Газета Город Молодежь Образование
11.06.21

Плененный историей

Богиня Клио — покровительница истории — была одной из муз Олимпа, взойти на который разрешалось только избранным. Именем священной горы в Дзержинске называется церемония чествования победителей и призеров олимпиад среди школьников. Девятиклассник Назар Жамалетдинов, ставший в этом учебном году призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, получил по итогам церемонии звание «Ученик года-2021». Без симпатий Клио тут явно не обошлось…

Дзержинский Олимп

В конце года в любом коллективе принято подводить итоги и отмечать лучших. Система образования — не исключение, только итоги здесь подводятся в мае, под конец учебного года. В Дзержинске церемония чествования лучших школьников под названием «Олимп» проходит во Дворце детского творчества. В этом году она состоялась в 20-й раз.

Церемония чествования олимпийцев, организует которую департамент образования при поддержке администрации Дзержинска, призвана сохранять и приумножать интеллектуальный и творческий потенциал подрастающего поколения. На этот раз памятными подарками городской администрации и грамотами министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области были отмечены почти сто талантливых школьников Дзержинска. Из них 12 человек стали победителями и призерами всероссийских конкурсов экологической, научно-технической и естественно-научной направленности.

На «Олимпе» выбрали и лучшего ученика. Этот титул получил учащийся 9-го класса МБОУ «Средняя школа №17» Назар Жамалетдинов.

Путь к вершинам

Всероссийская олимпиада школьников по истории проводится с 2000 года. Она развивает творческие способности подростков, в том числе и их интерес к научной деятельности. По традиции заключительный этап олимпиады проходит в городах с богатым историческим и культурным наследием. В 2021 году принимающей стороной стал Ульяновск, а точнее — Ульяновский государственный педагогический университет.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады имеют право на поступление без экзаменов в любой российский вуз на профильное направление, и это право на льготу сохраняется в течение четырех лет. Таким образом, ученик 9-го класса Назар Жамалетдинов уже обеспечил себе зачисление в любой университет страны. Можно выдохнуть? Но нет, Назар и не собирается расслабляться.

— Любовь к истории у меня появилась с учебника по окружающему миру в начальной школе, — рассказывает юноша. — Именно тогда произошло формирование моего отношения к прошлому. А в пятом классе на уроках истории я стал заниматься дополнительно по программе шестого класса. Тогда же в средней школе увлекся нумизматикой. Монета является своеобразным свидетелем истории, по ней можно узнать, кто управлял государством, а также получить представления о значимых событиях.

В последнее время на уроках истории Жамалетдинов занимается по индивидуальному маршруту. Его одноклассники иногда недоумевают, почему Назар не участвует в опросах домашнего задания, но в то же время берут с него пример и, вдохновляясь его успехами, стараются подтянуть свои «хвосты».

Назар признается, что история занимает у него все свободное время: мальчику нечасто удается пообщаться с друзьями, поиграть в компьютер или выгулять собаку. Безусловно, скромничает, и на мое предложение хотя бы на время поменять умные книжки на возможность погонять мячик во дворе отвечает, что история — его конек, и оседлать его школьник собирается, став преподавателем университета.

Елена Ивановна, мама Назара, известие о том, что сыну присвоено звание «Ученик года», приняла с радостью, хотя и была удивлена.

— Обычно «учениками года» становятся ребята из старших классов, а тут — девятиклассник, — поясняет она. — Конечно, для любой матери это большая гордость. Подготовка к олимпиадам отнимает у сына много времени, я вижу, как он устает, но ведь и результаты того стоят. Замечательно, что его учеба тесно переплетается с хобби: Назар не просто коллекционирует монеты, он про каждую ищет информацию в интернете (какая эпоха, кто правитель), обогащая таким образом свои знания по истории. Замечу, некоторые олимпиадные задания напрямую связаны с монетами. Конечно, у него есть обязанности по дому, но это не мешает Назару готовиться к олимпиадам и конкурсам. И если сын хочет связать свое будущее с преподаванием, я буду его всячески поддерживать.

Непосредственный и целеустремленный

Назар, как и все подростки в его возрасте, хочет быть услышанным. У него есть своя точка зрения на любой вопрос. Конечно, умудренным жизнью взрослым его взгляды кажутся немного наивными, но он готов отстаивать свое мнение. И поддерживает Назара его классный руководитель Ольга Ткачук.

Ольга Николаевна не только «классная мама», она преподаватель истории, человек, который научил Назара любить и понимать эту сложную науку. Ольга Ткачук познакомилась с Назаром, когда тот после окончания четвертого класса пришел к ней в летний лагерь на занятия по истории.

— Уже в пятом классе он стал показывать хорошие результаты на олимпиадах внутри школы, — рассказывает преподаватель. — К сожалению, ученики пятых-шестых классов не могут принимать участие в олимпиадах на уровне города. А в седьмом классе Назар стал победителем городской олимпиады. Тогда же мы приняли участие в межрегиональной олимпиаде «Будущие исследователи — будущее науки» на базе Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, где Назар попал в призеры. Этот успех и дал толчок для дальнейшего развития. В прошлом году в олимпиаде от нижегородского университета он снова стал призером, а в олимпиаде от Российского государственного гуманитарного университета (Москва) среди девятиклассников был единственным учеником восьмого класса. Из-за пандемии ему не удалось показать свои знания в полную силу.

Зато в нынешнем учебном году Назар Жамалетдинов и его наставник Ольга Ткачук были нацелены на самые высокие показатели. Они в постоянном поиске нужной информации: научных статей, выдержек из энциклопедий и сборников, цитат и умных мыслей великих деятелей, на связи — 24 часа семь дней в неделю. Результаты не заставили себя ждать — с успехом пройдены школьный, муниципальный, региональный и финальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по истории. Назар принимал участие еще и в олимпиадах от других вузов и везде набирал высокие баллы.

Гордость за ученика и его педагога переполняет директора школы №17 Ольгу Семенову.

— Мне, как руководителю образовательного учреждения, очень приятно, что учащийся нашей школы смог достичь высоких результатов на всероссийском этапе олимпиады, — говорит Ольга Дмитриевна. — Да, ученики школы не раз принимали участие в олимпиадах федерального уровня, но до Назара никто в число призеров не входил. В этом учебном году Жамалетдинов всем нам показал, какой он целеустремленный, и упорства ему не занимать. Юноше есть с кого брать пример — его педагог, Ольга Николаевна, всячески направляет Назара на достижение намеченных целей. Ему нет равных, когда дело касается любимого предмета. Конечно, в успехах мальчика большая заслуга родителей — они делают все возможное, чтобы сын стал успешным.

Когда-то Михаил Ломоносов сказал, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С такими любителями истории, как девятиклассник школы №17 Назар Жамалетдинов, будущее у нашей страны точно есть. Лишь бы Клио не отвернулась…

Ольга СЕРЕГИНА

Фото Руслана Лобанова

СПРАВКА

Победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Русский язык: призер — Софья Ожиганова (9-й класс, школа №38).

Литература: призеры — Елизавета Дмитриева (10-й класс, школа №22), Алина Кабатова (9-й класс, школа №22).

История: призеры — Анна Волкайтите (11-й класс, школа №7), Арина Буранова (11-й класс, школа №23), Виктория Карпушева (11-й класс, школа №23), Динара Хакимова (11-й класс, школа №22), Евгений Агафонов (11-й класс, школа №13), Назар Жамалетдинов (9-й класс, школа №17), Никита Арбузов (9-й класс, школа №14).

Обществознание: победитель — Анна Волкайтите (11-й класс, школа №7); призеры — Варвара Бузычкина (9-й класс, школа №2), Ярослав Щербаков (9-й класс, школа №7).

Французский язык: победители — Арина Саливон (11-й класс, школа №22), Анна Тверскова (11-й класс, школа №39), Дарья Пахомова (11-й класс, школа №22); призеры — Ксения Чернышева (11-й класс, школа №22), Дарья Штырева (10-й класс, школа №22), Татьяна Смирнова (10-й класс, школа №22), Мария Урядова (10-й класс, школа №22).

Английский язык: победители — Анна Романова (11-й класс, школа №38), Софья Ожиганова (9-й класс, школа №38); призеры — Владлена Ивлева (11-й класс, школа №7), Милана Арсентьева (11-й класс, школа №38), Анна Волкайтите (11-й класс, школа №7), Анастасия Лебедева, Ольга Горюхина и Анна Савенкова (все трое — 11-й класс, школа №38).

Китайский язык: победитель — Софья Ожиганова (9-й класс, школа №38).

МХК: призеры — Екатерина Кокурошникова (11-й класс, школа №38), Евгения Копенкова (11-й класс, школа №38), Влада Орешкина (10-й класс, средняя школа им. Н.И. Лобачевского), Карина Куликова (9-й класс, школа №2).

Право: призеры — Анна Волкайтите (11-й класс, школа №7), Мария Теребова (9-й класс, школа №4).

Экономика: победитель — Павел Владимиров (9-й класс, школа №38); призеры – Милана Арсентьева (11-й класс, школа №38), Андрей Шульпин (11-й класс, школа №38), Кристина Четайкина (11-й класс, школа №38), Данила Житников (9-й класс, школа №38).

География: призер — Евгений Агафонов (11-й класс, школа №13).

Биология: призер — Дарья Тарабурова (11-й класс, школа №7).

ОБЖ: призер — Светлана Батракова (9-й класс, школа №37).

Физкультура: победители — Юлия Рогожина (10-й класс, школа №20), Елизавета Феоктистова (9-й класс, школа №22); призеры — Вероника Зотова (10-й класс, школа №13), Анастасия Кузьмина (9-й класс, школа №22), Варвара Бузычкина (9-й класс, школа №2).

Технология: призер — Ирина Малахова (11-й класс, школа №39).

Физика: призеры — Владлена Шибаева (11-й класс, школа №2), Юрий Салятов (11-й класс, школа №2).

Астрономия: призеры — Юрий Салятов (11-й класс, школа №2), Ирина Малахова (11-й класс, школа №39).

Математика: призеры — Юрий Салятов (11-й класс, школа №2), Степан Тикунов (11-й класс, школа №2), Виталий Ерошин (11-й класс, школа №2), Алексей Смирнов (10-й класс, школа №22), Павел Ковырзин (9-й класс, школа №2), Сергей Салятов (9-й класс, школа №2).

Химия: победитель — Софья Мосалева (10-й класс, школа №38); призеры — Феликс Карпич (9-й класс, школа №37), Никита Викулов (9-й класс, школа №7).

Информатика: призеры — Герман Андосов (11-й класс, школа №37), Виталий Ерошин (11-й класс, школа №2), Степан Тикунов (11-й класс, школа №2).

Диплом победителя/призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников при условии продолжения обладателем диплома обучения в общеобразовательном учреждении в следующем году дает возможность участвовать во Всероссийской олимпиаде по этому предмету с регионального этапа, минуя предыдущие. Диплом победителя/призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников при наличии у его обладателя права на получение высшего образования за счет средств бюджета РФ дает ему право зачисления без вступительных испытаний в вузы на направления подготовки, соответствующие профилю олимпиады. На направления подготовки, не соответствующие профилю олимпиады, результаты победителей и призеров могут быть засчитаны как наивысшие результаты вступительных испытаний по этому предмету (в случае их наличия).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий