Газета Город Образование
03.06.21

Наталья Попыкина: «Детям дается больше свободы и самостоятельности»

Детский сад — место, где малыши проводят много времени. Сделать так, чтобы мальчишкам и девчонкам было в нем уютно, спокойно и интересно — сложнейшая задача. Справляются ли с нею дошкольные образовательные учреждения Дзержинска, полностью ли укомплектованы они кадрами, каково их материально-техническое обеспечение? Об этом и многом другом корреспондент «Дзержинских ведомостей» беседует с заместителем директора департамента образования Натальей Попыкиной.

Муниципалы и частники

— Наталья Николаевна, какова общая картина системы дошкольного образования Дзержинска?

— Всего в нашем городе 82 образовательные организации, которые реализуют программы дошкольного образования, присмотр и уход за детками. Общее число воспитанников — почти 12,5 тысячи.

— Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее закрытие детского сада №24.

— Здание постройки 40-х годов прошлого века изначально было компактным, рассчитанным только на четыре группы. А когда на Окской набережной был открыт новый, 97-й сад, начался постепенный отток воспитанников. В итоге количество групп сократилось до одной, да и то неполной, а в очереди на следующий год стояло всего шесть человек. Причем даже те родители, которые собирались привести сюда своих малышей, заранее планировали впоследствии перевести их в другие дошкольные учреждения — с более широким спектром образовательных программ и наличием таких специалистов, как логопед, психолог, инструктор по физической культуре.

— Много ли в Дзержинске частных детсадов? Насколько они востребованы?

— Подавляющее большинство детсадов — «под крылом» муниципалитета. Кроме того, пять дошкольных учреждений находятся в государственной собственности. Частный образовательный сектор начал развиваться не так давно. В этом списке: православный детский сад имени Серафима Саровского, «Первый детский», «Академия», «Клевер 1». В последнем пока открыта только одна дошкольная группа.

— Все ли они подведомственны департаменту образования администрации города?

— Нет, государственные детсады находятся в ведении регионального министерства образования, науки и молодежной политики, за работу частных детсадов несет ответственность их владелец.

— По вашему мнению, нужны ли еще частные учреждения? Составляют ли они конкуренцию муниципальным?

— У каждого — своя ниша. Как я уже говорила, сеть муниципальных учреждений — самая массовая и разносторонне развитая. Согласитесь, далеко не всем родителям по карману водить ребенка в частный детсад.

— Кстати, финансовый момент: не так давно была повышена стоимость родительской платы за посещение детского сада…

— Мы имеем право это делать раз в год — в рамках коэффициента инфляции. Так что повышение составило не более четырех процентов.

Финансирование образовательной программы

— 2055 рублей — все равно не та сумма, на которую можно содержать ребенка целый месяц. Удивительно, как с этой задачей справляются детсады?!

— В реальности содержание одного ребенка обходится в среднем в сто тысяч рублей в год. То есть без помощи государства родители платили бы раза в три больше. Так, из областного бюджета финансируется реализация образовательной программы и зарплата педагогических работников, а город отвечает за содержание зданий садиков и платит зарплату всем остальным работникам.

— Поясните, что это такое — финансирование реализации образовательной программы?

— Это закупка всего того, что нужно детям для образования — учебные пособия, канцтовары, игровое и интерактивное оборудование и прочее.

— Потребности детсадов велики, а их финансирование — не безгранично. По какому принципу выполняются заявки?

— Финансирование каждого конкретного детского сада зависит от количества посещающих его детей. То есть чем больше воспитанников в дошкольном учреждении, тем больше ему будет выделено средств. Помните, одно время мы делали упор на обновление уличного оборудования? Горожане сразу обратили внимание, как преобразились территории наших детсадов. Теперь закупаем игрушки, дидактические материалы, программное оборудование для работы со специалистами — психологами, логопедами.

Опережая ваш следующий вопрос, скажу: конечно, нельзя объять необъятное и приобрести все и сразу. Но мы стараемся! Время ведь не стоит на месте. Столько новинок появляется — только успевай. Вот как раз недавно в Дзержинском педагогическом колледже были на мастер-классе по новому оборудованию — это же просто фантастика!

— Вы сказали, время не стоит на месте. Каков современный подход к воспитанию в детских садах? Что ставится во главу угла?

— Всегда и во все времена во главе угла стоял ребенок! Не сильно изменились и теория, и методика воспитания. Но вот подход к ребенку стал немного другой. Детям дается больше свободы и самостоятельности, мы стремимся к индивидуализации. Современный стандарт дошкольного образования имеет ориентир на личность ребенка, призывает поддерживать его индивидуальные особенности, исключает тоталитарный стиль поведения воспитания. О том, что знает пятилетний ребенок, десять лет назад его ровесник и не подозревал. У современных деток совершенно другое понимание мира, они такие интересные!

Без очередей

— Ждать ли дзержинцам открытия новых дошкольных учреждений?

— В рамках адресной программы «Развитие инженерной и социальной инфраструктуры городского округа город Дзержинск» в микрорайоне «Комсомольский» планируется построить новый детсад на 320 мест. Четкие временные рамки пока назвать не могу.

— Тогда следующий закономерный вопрос: хватает ли мест в детских садах? Есть ли очереди, особенно в так называемые «статусные» дошкольные учреждения?

— Местами мы готовы обеспечить всех желающих! Теперь об очереди. Есть такое понятие как актуальная очередь, когда родители хотят отдать ребенка в детский сад, а отдавать некуда: свободные места отсутствуют. Так вот, такой очереди в Дзержинске нет! Какая, спросите, очередь есть? Есть очередь для детей, которых еще только планируют отдать в детский сад. Преобладающее большинство в ней — малыши до года. То есть родился ребенок, родители почти сразу поставили его на очередь, а пойдет он в садик только годика в два.

Что касается статусных детских садов, то у нас вообще нет такого понятия. Есть сады с расширенным спектром образовательных программ и бОльшим количеством специалистов. Но и в них мы взяли всех желающих.

— И еще — о малышах. Ясли пользуются большой популярностью?

— Я бы так не сказала. У нас в отдельных детских садах есть ясельные группы, куда берут малышей с года. Есть и специализированный детский сад-ясли №26, но даже в нем в этом году вместо традиционных четырех групп формируется всего три! Так что желающих отдавать деток в детский сад раньше двух лет немного.

— То есть самый популярный возраст начинающего детсадовца — это два года?

— Да, полтора-два года. С точки зрения педагогики — это действительно самый оптимальный вариант: малыш быстрее адаптируется и социализируется. В три года ребенку гораздо сложнее привыкнуть к детскому саду.

— Как много в Дзержинске детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение?

— Порядка двухсот неорганизованных детей, основная причина — проблемы со здоровьем.

Творческие и активные

— Полностью ли укомплектованы детсады сотрудниками? Наблюдается ли дефицит кадров?

— Муниципальная система дошкольного образования насчитывает 1068 педагогических работников, из них 868 — воспитатели. Такого кадрового голода, как в начале 2000-х, мы не испытываем.

Отдельно хочу отметить, что уровень педагогических работников растет из года в год: они понимают, что нужно учиться и совершенствовать свое профессиональное мастерство. Тесно сотрудничаем мы и с Дзержинским педагогическим колледжем, ежегодно проводим ярмарки вакансий. В том, что система дошкольного образования Дзержинска занимает в регионе лидирующие позиции — заслуга именно их, наших замечательных педагогов.

В дзержинских детсадах действуют пять инновационных и четыре стажерские площадки различных вузов. На базе двух дошкольных организаций налажена работа муниципальных ресурсных центров по обобщению, распространению и внедрению педагогического опыта в системе дошкольного образования.

Педагоги детских садов активно участвуют в конкурсном движении, в том числе в конкурсах профессионального мастерства. Ежегодно наши дошкольные образовательные учреждения становятся обладателями гранта губернатора. Воспитанники (и их родители) пробуют свои силы в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях. Традиционными стали такие праздники, как «Папа, мама, я — спортивная семья», «Все на велосипед», «На одной лыжне», «Сильные, смелые, ловкие!», «Солнышко в ладошке».

— В связи с трагическими событиями в Казани планируются ли какие-либо дополнительные работы по повышению безопасности в детсадах?

— Планируется разработка программы по антитеррористической защищенности объектов образования, в рамках которой будут проведены: работы по оснащению охранной сигнализацией, ремонт помещений для охраны с установкой в них видеонаблюдения, оснащение территорий наружным освещением, замена ограждений.

— В каких детсадах этим летом будут проведены ремонтные работы?

— В этом году на ремонт детских дошкольных учреждений будет выделено порядка 50 миллионов рублей. В списке работ — восстановление асфальтового покрытия, ремонт теневых навесов, кровли, фасада, герметизация межпанельных швов. Практически ни одно дошкольное учреждение не останется без внимания. Постараемся, чтобы все работы были выполнены за лето. Сейчас проходят конкурсные процедуры.

Беседовала Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *