Газета Гражданское общество Музеи
17.06.21

Чтобы своя история отложилась

2 июня в областном парламенте состоялась торжественная церемония подведения итогов смотра-конкурса школьных музеев военно-патриотической тематики «Хранители воинской доблести». География участников конкурса охватила всю Нижегородскую область — были представлены работы из Нижнего Новгорода, Починок, Шахуньи, Навашина, Сарова, Дзержинска. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с победителем (МБОУ «Лицей №21») и лауреатом (детский сад №35) конкурса из Дзержинска и узнал, в чем же их фишка.

Экскурсии проводят сами ученики

В стенах лицея №21 с 2010 года располагается музей боевой славы, посвященный в большинстве своем Великой Отечественной войне. Также в нем присутствуют отдельные секции и стойки в память о Чеченской кампании и о Дзержинске довоенного периода с фотографиями 1930-х годов из семейных архивов.

— Практически все экспонаты (кроме плащ-палатки и вещевого мешка — они реконструированы, не военных времен) подлинные, — рассказывает преподаватель истории и руководитель музея Юлия Геннадьевна Волошина. — Отец нашего бывшего ученика — участник  поискового отряда «Звезда», с которым мы тесно сотрудничаем. «Звезда» ведет раскопки на местах боев, в основном это московское направление (Ржевская битва), и разыскивает солдат, пропавших без вести.

Музей действительно наполнен настоящими предметами военного времени: каски, противогазы, противотанковые и самолетные снаряды, гильзы от патронов, части пулеметной ленты от пулемета «Максим», гранаты Дегтярева и «лимонка». Один из самых значимых экспонатов музея — части винтовки Мосина. Помимо поискового отряда «Звезда» в пополнении активно участвуют и дети: приносят архивные документы, письма, а одна учительница подарила музею пилотку своего деда времен ВОВ.

Была даже одна очень необычная история у уже бывшего ученика: во время сноса старого дома в деревне его семья нашла на чердаке письма с войны, хозяева которых проживали до них в этом доме, и письма одного рядового солдата, который писал матери. Вместе с перепиской рядом же была и трудовая книжка его мамы. Потом в Сети удалось найти сведения об этом солдате: где он служил, в какой части и даже где он погиб. И мальчик даровал находку лицейскому музею боевой славы.

— Также мы выяснили, что один из наших выпускников — Дмитрий Лебедев — стал впоследствии участником Чеченской кампании, где и погиб, — рассказывает Юлия Геннадьевна. — И было решено сделать школьную мемориальную доску, посвященную ему. С ребятами-музейщиками мы ходили к нему домой, пообщались с его мамой, после чего и возникла идея музей боевой славы не только пополнять, но и расширить стендом, посвященным Чеченской кампании и Диме Лебедеву.

Лицей разрабатывает экскурсии, комплект которых внушает уважение: «Обзорная по всем экспонатам», «По следам Ржевской битвы», «Дзержинск в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза — пионеры» и многие другие. Каждый год к Дню Победы добавляется новый маршрут. На ближайшее время план — разработать экскурсию по выдающимся полководцам и историям их жизней, таким как Жуков, Конев, Рокоссовский…

Экскурсии проводят сами ученики лицея. При музее есть инициативная группа, где у каждого есть свое дело: кто-то занимается поисковой работой, кто-то оформляет найденные документы, кто-то отвечает за разработку экскурсий. Работать ребятишки начинают уже с шестого класса и до старшего возраста. Но не забывают и о добровольных помощниках!

Записать видео прямо на уроке

Смотр-конкурс на уровне Законодательного собрания проводился впервые, до этого — только на уровне города (как правило, от Дворца детского творчества). Его цель — повышение роли музеев общеобразовательных организаций в формировании у подрастающего поколения высокой общей культуры и воспитание патриотизма.

— К нам в школу как раз приезжал Евгений Борисович Люлин на встречу со старшеклассниками, была беседа о патриотизме, — вспоминает Юлия Волошина. — И это все происходило в кабинете истории, где и располагается наш музей, который ему очень понравился. Он сказал: «Хорошая идея! Надо сделать смотр-конкурс». А потом нам прислали положение о конкурсе на электронную почту… Так и узнали.

Для участия необходимо было снять видеоролик с представлением своего музея. А поскольку Юлия Геннадьевна преподает историю, решили сделать запись прямо на уроке: попросили девочек-экскурсоводов рассказать на основе музейных экспонатов про войну вместо учителя. Получился интерактивный урок-экскурсия — и все сложилось в единый пазл!

А о победе узнали от директора, получившей звонок из Законодательного собрания с сообщением, что лицей попал в «какую-то номинацию». Руководитель музея поехала с детьми, там и услышали про первое место! Сама Юлия Геннадьевна описывает это так: «Было приятно, но одновременно и так неожиданно, что именно мы заняли первое место, ведь у нас в школах по городу есть много музеев. Например, в школе №40 есть очень хороший музей, посвященный истории медицины, в бывшей школе №15 всегда был музей летчика Чкалова, а в 27-й — музей татарского поэта и журналиста Мусы Джалиля…».

Самые частые посетители музея, конечно, старшеклассники, но и малышей приучают в обязательном порядке: начиная с сентября им проводят обзорную экскурсию, чтобы первоклассники знали о своей истории.

— Многие приходят, интересуются, спрашивают: «А что это такое? А это?», — улыбается учительница истории. — Все-таки сегодняшние дети сравнительно мало знают о том времени. Прадедушки и прабабушки уходят (если кто успел их вообще застать), да и ветеранов практически не осталось, и рассказать-то некому.

Важно говорить с детьми

А вот музей дзержинского детского сада №35 — лауреата смотра-конкурса — существует с 2003 года, хотя изначально он задумывался как мини-музей «Русская изба», и только потом, уже со временем и с новыми экспонатами, он вылился в более серьезный проект.

— Очень дороги нам медали, хотя их и приносили на время, — рассказывает воспитатель и куратор музея-лауреата Надежда Вячеславовна Скворцова. — Жители поселка приносили кружки, армейские фляжки, масляный ручной фонарь, сумку для противогаза тех времен… Семья Курковых принесла фрагмент весов, который они случайно нашли на своем огородном участке. Много предметов посуды и бытовой утвари — железная кружка, медная миска, ложка, ковшик и другие — поступило от семьи Ерагалиных. Также очень нам помогли семьи Сериковых, Ванюковых и Сидоровых.

Когда живы были ветераны, коллектив детского сада приглашал их на встречи (23 февраля, 9 мая) с ребятишками, устраивал и для самих ветеранов встречи в стенах своего здания совместно с администрацией поселка. Сейчас это, к сожалению, уже роскошь (последний ветеран в п. Желнино, где и располагается детсад, умер в 2013 году прим. О.К.).

Однако внимательный читатель заметит, что смотр-конкурс проводился среди школ области, а в лауреатах — детский сад. Как это вышло? Заведующая детским садом №35 Евгения Николаевна Белова ответила на все вопросы корреспондента «Дзержинских ведомостей»: «Когда я смотрела выступление Евгения Борисовича Люлина по дзержинскому телевидению, в тот самый момент его как раз спрашивал корреспондент про смотр-конкурс. Я, честно говоря, сначала даже не обратила внимание, что список возможных участников ограничивался школами. Когда мы зашли на сайт Законодательного собрания, распечатали Положение и… огорчились, ведь детских садов там — вы правы — не было. Мы позвонили организаторам, поспрашивали. Те ответили, что конкурс объявили спонтанно и даже как-то не подумали, что в детских садах тоже могут быть музеи с экспонатами времен Великой Отечественной войны. Через некоторое время поступил обратный звонок: «Готовьте ролик, присылайте материалы, мы вас включим».

Смотр объявили в начале апреля, а к 25 числу этого же месяца весь материал уже нужно было сдать, так что времени на подготовку и «раскачку» у участников было не так уж и много.

А идею видеоролика для участия придумала куратор музея — от имени ветеранов дети в гимнастерках и пилотках рассказывали их историю, ссылаясь периодически на экспонаты музея: кто «был» танкистом, кто в пехоте «отслужил», а одна девочка — медсестра.

— Очень важно с самого раннего возраста говорить с детьми об их истории и их предках, — считает Надежда Вячеславовна. — И мы всеми силами стараемся это делать, поддерживать в них память. Ведь кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото из личных архивов участников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий