Когда вещи умеют говорить


20.05.21 11:00

Знаете ли вы, что в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской работает машина времени? Изобрела ее, нет-нет, не ученый-физик, а заведующая

Город Культура Молодежь

Знаете ли вы, что в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской работает машина времени? Изобрела ее, нет-нет, не ученый-физик, а заведующая Наталья Кириленко. «Устройство», «запатентованное» в 2008 году, называется Музей народного быта. Шагнув за порог музея, я не просто окунулась в прошлое, но словно побывала в гостях у бабушки с дедушкой: открыла потемневший комод, похожий на тот, что стоял у них дома, дотронулась до такой же швейной машинки, на какой «строчила» бабушка, и даже вдохнула аромат «Красной Москвы», спрятанной тогда от детей за «семью печатями».

Предметный подход

Как и любое благое дело, начался музей с… любви. С любви Натальи Кириленко к истории. Между прочим, краеведением она увлеклась еще в старших классах школы: была командиром поискового отряда, который занимался розыском информации о детях войны. Молодые люди собирали фото, записывали воспоминания, делали целые альбомы. Общаться с живыми свидетелями военного лихолетья было интересно и волнительно.

Изучение истории родного края, привлечение к этому детей и по сию пору любимое и одно из самых главных направлений творческой деятельности Кириленко. Она — председатель городского клуба краеведов.

— Мне кажется, что ребятам логичнее и интереснее изучать историю родного края, прикасаясь к ней непосредственно, — говорит Наталья Николаевна. — Мы ориентируемся на некий предметный подход. Просто посмотреть на какую-то старинную вещь, иногда и малопонятную — одно. А потрогать ее, узнать, как ею пользовались твои предки — совсем другое. И эмоции, живые и непосредственные, которые получают посетители нашего музея, — это как раз то, ради чего и создавался Музей народного быта.

Первые результаты поисковой работы Натальи Кириленко были представлены в 2007 году на небольшой выставке «Жизнь и быт нижегородцев». Нехитрые предметы крестьянского быта: одежда, посуда, вышитые полотенца — все это помещалось на трех полках. Нынешней коллекции музея тесно и в двух комнатах. Своих первых посетителей музей принял тринадцать лет назад, но торжественно открыт был лишь в 2010 году, когда экспонаты были систематизированы и оформлены.

Более пятидесяти человек участвовали в формировании фонда музея. Среди дарителей (слово-то какое хорошее!) — Станислав Першин, Андрей Демидов, Галина Силимянкина, Александр Кириллов и многие другие. Один только Александр Арсеньевич вручил музею порядка ста предметов старины: «Что это я один ими любуюсь? Пусть и ребята посмотрят: узнают больше о жизни своих прабабушек-прадедушек».

И список дарителей всегда открыт. Наталья Кириленко умеет зажечь своим интересом окружающих. Посетители музея под впечатлениями от увиденного восклицают: «Ой, вы знаете, а ведь у нас где-то прялка в деревенском доме осталась», «Приезжайте к нам, у нас кое-что сохранилось в амбаре». Подобные предложения Кириленко слышит постоянно. Находит знакомых, транспорт и — вперед, в экспедицию. Она даже мебель — железную кровать, комод и прочее — в музей привезла. Да что там мебель! Был случай, когда с Украины, через две таможни, на поезде она умудрилась доставить в Дзержинск прялку 1870 года!

— Я не люблю слово «популяризация», тем не менее оно очень точно отражает суть нашей музейной работы, — говорит Наталья Николаевна. — Мы не просто находим что-то интересное и бережно храним, но и передаем это знание детям, делимся с ними историей Черноречья, бытовыми сказками, культурными традициями, знаниями о кустарных промыслах, рассказами о военном быте.

«Вещевые» истории

Считается, что вещи не умеют говорить. Но в Музее народного быта они говорят: устами его руководителя и бессменного экскурсовода Натальи Кириленко. О каком экспонате ни спроси, про каждый у нее заготовлена замечательная история. Каждый предмет хранит тепло и энергетику своих владельцев. И дети, знакомясь с ними, понимают: все это создано руками, умом, трудом, сноровкой их родителей, дедов и прадедов. И важно ценить и хранить их мастерство, трудолюбие, любовь к своему дому.

Вот клубочница, приехала в Дзержинск с севера Нижегородской области. Нужна она была вовсе не для того, чтобы нитки не растрепали дети или кошки. Клубочницу крестьянка вешала себе на руку и по дороге в поле, чтобы зря время не терять, вязала. Раньше ведь у хозяюшек все действия до автоматизма отточены были: можно было на спицы и не смотреть. Причем клубочница эта непростая: подарил ее крестьянке сам барин за хорошую работу по дому. Лично заказал ее у плотника, чтобы ни у кого в селе такой не было!

Перцемолка 1905 года, зыбка, в которой выросло семь поколений и на которой остались следы от младенческих зубок, деревянная форма для творожной пасхи, двурыльник (приспособление, с помощью которого могли умываться сразу несколько детей)… Всей диковинной утвари и не перечислить: маслобойки, вальки, рубели, трепало, чугунные утюги, прялки. Конечно, мебель, сундуки, посуда, предметы одежды, старинные книги.

Есть даже наличники. Не нужны они стали хозяевам, которые красоту деревянного кружева заменили на удобные пластиковые окна. Но не пропали наличники: нашли свой новый дом в музее. И теперь посетители любуются их воздушностью, а заодно и узнают историю нижегородской резьбы, которая имела свой неповторимый оттенок и технику.

Вот черный льняной сарафан ручной работы из Ильино. Сто лет пролежал в сундуке неодеванным. Почему? Да потому, что шила его себе девушка как приданое. А жених не сразу сыскался. К моменту замужества подобрела красавица, да и маловат наряд стал. Но не выбрасывать же!

«Живой» музей

В этом музее нет строгого требования тишины, здесь не действует запрет «руками не трогать». Включаются почти все органы восприятия: не только зрения, но и слуха, обоняния. Все можно пощупать. Даже каменный молоток, датируемый двумя тысячами лет до нашей эры! Да в любом бы другом музее он под стеклом лежал, а здесь — в свободном доступе. Можно послушать, как звучит патефон, как бьют трофейные немецкие часы, как издают диковинные звуки глиняные свистульки. Можно узнать, какой аромат был у одеколона «Шипр» и даже понюхать эссенцию для пряников, издающую сладкий аромат лимонада «Дюшес».

Можно обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке-зыбке, посидеть за прялкой, взбить «воображаемый» кусочек сливочного масла в пахталке (маслобойке). Все это очень важно для маленьких посетителей музея, ведь мир их предков открывается для них не через пассивное «видение», а путем активного «делания». «Живым» музей делают, конечно, и всевозможные мастер-классы, которые здесь проводятся.

В Музее народного быта не бывает одинаковых экскурсий. Наталья Кириленко ориентируется на возраст посетителей, на их интересы, вопросы. Случается и так, что экскурсовод становится слушателем: когда в музей приходят люди старшего поколения. От них Наталья Николаевна и сама узнает много нового. Например, так она узнала про обычай, связанный со ступой. Оказывается, в ней действительно толкли воду. Это делала на свадьбе мать жениха, чтобы отогнать от молодой семьи злых духов, болезни и прочие напасти.

Коллекция предметов старины постоянно пополняется. Появится новый предмет — и сразу же перестановка! Чтобы не только новым посетителям, но и тем, кто уже побывал здесь раньше, было интересно. Правда, музею давно стало тесновато в двух библиотечных комнатах. И даже запасника не хватает.

Кстати, из экспонатов, хранящихся в запаснике, в библиотеке периодически устраиваются тематические выставки. Бывает, на время выставок музейные экспонаты объединяются с частными коллекциями. Так, были в библиотеке выставки швейных машинок, самоваров, часов, приемников, печных дверок, чугунного литья и многого другого. Отдельная тема — выставки, посвященные Великой Отечественной войне.

— В этом году в нашей библиотеке обещали сделать ремонт, очень ждем, — говорит заведующая. — В планах — «переселить» музей в большой читальный зал: там места в два раза больше. Другие площади — другие возможности. Мечтаем сделать имитацию убранства русской избы, чтобы расставить все, как положено. Для некоторых экспонатов требуются современные витрины. Планов по развитию у нас очень много! Смею надеяться, что Музей народного быта делает нашу библиотеку уникальной, непохожей на другие. Он, как окно в прошлое, дает мощный стимул для развития подрастающего поколения, воспитывает любовь к малой родине, уважение к своим истокам.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий