Чтобы своя история отложилась


17.06.21 03:00

2 июня в областном парламенте состоялась торжественная церемония подведения итогов смотра-конкурса школьных музеев военно-патриотической тематики «Хранители воинской доблести». География участников

Без рубрики

2 июня в областном парламенте состоялась торжественная церемония подведения итогов смотра-конкурса школьных музеев военно-патриотической тематики «Хранители воинской доблести». География участников конкурса охватила всю Нижегородскую область — были представлены работы из Нижнего Новгорода, Починок, Шахуньи, Навашина, Сарова, Дзержинска. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с победителем (МБОУ «Лицей №21») и лауреатом (детский сад №35) конкурса из Дзержинска и узнал, в чем же их фишка.

Экскурсии проводят сами ученики

В стенах лицея №21 с 2010 года располагается музей боевой славы, посвященный в большинстве своем Великой Отечественной войне. Также в нем присутствуют отдельные секции и стойки в память о Чеченской кампании и о Дзержинске довоенного периода с фотографиями 1930-х годов из семейных архивов.

— Практически все экспонаты (кроме плащ-палатки и вещевого мешка — они реконструированы, не военных времен) подлинные, — рассказывает преподаватель истории и руководитель музея Юлия Геннадьевна Волошина. — Отец нашего бывшего ученика — участник  поискового отряда «Звезда», с которым мы тесно сотрудничаем. «Звезда» ведет раскопки на местах боев, в основном это московское направление (Ржевская битва), и разыскивает солдат, пропавших без вести.

Музей действительно наполнен настоящими предметами военного времени: каски, противогазы, противотанковые и самолетные снаряды, гильзы от патронов, части пулеметной ленты от пулемета «Максим», гранаты Дегтярева и «лимонка». Один из самых значимых экспонатов музея — части винтовки Мосина. Помимо поискового отряда «Звезда» в пополнении активно участвуют и дети: приносят архивные документы, письма, а одна учительница подарила музею пилотку своего деда времен ВОВ.

Была даже одна очень необычная история у уже бывшего ученика: во время сноса старого дома в деревне его семья нашла на чердаке письма с войны, хозяева которых проживали до них в этом доме, и письма одного рядового солдата, который писал матери. Вместе с перепиской рядом же была и трудовая книжка его мамы. Потом в Сети удалось найти сведения об этом солдате: где он служил, в какой части и даже где он погиб. И мальчик даровал находку лицейскому музею боевой славы.

— Также мы выяснили, что один из наших выпускников — Дмитрий Лебедев — стал впоследствии участником Чеченской кампании, где и погиб, — рассказывает Юлия Геннадьевна. — И было решено сделать школьную мемориальную доску, посвященную ему. С ребятами-музейщиками мы ходили к нему домой, пообщались с его мамой, после чего и возникла идея музей боевой славы не только пополнять, но и расширить стендом, посвященным Чеченской кампании и Диме Лебедеву.

Лицей разрабатывает экскурсии, комплект которых внушает уважение: «Обзорная по всем экспонатам», «По следам Ржевской битвы», «Дзержинск в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза — пионеры» и многие другие. Каждый год к Дню Победы добавляется новый маршрут. На ближайшее время план — разработать экскурсию по выдающимся полководцам и историям их жизней, таким как Жуков, Конев, Рокоссовский…

Экскурсии проводят сами ученики лицея. При музее есть инициативная группа, где у каждого есть свое дело: кто-то занимается поисковой работой, кто-то оформляет найденные документы, кто-то отвечает за разработку экскурсий. Работать ребятишки начинают уже с шестого класса и до старшего возраста. Но не забывают и о добровольных помощниках!

Записать видео прямо на уроке

Смотр-конкурс на уровне Законодательного собрания проводился впервые, до этого — только на уровне города (как правило, от Дворца детского творчества). Его цель — повышение роли музеев общеобразовательных организаций в формировании у подрастающего поколения высокой общей культуры и воспитание патриотизма.

— К нам в школу как раз приезжал Евгений Борисович Люлин на встречу со старшеклассниками, была беседа о патриотизме, — вспоминает Юлия Волошина. — И это все происходило в кабинете истории, где и располагается наш музей, который ему очень понравился. Он сказал: «Хорошая идея! Надо сделать смотр-конкурс». А потом нам прислали положение о конкурсе на электронную почту… Так и узнали.

Для участия необходимо было снять видеоролик с представлением своего музея. А поскольку Юлия Геннадьевна преподает историю, решили сделать запись прямо на уроке: попросили девочек-экскурсоводов рассказать на основе музейных экспонатов про войну вместо учителя. Получился интерактивный урок-экскурсия — и все сложилось в единый пазл!

А о победе узнали от директора, получившей звонок из Законодательного собрания с сообщением, что лицей попал в «какую-то номинацию». Руководитель музея поехала с детьми, там и услышали про первое место! Сама Юлия Геннадьевна описывает это так: «Было приятно, но одновременно и так неожиданно, что именно мы заняли первое место, ведь у нас в школах по городу есть много музеев. Например, в школе №40 есть очень хороший музей, посвященный истории медицины, в бывшей школе №15 всегда был музей летчика Чкалова, а в 27-й — музей татарского поэта и журналиста Мусы Джалиля…».

Самые частые посетители музея, конечно, старшеклассники, но и малышей приучают в обязательном порядке: начиная с сентября им проводят обзорную экскурсию, чтобы первоклассники знали о своей истории.

— Многие приходят, интересуются, спрашивают: «А что это такое? А это?», — улыбается учительница истории. — Все-таки сегодняшние дети сравнительно мало знают о том времени. Прадедушки и прабабушки уходят (если кто успел их вообще застать), да и ветеранов практически не осталось, и рассказать-то некому.

Важно говорить с детьми

А вот музей дзержинского детского сада №35 — лауреата смотра-конкурса — существует с 2003 года, хотя изначально он задумывался как мини-музей «Русская изба», и только потом, уже со временем и с новыми экспонатами, он вылился в более серьезный проект.

— Очень дороги нам медали, хотя их и приносили на время, — рассказывает воспитатель и куратор музея-лауреата Надежда Вячеславовна Скворцова. — Жители поселка приносили кружки, армейские фляжки, масляный ручной фонарь, сумку для противогаза тех времен… Семья Курковых принесла фрагмент весов, который они случайно нашли на своем огородном участке. Много предметов посуды и бытовой утвари — железная кружка, медная миска, ложка, ковшик и другие — поступило от семьи Ерагалиных. Также очень нам помогли семьи Сериковых, Ванюковых и Сидоровых.

Когда живы были ветераны, коллектив детского сада приглашал их на встречи (23 февраля, 9 мая) с ребятишками, устраивал и для самих ветеранов встречи в стенах своего здания совместно с администрацией поселка. Сейчас это, к сожалению, уже роскошь (последний ветеран в п. Желнино, где и располагается детсад, умер в 2013 году прим. О.К.).

Однако внимательный читатель заметит, что смотр-конкурс проводился среди школ области, а в лауреатах — детский сад. Как это вышло? Заведующая детским садом №35 Евгения Николаевна Белова ответила на все вопросы корреспондента «Дзержинских ведомостей»: «Когда я смотрела выступление Евгения Борисовича Люлина по дзержинскому телевидению, в тот самый момент его как раз спрашивал корреспондент про смотр-конкурс. Я, честно говоря, сначала даже не обратила внимание, что список возможных участников ограничивался школами. Когда мы зашли на сайт Законодательного собрания, распечатали Положение и… огорчились, ведь детских садов там — вы правы — не было. Мы позвонили организаторам, поспрашивали. Те ответили, что конкурс объявили спонтанно и даже как-то не подумали, что в детских садах тоже могут быть музеи с экспонатами времен Великой Отечественной войны. Через некоторое время поступил обратный звонок: «Готовьте ролик, присылайте материалы, мы вас включим».

Смотр объявили в начале апреля, а к 25 числу этого же месяца весь материал уже нужно было сдать, так что времени на подготовку и «раскачку» у участников было не так уж и много.

А идею видеоролика для участия придумала куратор музея — от имени ветеранов дети в гимнастерках и пилотках рассказывали их историю, ссылаясь периодически на экспонаты музея: кто «был» танкистом, кто в пехоте «отслужил», а одна девочка — медсестра.

— Очень важно с самого раннего возраста говорить с детьми об их истории и их предках, — считает Надежда Вячеславовна. — И мы всеми силами стараемся это делать, поддерживать в них память. Ведь кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото из личных архивов участников

Оставить комментарий