Химик, металловед, инженер-исследователь


27.05.21 10:00

Три ипостаси Валентины Морозовой Успешная работа любого предприятия зависит от объема и качества выпускаемой продукции. Истинным показателем процветания компании является

Город

Три ипостаси Валентины Морозовой

Успешная работа любого предприятия зависит от объема и качества выпускаемой продукции. Истинным показателем процветания компании является наличие технически оснащенной лаборатории, аттестованной в государственной системе обеспечения единства измерений, во главе с компетентным профессионалом-руководителем. Наш рассказ как раз о таком человеке — начальнике испытательно-исследовательской лаборатории металловедения АО ДЗХО «Заря» Валентине Морозовой.

В труде с детства…

Кандидатура Валентины Морозовой заслуженно была представлена руководством ДЗХО «Заря» для занесения ее портрета на городскую Доску почета в 2020 году. Специалист-универсал (химик, металловед) — более тридцати лет проработала на предприятии, ее портрет периодически появляется на заводском стенде почета среди передовиков производства. За высокий профессионализм, образцовое выполнение своих должностных обязанностей и значительный вклад в развитие «Зари» Валентина Александровна многократно награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами руководства завода, администрации Дзержинска и министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. Но с химией и металловедением Морозову, по ее же словам, связал случай.

Валя родилась в поселке Дальний (Чкаловский район), построенном посреди болот для Чернораменского торфопредприятия в начале 50-х годов прошедшего века. Ее родители приехали туда «по вербовке», жили в бараке. Отец — участник Великой Отечественной войны — работал слесарем на добыче торфа. Мама после краткосрочного обучения получила должность мотористки торфонасосной станции. Объем работ был неисчерпаемым. Немудрено, что 10-месячную Валю отправили к бабушке в Починковский район, и до шести лет девочка росла не с родителями. Когда девочке нужно было готовиться к школе, Валюша вместе с бабушкой приехали в Дальний.

Отец, инвалид войны, много болел, большую часть времени проводил дома, он и научил Валю читать по газетам. Из-за нехватки средств в семье Валя пошла в первый класс без букваря. На зарплату матери, трудившейся на нескольких работах, и инвалидную пенсию отца в 23 рубля родители собственными силами строили дом. Девочку с малых лет приучали к сбору ягод, грибов, которые потом продавали на базаре.

Каждый день Вали был строго расписан — на выполнение домашнего задания отводилось два часа. Остальное время она делала уборку по дому, с дальнего колодца на коромысле носила воду, пилила дрова, вышивала гладью шторы, накидки на подушки и диван, салфетки. Папа научил дочку управляться со швейной машинкой, и, начиная с 8-го класса, девушка шила простые модельные платья для себя, мамы и некоторых жительниц поселка. Наряд для выпускного она тоже сшила себе сама, взяв выкройку у учительницы по домоводству.

Мечтала стать медиком

Для получения полного среднего образования Валя со старшим братом по окончании «восьмилетки» были вынуждены уехать за 20 километров в рабочий поселок Чистое. Учиться Валентине нравилось — ходила на дополнительные факультативные занятия по физике, химии, математике и биологии. Готовилась к поступлению в медицинский институт, участвовала в школьных и районных олимпиадах.

В 10-м классе принимала участие в областном этапе олимпиады по химии, который проходил в Горьковском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. По итогам олимпиады Валентина получила поощрительную премию, посетила с экскурсией кафедры химического факультета, которые ее заинтересовали и запали в душу. Однако поступать решила все-таки в медицинский институт.

— Уже долго и серьезно болел отец, — рассказывает Валентина Александровна. — Я много общалась с его лечащим врачом и медсестрой, они рассказывали истории из врачебной практики, заинтересовали меня медициной.

В ее выпускной год в «меде» впервые ввели биологию в качестве профилирующего вступительного экзамена по расширенной программе. К такому девушка была не готова и поехала сдавать документы в университет.

— Меня туда будто судьба направила, сомнений и сожалений не было, ноги сами привели, — улыбается Валентина Морозова. — Я была выпускницей сельской школы из глубинки, поэтому мне предложили пройти двухнедельные бесплатные подготовительные курсы. Досрочно, в четыре дня, сдала все экзамены: физику и математику — на отлично, а на химии немного «просела» — на дополнительном вопросе растерялась. Преподаватель мне пояснил ответ на свой же вопрос. Всю жизнь вспоминаю тот счастливый случай. Как итог — с 15 баллами я поступила на химфак.

Пять лет учебы в университете Валя жила в общежитии, но на выходные раз в две недели ездила домой. В субботу вечером на электричке до Балахны, потом по узкоколейке приезжала в родной поселок Дальний. Там девушку поджидала мать с корзиной клюквы, и этой же ночью Валя отправлялась в обратный путь. В воскресенье утром стояла на рынке в Горьком, продавала клюкву. А вечером опять домой — сдать матери деньги за вырученную ягоду, и снова бессонная ночь в электричке, чтобы в понедельник утром успеть на лекции в университет.

— Самым грустным в той ситуации были не прогулы первой лекции по понедельникам, а боязнь быть «застуканной» однокурсниками на рынке при продаже клюквы, — вспоминает Валентина Морозова. — Сейчас это называется предпринимательство, а тогда… Один раз меня увидела преподаватель университета. Я растерялась, почти заплакала. Она успокоила, посоветовала не стыдиться своего труда. Но преподаватель по истории КПСС, чьи лекции я часто просыпала, не был так лоялен. На экзамене я ответила по билету на все вопросы, он одобрил ответы, но поставить «отлично» не мог из-за моих пропусков.

Выбор пал на спектральный анализ

На четвертом курсе Валентина выбрала кафедру спектрального анализа, связанную со сложными и интересными приборами. В отличие от «мокрой» химии, где нужно работать с химреактивами — кислотами, щелочами, растворителями, спектральный анализ включает в себя физические и химические методы исследования, с его помощью можно обнаруживать и определять химические элементы в сложных веществах, даже если масса образцов или изделий совсем небольшая.

На пятом курсе нашу героиню направили на преддипломную практику в ЦНИИ черной металлургии им. И.П. Бардина (Москва). Заведующий кафедрой предложил перспективной студентке писать дипломную работу на базе этого института в лаборатории эмиссионного спектрального анализа. Валентина осталась в Москве: жила у одной из сотрудниц, два раза в месяц наведывалась в университет, на кафедру к научному руководителю — докладывала о результатах своей работы, получала консультации.

Как молодого специалиста студентку распределили на горьковский телевизионный завод с достойной зарплатой и предоставлением жилья. Однако она попросилась на передовую стройку — «КамАЗ» — в Набережные Челны, на комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей.

Девушку, как и других молодых специалистов, не имевших производственного опыта работы на таком предприятии, направили на стажировку на «АвтоВАЗ» в Тольятти. С сентября 1974-го по май 1975 года Валентина изучала производственные азы спектрального анализа чугунов, сталей и цветных сплавов в управлении лабораторно-исследовательских работ, подтверждала статус инженера-спектральщика. По заданию наставника разработала новую методику на одном из приборов в случае аварийной остановки всех других спектрометров.

В конце 1975 года Валентина вышла замуж. Ее избранником стал выпускник радиофизического факультета Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, по распределению попавший в специальное конструкторское бюро ДНИХТИ (ныне — «ГосНИИ машиностроения» им. В.В. Бахирева). Молодой семье дали комнату в семейном общежитии. Так Морозова оказалась в Дзержинске. А после возвращения с «КамАЗа» в апреле 1976 года Валентине представилась возможность устроиться в ДНИХТИ старшим инженером-металловедом на испытательную станцию.

При образовании «НИИмаша» Валентина была переведена во вновь создаваемую лабораторию физико-химического анализа и исследований материалов. Возникла необходимость запускать новые приборы и лабораторное оборудование, осваивать и внедрять полный анализ металлов и сплавов — не только спектральных, но и химических методов. Тогда, наконец, и «въехала в мокрую химию». Принимала участие в разработке технологий очистки и обогащения порошков, получаемых методом взрыва, и методик анализа их структурно-фазового состава.

Кстати, Морозова получила два авторских свидетельства на изобретения по способам очистки и анализа фазового состава вюрцита (в 1986 и 1989 годах).

В апреле 1989 года Валентина Морозова перевелась на производственное объединение «Заря». От начальника металлографической лаборатории требовались обширные и глубокие знания теории и практики металловедения. Ее неоднократно направляли на переподготовку — для изучения и освоения новых методов испытаний, анализов и исследований сталей, сплавов и их сварных соединений — на право их проведения и выдачи заключений в системах Росстандарта и Ростехнадзора, а также и обучения лаборантов. Технические возможности лаборатории расширялись постоянно.

Нынешняя лаборатория, которой руководит Морозова, проводит обширный комплекс обязательных и необходимых дополнительных (отсутствующих в сертификатах показателей) испытаний и исследований на входном контроле закупаемого металла, сварочных материалов, полуфабрикатов, поковок и готовой сварной продукции собственного производства.

В целях гарантированного предотвращения и недопущения непреднамеренного использования в производстве металла несоответствующей марки завод уделяет особое внимание входному маркировочному анализу химического состава поступающих металлоизделий. Деятельность ДЗХО «Заря» направлена на развитие и совершенствование своей диагностической базы. Лаборатория дооснащается испытательным оборудованием, которое соответствует высоким современным требованиям.

Работа помогла забыть о болезни

Более тридцати лет завод «Заря» — главное предприятие в трудовой деятельности универсала-металловеда Морозовой. Начинала она с металлографической лаборатории, теперь руководит комплексной, аттестованной на техническую компетентность, испытательно-исследовательской лабораторией металловедения.

Конечно, у Валентины Александровны есть ученики и последователи. Одного из них — прилежного сотрудника, имевшего только двухлетний опыт работы слесарем — она «вырастила» до высококвалифицированного специалиста, инженера по физико-механическим и другим видам испытаний.

— Несколько лет назад у меня случился инфаркт, я перенесла операцию на сердце, — рассказывает Валентина Морозова. — На три с половиной месяца по больничному листу была освобождена от работы. Но два раза в неделю нарушала больничный режим — приезжала на любимую работу. Врачи рекомендовали мне оформить инвалидность, а я, вспомнив своего отца-инвалида, испытавшего большие ограничения и запреты почти во всех жизненных обстоятельствах, и его мизерную пенсию, отказалась и убедительно просила врачей об одном: «Помогите восстановиться для работы». Считаю, что так я себя «вытащила». Не было страха, никакой депрессии, время и дела шли на позитиве — работа меня спасла. И своим детям я всегда говорю: «Живите в сердце с Богом (значит, с любовью и без страха), а головой и руками — в труде». Мой главный жизненный принцип и девиз: «Знаю, умею, могу и хочу, но если не умею — обязательно освою и буду уметь!».

Ольга СЕРЕГИНА

Фото из личного архива Валентины Морозовой

Оставить комментарий