Газета Культура Творчество
17.06.21

Центр, где ремесло превращается в искусство

Центр художественных ремесел — не просто учреждение дополнительного образования. Это удивительное место, где красота рукотворных вещей — мостик между настоящим и прошлым, где девчонки и мальчишки узнают секреты народных умельцев былых времен и погружаются в мир декоративно-прикладного творчества. О замечательном многообразии мастерских центра наш сегодняшний рассказ.

Златошвейки и ювелиры

Итак, мастерская «Золотное шитье»,где изучают золотную вышивку разных времен и художественных направлений. Секреты этого вида прикладного творчества считаются почти полностью утраченными. Но не в Центре художественных ремесел, где можно стать настоящей златошвейкой!

— Вышитые вещи берегли как зеницу ока, — рассказывает руководитель мастерской Елена Зарубина. — Их передавали по наследству, поскольку на изготовление даже одного платка мог уйти не один год. Золотное шитье — один из самых трудоемких видов вышивки. Чтобы рисунок выглядел объемным, на ткань накладываются вырезанные элементы орнамента из кожи, картона или фетра. Они прикрепляются, и дальше начинается вышивка: сверху идет золотая или серебряная нить, а снизу — обыкновенная. Этот прием называется «шитье по карте».

Кроме того, девочки осваивают специальные швы – «тамбур», «литой», «вприкреп», «раскол», изучают шитье «по бели», вышивку канителью. В их «арсенале» не только нити, но и стразы, бисер, тесьма, кружево, пайетки. Все свои изделия дзержинские златошвейки выполняют вручную. Каждое из них — оригинальное, придуманное на основе старинных образцов самими ученицами.

Не менее удивительны и изделия, выполненные воспитанниками мастерской «Художественная обработка металла». Украшения, декоративные панно, предметы быта — чего здесь только не творят, и все — по собственным эскизам. В мастерской ученики знакомятся с историей ювелирного дела, обучаются изготовлению перегородчатых эмалей, чеканке, гравировке, филигранному искусству скани (созданию украшений из тончайшей металлической проволоки). Глядя на выпускные работы ребят, просто невозможно поверить, что вся эта красота — творение детских рук!

— Конечно, технология обработки металлов — не из простых, — признается руководитель мастерской Светлана Сорокина. — Здесь нужно иметь не только художественный вкус, но и определенные навыки, физическую силу. Но если раньше к нам приходили только мальчики, то сейчас и девочек много. Вот буквально в этом году моя воспитанница заняла первое место на областном конкурсе «Пасха Красная».

Художники

Художников ждут в объединениях «Юные таланты» и «Художественное творчество». Занятия ведут Елена Зарубина и Татьяна Заблоцкая. В первом занимаются дошколята и младшие школьники, которые учатся работать в различных техниках — гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, карандаши, лепят из пластилина, занимаются декупажем. Объединение «Юные таланты» — это как бы ступень к занятиям в других мастерских центра, где без знаний основ рисунка, живописи, композиции и декоративно-прикладного творчества — никуда. Но чаще всего отсюда ребята поступают в объединение «Художественное творчество», которое изначально было задумано для подготовки учеников в профильные училища и институты. На занятиях в этом объединении изучаются лучшие традиции русской и зарубежной школы изобразительного искусства. Воспитанники осваивают все жанры — пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет. Много внимания уделяется рисованию с натуры, по памяти, по представлению, выполнению декоративных станковых композиций. 

Конечно, в Центре художественных ремесел можно рисовать не только на бумаге. Еще одна удивительная мастерская — «Роспись по ткани»(подготовительное к ней объединение -«Веселаяпалитра»). Ее воспитанники осваивают различные техники — горячий и холодный батик, свободную роспись и модный ныне кракелюр (искусственное состаривание предметов). Сначала дети пробуют украшать хлопчатобумажные ткани, потом, набравшись опыта, переходят на традиционный шелк. Платки, шарфы, палантины, покрывала, абажуры и даже постельное белье — на всем этом появляются оригинальные узоры и неповторимые пейзажи.

— Роспись ткани — это процесс многоэтапный, — рассказывает руководитель мастерской Лариса Мартынова. — Сначала придумывается идея, выполняется целый цикл зарисовок, выбирается основной эскиз — в цвете, в натуральную величину, подбирается рама, на которую натягивается ткань. Перевод рисунка с эскиза на ткань — это уже финал. Современные краски хорошо сохнут, достаточно прогладить утюгом с двух сторон, а раньше мы сушили их над специальными баками. И готовый контур, который не дает краскам растекаться по ткани, продается в магазине. Было время, когда мы сами делали контур в лаборатории. Впрочем, и сейчас это иногда делаем — для конкурсных работ.

Традиционно техника батик носит декоративный характер. Но воспитанники мастерской «Роспись по ткани» создают целые сюжетные работы, где оживают народные праздники и гулянья, сцены жизни дворянских усадеб, купола храмов и монастырей. Эксперименты здесь только приветствуются: очень часто в одной работе используется сразу несколько техник, что технологически непросто. Не случайно мастерская «Роспись по ткани» — давний партнер пушкинского музея-заповедника в Болдино.

Вышивальщицы и кукольники

Вышивка — еще одно художественное ремесло, которому можно научиться в центре. Раньше вышивать умели в каждой семье, традиции бережно передавались от матери к дочери. Мастерской «Художественная вышивка» руководит Татьяна Заблоцкая. В перечне осваиваемых юными рукодельницами техник — ажурно-стяговая, чкаловские (нижегородские) гипюры, мережки, вышивка гладью, тамбур и др. Мастерицы не просто творят, параллельно они изучают историю и роль рукодельных работ в народных обрядах, в костюмах, аксессуарах и интерьере, получают знания об орнаменте, композиции, колорите.

А лицевому и орнаментальному шитью в одноименной мастерской учит Елена Румянцева. Юные мастерицы расшивают изделия, внося в узоры собственное видение мира, но при этом сохраняя традиционные особенности вышивки. Техника лицевого и орнаментального шитья издавна использовалась для изображения икон и украшения предметов церковного культа. Поэтому в мастерской изучают православную культуру, анализируют ее влияние на развитие вышивки.

«Текстильное творчество»еще одна мастерская, где преподает Татьяна Заблоцкая (подготовительной к ней считается мастерская «Нижегородские узоры»).Здесь объединены вышивка, лоскутная мозаика и гобелен. Поскольку все эти виды ремесел использовались для изготовления одежды, изучение русского традиционного костюма — неотъемлемая часть образовательной программы. Татьяна Николаевна и ее ученицы — главные созидатели нарядов для театра костюма «Традиция», который также является гордостью центра.

— Я люблю узнавать что-то новое, — улыбается Татьяна Николаевна. — А с детьми это делать еще интереснее. И очень часто мои ученицы в качестве выпускной работы выбирают то, что еще не успели изучить в центре. Сами знакомятся с историей, сами осваивают технику.

Кукольных дел мастер центра — Елена Румянцева. Она руководит мастерскими «Кукольный теремок» и «Русская тряпичная кукла». Первая — как подготовительная ко второй. Девочки учатся работать с ниткой, иголкой и тканью. Узелковые куклы, обереговые, игровые, театральные — для начала только самые несложные. По завершению курса небольшой экзамен: детки показывают коллективный спектакль с помощью сделанных ими кукол. Ну а вообще обыгрывать своих куколок, придумывать с ними сказки — обычная практика в «Кукольном теремке».

Дальше ребятам открывается путь в мастерскую «Русская тряпичная кукла». И там уже совсем не игрушки! К примеру, одну только интерьерную куклу мастерица делает целый год. Здесь нужно уметь все — и рисовать, и лепить, и кроить, и шить, и вышивать. Сначала выбирается образ куклы, делается эскиз, потом кукла выполняется в материале — основа, костюм. Изготовление мельчайших деталей наряда — почти ювелирная работа.

— Я всегда даю ученицам свободу выбора, — говорит Елена Николаевна. — Они сами придумывают свои куклы. Люблю вводить что-нибудь новенькое. Вот года три назад мы стали работать с полимерной глиной — очень интересный материал: делаем из нее голову и туловище куклы. А в этом году придумала куклу-вышиванку: на пяльцах вышили куклы, вырезали и набили. Здорово получилось. Мои рукодельницы знают: нет ничего лучше куклы, сделанной руками, ведь она хранит вложенные в нее тепло и любовь.

…Всеми сложными технологическими приемами здесь овладевают не просто так, а только в тесной привязке к истории родного края. Воспитанники всех без исключения мастерских изучают обряды и праздники, быт, историю костюма, декоративно-прикладного творчества. Ведь разве можно обучиться художественным ремеслам, не научившись любить свою малую родину, не познав тайн ее прошлого?

Дети, которые своими руками создают красоту, умеют ее видеть во всем и знают: в каждой рукотворной вещи живет душа автора. Все изделия изготавливаются на основе собственных эскизов учеников. Даже занимаясь в одной мастерской и на одном уроке, каждый из них занят собственным делом. Потому что педагоги центра видят, ценят и развивают творческую индивидуальность каждого своего воспитанника. Подтверждение тому — победы учеников центра на всевозможных конкурсах и фестивалях.

И хоть основные программы центра исключительно авторские, рассчитаны на пять лет, здесь нет четкого перехода в следующий класс. При желании ученики могут задержаться дольше, и большинство этим правом с удовольствием пользуется. Причем некоторые занимаются сразу в нескольких мастерских. Потому что в Центре художественных ремесел царит удивительная атмосфера, притягательная и творческая. Это мир, где не праздно созерцают красоту, а приумножают ее своим трудом и талантом.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото предоставлены Центром художественных ремесел г.Дзержинска

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий