Универсальный доктор Андрей Жуков


24.06.21 03:00

Он работает в «скорой» уже четверть века. Но рассказывать душещипательные истории – не мастер. О себе говорить не любит, все

Город

Он работает в «скорой» уже четверть века. Но рассказывать душещипательные истории – не мастер. О себе говорить не любит, все больше – о коллективе. Причем без пафоса и громких слов. Повод для встречи с заведующим станцией скорой медицинской помощи ГБУЗ НО «БСМП г. Дзержинска» Андреем Жуковым двойной: профессиональный праздник и его награда — занесение на Доску почета города Дзержинска.

По совету военврача

Андрей был самым что ни на есть обыкновенным советским мальчишкой. Учился неплохо, занимался в секции волейбола, выступал на соревнованиях. После школы, как и большинство одноклассников, пошел служить в армию. Посчастливилось — завел дружбу с врачом батальона. Тот и посоветовал: мол, поступай в медицинский.

— Не скажу, что он как-то зажигательно рассказывал о профессии, — улыбается Андрей Алексеевич, — но чем-то ему удалось меня увлечь.

Так по совету военврача в 1985 году Андрей Жуков поступил в Горьковский мединститут. И почти сразу же понял: будущий старший коллега с напутствием не ошибся. Учиться было интересно. Ну и, конечно, непросто.

— Мне кажется, что учебу в мединституте не сравнить с учебой в любом другом вузе, — говорит доктор. —  Необходимо освоить просто огромный объем информации и не формально, а по совести. Я очень ответственно относился к занятиям.

Интернатуру Жуков проходил в клинической больнице РЖД.  Опыта набирался у доцентов, профессоров. Больница многопрофильная, было чему поучиться. А в 1992 году он ушел в самостоятельное «плавание» — цеховым терапевтом в медсанчасть завода «Заря». Когда предприятие стало медленно, но верно затухать, решил сменить место работы и выбрал самую оперативную медицинскую службу – скорую помощь.

В условиях ограниченного времени и пространства

Работа терапевта в кабинете и работа врача скорой помощи на выезде, мягко говоря, сильно отличаются. О том, как сложно было перестраиваться и переключаться, Жуков скромно умалчивает. «Было волнительно», — все его слова.

—  Я ни тогда, ни сейчас не стеснялся советоваться с коллегами, это свойство очень помогло мне адаптироваться на новом месте, — говорит он. — Спросить – стыд минуты, не знать – стыд на всю жизнь. Даже когда был абсолютно уверен, спрашивал мнение напарника. Это позволяло более четко сформулировать свою позицию.

— Работа на скорой – это работа в условиях ограниченного времени и пространства, — продолжает Андрей Алексеевич.  – В кратчайший срок нужно собрать жалобы пациента, осмотреть его, провести необходимые исследования, поставить первичный диагноз и оказать необходимую помощь. Не забывайте про психологическую составляющую.  Может паниковать сам пациент, могут оказывать давление его родственники. Отношение к медикам бывает самое разное и даже не уважительное. Обстановка, в которой приходится работать, тоже: излишне роскошной или, наоборот, самой маргинальной. От всего этого врач должен уметь абстрагироваться и сосредоточиться на главном – на пациенте. Причем знания врача/фельдшера скорой медицинской помощи должны быть универсальны во всех областях – и в терапии, и в хирургии, и в неврологии, и в кардиологии, и в эндокринологии. Сотрудник скорой медицинской помощи — универсальный и оперативный специалист, готовый к любой экстренной ситуации.

На предложение рассказать яркие случаи, вспомнить медицинские байки доктор Жуков отмалчивается. Потом задумчиво протягивает:

— Знаете, интерес в нашей работе – вещь сомнительная. Интересно, когда приезжаешь на ДТП, а там – пострадавшие, или когда у пациента, которого ты везешь, наступает в машине клиническая смерть? Для любого человека неестественно равнодушно воспринимать страдания другого. При таких «интересных» случаях происходит мобилизация всех ресурсов – профессиональных, психологических, психических. Это колоссальная нагрузка на организм!

И колоссальная ответственность при стопроцентной готовности. Поэтому нужно уметь переключаться, не зацикливаться только на работе. Есть ли страх, когда едешь на вызов? Нет, если у тебя есть опыт, знания и желание помогать другим.

На пути к высоким технологиям

Спустя десять лет работы Андрей Жуков стал заведующим юго-западной подстанции, а в 2010 году возглавил отделение станции скорой медицинской помощи. Причем ездить сам на вызовы он перестал только два года назад. Растущая административная нагрузка уже стала несовместима с бессонными ночами.

Доктор Жуков – не их тех, кто все нововведения воспринимает в штыки. В будущее скорой медицинской помощи смотрит только с оптимизмом. А как иначе? Если на его глазах происходят серьезные изменения, причем в лучшую сторону.

— Когда я пришел в 1996 году, не было никаких стандартов оказания скорой медицинской помощи, — вспоминает Андрей Алексеевич. – Лишь общие рекомендации. Сейчас они есть. Поверьте, это дорогого стоит. Вот у пациента гипертонический криз. Раньше, условно говоря, доктор действовал на основе своих профессиональных знаний. Сейчас у него есть четкие клинические рекомендации и стандарты, что позволяет оказывать помощь максимально эффективно и универсально.

По мнению Жукова, на пользу пошла и модернизация учреждений здравоохранения. В начале 2000-х больных с инфарктом «скорая» везла в кардиологию 2-й больницы, а с острым нарушением мозгового кровообращения – в «старый» госпиталь ветеранов войн, что на улице Клюквина. А ведь все это – сосудистые патологии. Сейчас таких пациентов госпитализирует первичное сосудистое отделение Дзержинского госпиталя ветеранов войн им. А.М. Самарина.

 — У наших аппаратов для снятия электрокардиограммы есть функция дистанционной передачи данных, — рассказывает Андрей Жуков. – В случае необходимости ЭКГ по каналу сотовой связи передается в дистанционный консультационный центр. А уж там врач ее расшифровывает, дает заключение и рекомендации по лечению и тактике ведения пациента. Иногда больному с сосудистыми нарушениями мы проводим тромболитическую терапию, которая позволяет растворить тромб и восстановить кровоток в сосудах. Цифры статистики говорят сами за себя: сейчас инфарктов, инсультов стало меньше. Уверен, это результат проведенных организационных мер.

— С этого года наши бригады оснащены переносными мобильными устройствами, — продолжает Андрей Алексеевич. — Вызовы передаются не голосовым сообщением диспетчера, а сообщением на планшет.  Во-первых, это экономия времени. Во-вторых, это шаг в будущее. Планшет позволит «подтянуть» всю информацию по стандартам, клиническим рекомендациям. То есть фельдшер сможет занести в устройство первичный диагноз и получить всю нужную информацию: как действовать и чем лечить. В перспективе сюда же будет «заведена» база поликлиник. Пока едет доктор на вызов, уже все будет знать о пациенте: хронические заболевания, результаты последних анализов. Так что наши бригады медленно, но верно становятся высокотехнологичными мобильными пунктами оказания скорой помощи.

Благодарность коллективу

Уровень оказания скорой помощи растет, а недовольные пациенты есть. Почему?

— Мы работаем с людьми, когда у них возникают кризисные ситуации, — объясняет заведующий станцией. — Бывают ошибки, недопонимание, но мы максимально стараемся работать в интересах здоровья наших пациентов, которые не прощают равнодушия и хамства. Нужно понимать, что «скорая» есть «скорая». В большинстве случаев ее вызывают в исключительных случаях. Скажу сразу, что на все обращения в обязательном порядке реагируем: ни одно не остается без внимания.

Андрей Жуков стремится найти подход к каждому сотруднику. И потому, как оформлена сухая медицинская документация, может сказать о человеке многое: каков уровень его знаний, как он осматривал пациента, как с ним общался.

 — То, что меня занесли на городскую Доску почета, рассматриваю как благодарность всему коллективу станции скорой медицинской помощи, — говорит Андрей Жуков.- Коллектив «скорой» — это особенное единение. Наши бригады – регулярно в числе призеров областных соревнований на лучшее формование сил и средств медицины катастроф. Пандемия коронавируса стала для нас еще одной серьезной проверкой.  Все работают, без пафоса и громких слов о долге. И я говорю им спасибо за работу.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива А. Жукова

ПОДПИСИ К ФОТО:
17    Андрей Жуков в бригаде скорой помощи во время проведения ЧМ-2018 по футболу

18   На вызовы Андрей Жуков перестал ездить пару лет назад

Оставить комментарий