она 16 марта 1947 года и стала выходить два раза в месяц. В «Учительской газете» освещались самые разные аспекты работы школ и педагогов.
В первый же год работы Криштафовича на новом поприще в Дзержинске открылось несколько школ. В целях повышения авторитета образовательных учреждений и ответственности педагогов перед родителями Василий Вячеславович ввел отчетность директоров школ перед населением после окончания учебного года. Качественные перемены в работе школ были налицо. Во многом они достигались благодаря усилиям Криштафовича. В городе он пользовался огромным авторитетом.
Во главе школьного образования
Однажды Криштафовичу, как руководителю гороно, предложили выступить на Всесоюзном совещании, где обсуждались школьные проблемы. Он выступил, да так, что от министра образования В.П. Елютина получил приглашение перейти на работу в Париж, в ЮНЕСКО. К удивлению многих, Василий Вячеславович отказался. Причина была простая: устал от подобной работы в Берлине, хотелось свободно, без заграничных ограничений, заниматься школьным образованием.
Однако начальство посчитало, что Дзержинск — слишком маленький формат для Криштафовича. И его назначили заведующим отдела народного образования всей области. Василий Вячеславович и здесь оказался на высоте. Свидетельством тому орден Трудового Красного Знамени, присвоение званий заслуженного учителя РСФСР и почетного гражданина города Горького.
В областном центре судьба снова свела В.В. Криштафовича с П.А. Зайнчковским, теперь известным на весь мир своими научными работами. В 60 — 70-е годы московский профессор читал лекции студентам Горьковского госуниверситета. Друзья часто встречались, вспоминали военные годы, обсуждали ключевые этапы истории страны, насущные проблемы современности.
Одиннадцать лет руководил В.В. Криштафович школьным образованием области, а затем еще долго работал в институте повышения квалификации учителей. Часто выступал с лекциями перед педагогами районных школ, много раз приезжал в Дзержинск. Немало ветеранов дзержинских школ и сегодня вспоминают Василия Вячеславовича добрым словом. Скончался он 20 февраля 1989 года.
Следует отметить, что успешным педагогом была и его супруга Александра Петровна. Несколько десятилетий она, отличник народного образования, преподавала географию в школе №2. Дочь Криштафовича — Татьяна Цыганкова — тоже работала учителем в дзержинских школах №2 и 20. Нижегородцы знают ее как директора Нижегородского театрального училища, которое Татьяна Васильевна успешно возглавляла более сорока лет, за что была удостоена званий заслуженного работника культуры РФ и почетного гражданина Нижнего Новгорода.
Вячеслав САФРОНОВ