Наивный реалист Петр Засухин


10.06.21 12:00

Петр Засухин — один из самых известных художников Дзержинска. Как принято говорить, медийный персонаж. Факт удивительный, если учесть, что живопись

Город Культура

Петр Засухин — один из самых известных художников Дзержинска. Как принято говорить, медийный персонаж. Факт удивительный, если учесть, что живопись Засухина неоднозначна и не всем понятна. Специалисты считают Засухина последователем художественного течения под названием «примитивизм». Петр называет себя «наивным реалистом». Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с художником в его мастерской.

«Белый лебедь на пруду»

Засухин — самородок. Никогда не учился ни в художественной школе, ни в художественном училище или специализированном вузе. Рисовал понемногу с раннего детства. В армии работал художником-оформителем. Понял, что может писать картины не хуже, чем художники с дипломами об окончании художественных учебных заведений.

Ваш покорный слуга впервые услышал эту фамилию лет тридцать назад, когда учился в нижегородском университете. Петр Засухин и его друзья-художники прогремели на весь Нижний Новгород двумя выставками — в кинотеатре «Рекорд» и Дмитриевской башне Нижегородского кремля на рубеже 80 — 90-х годов. Петр тогда учился в Нижегородском институте инженеров водного транспорта и жил в общежитии на улице Пискунова на Черном пруду. В городе на слуху было объединение художников «Черный пруд» — неформалов от живописи, творчество которых при советской власти, мягко говоря, не приветствовалось. Засухин и его друзья из водного института загорелись желанием утереть нос «чернопрудненцам». Одним из центров неформального искусства тогда считалась Дмитриевская башня.

— Мы подошли к организатору выставок в башне и спрашиваем: «А наши картинки вы вот так не выставите?» — вспоминает Засухин. — А он в ответ: «Почему бы и нет?».

По словам самого Петра, работы были не то чтобы необычные, а, скорее, провокационные, немного хулиганские. Какое время, такие и песни. В противовес «Черному пруду» Петр Засухин, Олег Губин и Андрей Егоров назвали свое объединение «Белые лебеди». Причем придумали «провокационное» название всего за несколько минут. Мы, мол, белые лебеди на Черном пруду.

Успех случился колоссальный. Билет на выставку «Белых лебедей» стоил один полновесный советский рубль. За месяц работы выставки организаторы заработали 15 тысяч рублей (для сравнения: средняя зарплата в то время была порядка 200 рублей в месяц).

Одновременно в Нижнем Новгороде открылась выставка известного художника Ильи Глазунова. Афиша вернисажа «Белых лебедей» зазывала посетителей так: «Любителей сериала «Изаура», группы «Ласковый май» и Ильи Глазунова — просьба не беспокоиться!». Кстати, посмотреть на работы знаменитого московского автора тогда пришло порядка 12 тысяч человек — на три тысячи меньше, чем на никому не известных местных художников.

— Нам в первый и в последний раз заплатили деньги за участие в художественной выставке, — улыбается Петр. — Больше такого не было никогда…

«Рисую картинки»

Выставка прошла, перестройка кончилась. Наступили «лихие 90-е». Интерес людей к необычной живописи и искусству вообще заметно поубавился. Но художник Засухин оставался верен себе — занимался творчеством, несмотря ни на что. Пытался пробиться в Москве. Теперь живет и работает в Дзержинске. Входил в разного рода объединения художников города (например, ART DUST).

Традиционная живопись — не его конек, прямо скажем. Засухину это неинтересно. Хотя некоторые недоброжелатели говорят, что Петр… вообще не умеет рисовать. На том основании, что Засухин нигде специально не учился живописи.

— Я не буду переживать, если кому-то мое творчество не по вкусу, — говорит художник. — Любая позиция имеет личностную окраску. Люди в зависимости от интеллекта дают свои оценки.

Многие называют Засухина примитивистом (от «примитивизм» — направление живописи). Художник рисует как ребенок, сознательно упрощая формы, перспективу, игру света и образы предметов.

— Никогда не думал об этом, никогда не гнался за формулировками, — признается Петр. — Я просто рисую картинки.

У Засухина репутация ироничного художника. Он не возражает. Некоторые пугаются насмешливой интонации на картинах Петра. В советское время художникам часто задавали «каверзный» вопрос: «А что вы хотели сказать своей картиной?». Какой, мол, скрытый смысл зашифровали?

— Я — реалист. Наивный реалист, — отвечает художник. — Я хочу, чтобы было забавно, прикольно, смешно!

Чего, например, стоит его портрет известного в недавнем прошлом политика с рюмкой в руках!

Не всегда художника понимают правильно. В 2015 году творчество Засухина активно обсуждалось в СМИ и социальных сетях Дзержинска. Причина — созданная им фигурка ангела, которая появилась на фасаде Дома книги. «Ангел взорвал общество, которое разделилось на два лагеря — «за» и «против» человечка с крыльями, покрытого золотой краской», — писали тогда в СМИ. По словам Засухина, идея пришла в голову известному в Дзержинске художнику-монументалисту Евгению Шалову. В советское и постсоветское время Шалов возглавлял отдел художественного оформления в администрации города. Мозаичные панно на трибуне стадиона «Химик», возле Вечного огня, на фасаде Дворца детского творчества, Дзержинского политеха, Дома книги и школы №15 — дело рук команды художника Шалова. Евгений Григорьевич предложил Засухину «доработать» фасад Дома книги.

— Задумки специально сделать золотого ангела не было, — говорит Петр. — Я вылепил гипсовую фигурку и выкрасил ее желтой краской. Но «креаклам» в интернете это почему-то не понравилось.

Как говорится, художника обидеть может каждый. Тем более что некоторые люди, ругавшие творение Засухина в интернете, потом извинялись перед ним лично, говорили, что он попал под раздачу в информационных «разборках» с политическим оттенком. В итоге автор лично снял фигурку с фасада Дома книги. Не хотите — как хотите.

Картины на колесиках

Засухин — коренной дзержинец.

— Родители возили меня в детский садик: автобус подъезжал — и город кончался: песок, двухэтажные старые домики, а за ними лес, — вспоминает Петр. — Наш Дзержинск уникален, здесь собрана вся архитектура Советского Союза — конструктивизм, сталинский ампир, «хрущевки», «брежневки». Центр города задуман с оглядкой на Питер. Дзержинск запланировали полукругом, как восходящее солнце: от центральной площади лучиками расходятся проспекты.

Здания в городе постепенно реставрируют, красят, Дзержинск преображается, что только радует Петра Засухина. А вот продажа картин — больной для него вопрос. Засухин занял принципиальную позицию, с которой можно соглашаться или не соглашаться.

— Есть художники, которые хотят продаваться, — объясняет наш герой. — Для этого нужно писать березы, прудик, речку. Безусловно, это мои коллеги, я уважаю их труд, но мне такая тема не близка. Например, очень редко пишу с натуры, а пейзажи так вообще никогда. Я не продаю конкретные работы, потому что не предлагают цену, за которую отдал бы их. Люди хотят купить мои картины по цене, ниже той, по которой продаются магазинные картины, изготовленные типографским способом! Продавать за копейки не буду…

В следующем году Засухину исполняется 60 лет. Петр планирует организовать персональную выставку в краеведческом музее. Художник хотел бы представить горожанам работы разных периодов. Например, обязательно планирует выставить портреты людей, которые дороги художнику. Будут живопись, скульптура и даже новомодные инсталляции. В мастерской Петра ждут своего часа… три старые межкомнатные двери. Дело за малым — расписать их с двух сторон, в фирменном ироничном стиле, приделать колесики и запустить по выставочным залам «самоходный» арт-объект. Этакая картина на колесиках, которую можно потрогать. И даже толкнуть в определенном направлении, чтобы она поехала в прямом смысле слова.

— Надеюсь, дзержинцам понравится, — улыбается Петр Засухин.

Сергей АНИСИМОВ

Фото Руслана Лобанова

СПРАВКА

Петр Засухин — участник художественных выставок и фестивалей в Нижнем Новгороде, Москве, Саратове, Владимире, Магдебурге. Работает с живописью, графикой, скульптурой, иллюстрирует книги. Художественное пространство Засухина «наполнено аллюзиями и образностью, эмоциональностью и живым цветом».

Наивный реалист Петр Засухин

Петр Засухин — один из самых известных художников Дзержинска. Как принято говорить, медийный персонаж. Факт удивительный, если учесть, что живопись Засухина неоднозначна и не всем понятна. Специалисты считают Засухина последователем художественного течения под названием «примитивизм». Петр называет себя «наивным реалистом». Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с художником в его мастерской.

«Белый лебедь на пруду»

Засухин — самородок. Никогда не учился ни в художественной школе, ни в художественном училище или специализированном вузе. Рисовал понемногу с раннего детства. В армии работал художником-оформителем. Понял, что может писать картины не хуже, чем художники с дипломами об окончании художественных учебных заведений.

Ваш покорный слуга впервые услышал эту фамилию лет тридцать назад, когда учился в нижегородском университете. Петр Засухин и его друзья-художники прогремели на весь Нижний Новгород двумя выставками — в кинотеатре «Рекорд» и Дмитриевской башне Нижегородского кремля на рубеже 80 — 90-х годов. Петр тогда учился в Нижегородском институте инженеров водного транспорта и жил в общежитии на улице Пискунова на Черном пруду. В городе на слуху было объединение художников «Черный пруд» — неформалов от живописи, творчество которых при советской власти, мягко говоря, не приветствовалось. Засухин и его друзья из водного института загорелись желанием утереть нос «чернопрудненцам». Одним из центров неформального искусства тогда считалась Дмитриевская башня.

— Мы подошли к организатору выставок в башне и спрашиваем: «А наши картинки вы вот так не выставите?» — вспоминает Засухин. — А он в ответ: «Почему бы и нет?».

По словам самого Петра, работы были не то чтобы необычные, а, скорее, провокационные, немного хулиганские. Какое время, такие и песни. В противовес «Черному пруду» Петр Засухин, Олег Губин и Андрей Егоров назвали свое объединение «Белые лебеди». Причем придумали «провокационное» название всего за несколько минут. Мы, мол, белые лебеди на Черном пруду.

Успех случился колоссальный. Билет на выставку «Белых лебедей» стоил один полновесный советский рубль. За месяц работы выставки организаторы заработали 15 тысяч рублей (для сравнения: средняя зарплата в то время была порядка 200 рублей в месяц).

Одновременно в Нижнем Новгороде открылась выставка известного художника Ильи Глазунова. Афиша вернисажа «Белых лебедей» зазывала посетителей так: «Любителей сериала «Изаура», группы «Ласковый май» и Ильи Глазунова — просьба не беспокоиться!». Кстати, посмотреть на работы знаменитого московского автора тогда пришло порядка 12 тысяч человек — на три тысячи меньше, чем на никому не известных местных художников.

— Нам в первый и в последний раз заплатили деньги за участие в художественной выставке, — улыбается Петр. — Больше такого не было никогда…

«Рисую картинки»

Выставка прошла, перестройка кончилась. Наступили «лихие 90-е». Интерес людей к необычной живописи и искусству вообще заметно поубавился. Но художник Засухин оставался верен себе — занимался творчеством, несмотря ни на что. Пытался пробиться в Москве. Теперь живет и работает в Дзержинске. Входил в разного рода объединения художников города (например, ART DUST).

Традиционная живопись — не его конек, прямо скажем. Засухину это неинтересно. Хотя некоторые недоброжелатели говорят, что Петр… вообще не умеет рисовать. На том основании, что Засухин нигде специально не учился живописи.

— Я не буду переживать, если кому-то мое творчество не по вкусу, — говорит художник. — Любая позиция имеет личностную окраску. Люди в зависимости от интеллекта дают свои оценки.

Многие называют Засухина примитивистом (от «примитивизм» — направление живописи). Художник рисует как ребенок, сознательно упрощая формы, перспективу, игру света и образы предметов.

— Никогда не думал об этом, никогда не гнался за формулировками, — признается Петр. — Я просто рисую картинки.

У Засухина репутация ироничного художника. Он не возражает. Некоторые пугаются насмешливой интонации на картинах Петра. В советское время художникам часто задавали «каверзный» вопрос: «А что вы хотели сказать своей картиной?». Какой, мол, скрытый смысл зашифровали?

— Я — реалист. Наивный реалист, — отвечает художник. — Я хочу, чтобы было забавно, прикольно, смешно!

Чего, например, стоит его портрет известного в недавнем прошлом политика с рюмкой в руках!

Не всегда художника понимают правильно. В 2015 году творчество Засухина активно обсуждалось в СМИ и социальных сетях Дзержинска. Причина — созданная им фигурка ангела, которая появилась на фасаде Дома книги. «Ангел взорвал общество, которое разделилось на два лагеря — «за» и «против» человечка с крыльями, покрытого золотой краской», — писали тогда в СМИ. По словам Засухина, идея пришла в голову известному в Дзержинске художнику-монументалисту Евгению Шалову. В советское и постсоветское время Шалов возглавлял отдел художественного оформления в администрации города. Мозаичные панно на трибуне стадиона «Химик», возле Вечного огня, на фасаде Дворца детского творчества, Дзержинского политеха, Дома книги и школы №15 — дело рук команды художника Шалова. Евгений Григорьевич предложил Засухину «доработать» фасад Дома книги.

— Задумки специально сделать золотого ангела не было, — говорит Петр. — Я вылепил гипсовую фигурку и выкрасил ее желтой краской. Но «креаклам» в интернете это почему-то не понравилось.

Как говорится, художника обидеть может каждый. Тем более что некоторые люди, ругавшие творение Засухина в интернете, потом извинялись перед ним лично, говорили, что он попал под раздачу в информационных «разборках» с политическим оттенком. В итоге автор лично снял фигурку с фасада Дома книги. Не хотите — как хотите.

Картины на колесиках

Засухин — коренной дзержинец.

— Родители возили меня в детский садик: автобус подъезжал — и город кончался: песок, двухэтажные старые домики, а за ними лес, — вспоминает Петр. — Наш Дзержинск уникален, здесь собрана вся архитектура Советского Союза — конструктивизм, сталинский ампир, «хрущевки», «брежневки». Центр города задуман с оглядкой на Питер. Дзержинск запланировали полукругом, как восходящее солнце: от центральной площади лучиками расходятся проспекты.

Здания в городе постепенно реставрируют, красят, Дзержинск преображается, что только радует Петра Засухина. А вот продажа картин — больной для него вопрос. Засухин занял принципиальную позицию, с которой можно соглашаться или не соглашаться.

— Есть художники, которые хотят продаваться, — объясняет наш герой. — Для этого нужно писать березы, прудик, речку. Безусловно, это мои коллеги, я уважаю их труд, но мне такая тема не близка. Например, очень редко пишу с натуры, а пейзажи так вообще никогда. Я не продаю конкретные работы, потому что не предлагают цену, за которую отдал бы их. Люди хотят купить мои картины по цене, ниже той, по которой продаются магазинные картины, изготовленные типографским способом! Продавать за копейки не буду…

В следующем году Засухину исполняется 60 лет. Петр планирует организовать персональную выставку в краеведческом музее. Художник хотел бы представить горожанам работы разных периодов. Например, обязательно планирует выставить портреты людей, которые дороги художнику. Будут живопись, скульптура и даже новомодные инсталляции. В мастерской Петра ждут своего часа… три старые межкомнатные двери. Дело за малым — расписать их с двух сторон, в фирменном ироничном стиле, приделать колесики и запустить по выставочным залам «самоходный» арт-объект. Этакая картина на колесиках, которую можно потрогать. И даже толкнуть в определенном направлении, чтобы она поехала в прямом смысле слова.

— Надеюсь, дзержинцам понравится, — улыбается Петр Засухин.

Сергей АНИСИМОВ

Фото Руслана Лобанова

СПРАВКА

Петр Засухин — участник художественных выставок и фестивалей в Нижнем Новгороде, Москве, Саратове, Владимире, Магдебурге. Работает с живописью, графикой, скульптурой, иллюстрирует книги. Художественное пространство Засухина «наполнено аллюзиями и образностью, эмоциональностью и живым цветом».

Оставить комментарий