23 ИЮНЯ – ДЕНЬ БАЛАЛАЙКИ


24.06.21 05:00

23 ИЮНЯ – ДЕНЬ БАЛАЛАЙКИ
Людмила Пыжикова: «Мы все-таки выйдем и сыграем перед публикой»
Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников. Историческим основанием для выбора даты стало первое упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Без рубрики

Людмила Пыжикова:  «Мы все-таки выйдем и сыграем перед публикой»

Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников. Историческим основанием для выбора даты стало первое упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года. О том, как занимаются оркестранты-народники, какими качествами нужно обладать, чтобы играть на балалайке, и должны ли быть длинными пальцы у тех, кто собирается посвятить себя музыке, рассказала преподаватель образцового оркестра МБУ ДО «Детская школа искусств №7» Людмила Пыжикова.

Слышишь, что играют?..

Людмила Николаевна, не могу не спросить: как вы сами пришли в музыку?

– Когда я училась в школе, к нам на урок пришел преподаватель по классу аккордеона для набора детей в свой класс – так я закончила музыкальную школу. Потом поступила в Дзержинское музыкальное училище, там меня взяли уже на баян. Далее был Московский государственный университет культуры и искусств и квалификация «Дирижер оркестра русских народных инструментов. Баянист-аккомпаниатор».

На протяжении учебы нам давали практику не на одном инструменте, были специально отведенные часы под дисциплину «Дополнительный инструмент», где мы изучали и домры, и балалайки, и все, что входит в состав оркестра. В училище, к примеру, я играла на домре малой, а в университете – на балалайке-секунде. Дети, которые приходят к нам учиться, также владеют не одним инструментом. Допустим, аккордеонисты и гитаристы играют на балалайках и домрах – в зависимости от способностей ребенка.

Как определяется для юного музыканта место в оркестре?

– Для девочек предпочтительнее домра. В оркестре три группы домр: малая, альтовая и басовая. Как правило, специалисты-домристы остаются на этом же месте, потому что там партии  достаточно сложные, плюс они должны выполнять сольную функцию. Гитаристов обычно сажаю на балалайки – им там проще.

Всего существует пять групп балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Последние две выполняют функцию баса, но в нашем оркестре мы заменили эти инструменты гитарой-бас. Контрабас-балалайка массивная и тяжелая, и потом там струны очень толстые, прижимать которые ребенку с маленькими пальчиками довольно проблематично.

Чем работа с балалаечниками отличается, к примеру, от работы с гитаристами?

– Во-первых, на гитаре струны тоньше, во-вторых, если на балалайке три струны, две из которых – повторяющиеся, на гитаре специфика совсем другая. Гитаристы в большинстве своем справляются со своей задачей, поэтому я считаю, что самый оптимальный вариант для их «перехода» – это группы балалайки-альт или секунды.

Единственная сложность здесь – попасть на слабую долю: «раз – и – два – и». На сильную долю (раз) играет бас, а на «и» должны сыграть балалайки — и это не всегда получается. Когда дети приходят заниматься в оркестр (с третьего класса обучения в музыкальной школе – прим О.К.), они потихонечку изучают новые для себя инструменты и где-нибудь через годик начинают играть достаточно неплохо.

– В народном оркестре с балалайками и домрами дети играют, наверное, только фольклорные мотивы…

– Репертуар разноплановый: не чисто народная и классическая музыка. Мы играли, к примеру, саундтрек к кинофильму «Миссия невыполнима», фантазию «Пираты Карибского моря», фантазию М. Блантера на песни военных лет в стиле свинг… В мае, когда все окна открыты и все слышно на улице, проходящие мимо школы люди даже останавливаются, чтобы послушать оркестр. Одна мамочка мне как-то рассказывает: «Иду, а впереди мальчишки на велосипедах. И они вдруг остановились, рты открыли, спрашивают друг друга: «Ты это слышишь? Слышишь, что играют?..»

Хочется идти в ногу со временем. «Калинка-малинка» — это хорошо, это основы и традиции, но нужно идти дальше: массовая культура, немного эстрады, местами – даже джаз! Как мне кажется, народный оркестр с элементами эстрады (ударной установкой, бас-гитарой, синтезатором) — наиболее интересный вариант работы для детей. Есть место новому, но при этом и основными все-таки остаются классические инструменты, входящие в состав оркестра (домры, балалайки, баяны и так далее).

Нотная грамота для всех одна

Из чего состоит работа с оркестром летом?

– Занимаюсь подбором репертуара на следующий учебный год. Пишу инструментовки, подготавливаю партии для оркестрантов. Оркестр состоит из 30 человек. У каждой группы музыкантов – своя партия, и все нужно согласовать.Стараюсь давать по силам, потому как партии бывают сложными. И знаете, дети меня не подводят.

У пианиста должны быть гибкие пальцы, у трубача — большой объем легких, а у балалаечника — что?

– Нужен талант. А если талантливый ребенок еще и с желанием занимается – это вообще красота! Пальчики, конечно, играют роль: с маленькими достать неудобный аккорд может быть достаточно сложно, но все приходит со временем.

Однако длинные и тонкие пальцы совсем не означают, что ребенок будет виртуозом. Когда я сама еще училась, у моего одногруппника были именно такие пальцы, о каких вы говорите. Казалось бы, все предопределено… Но когда он начинал играть техничные произведения, ему было сложно исполнять быстрые пассажи. Так что физиологические данные ничего не гарантируют, главное – быть талантливым и усердным!

– Как ваши дети могут потом себя реализовать и реализовывают ли?

– Есть ученики, которые поступают в музыкальное училище и потом – в консерваторию, играют в коллективах и идут в те же музыкальные школы работать преподавателями. Музыка помогает идти детям по жизни. Таких детей видно – они яркие и более творческие, разносторонние.

Чтобы конкретно балалаечнику идти учиться дальше, ему нужно окончить музыкальную школу по классу балалайки. В таком случае у него будет диплом об окончании музыкальной школы, где также указывается оркестр как предмет «Коллективное музицирование». Но в нашей школе искусств такого отдельного класса нет, ребята поступают на другие инструменты и при желании по ходу обучения могут попробовать себя на другом инструменте.

А тяжело ли переучиваться ребенку с одного инструмента на другой?

– Начнем стого, что нотная грамота для всех одна, так что азы – одинаковые. Разница может быть в посадке и в постановке руки. Специфика игры на каждом  инструменте — своя. На балалайке-приме дети играют пальчиком, на секунде и альте – мягким медиатором. Балалайка ведь очень мелодичный и выразительный инструмент. Помните мелодию из кинофильма «Тени исчезают в полдень»? Душа ведь поет, как красиво!

Раз – и гран-при!

Игра на домрах и балалайках в оркестре вообще пользуется спросом?

– Очень! Оркестр для учеников музыкальной школы – это второй предмет после специальности, но лично мне иногда кажется, что они оркестр любят даже больше. Ощущение быть частью команды исполнителей мало с чем сравнимо, тем более помимо инструментальной музыки мы активно используем работу с вокалистами. Даже по окончании нашей школы искусств многие дети продолжают заниматься в оркестре.

Как пандемию оркестр пережил?

– В марте нас всех отправили по домам, занимались через онлайн-конференции. Естественно, коллективом мы уже не работали, просто по отдельности с каждым разучивали партии. Это было тяжело… Но в какой-то момент решили послать видеозапись нашего выступления на международный конкурс в Москву.  Казалось бы, все потухло, даже как-то расслабились, да и настроение не то, а тут раз – и гран-при! Это дало мощный заряд и надежду на будущее, что мы все-таки выйдем и сыграем перед публикой. Нам, конечно, не хватает зрителей в зале: весь год работали только для записи, а все конкурсы – онлайн.

А в этом учебном году их было достаточно много. И везде образцовый оркестр русских народных инструментов ДШИ №7 становился лауреатом I-II степеней.

В чем изюминка?

– Помимо солиста Алексея Бочкарева, который в буквальном смысле наша звездочка, мы еще стараемся брать оригинальную программу. В этом году, к примеру, мы исполняли «Веселый хоровод» В. Гридина (народная обработка), «Мотылек» Б.Фиготина (эстрадная обработка) и вальс Д.Шостаковича из джазовой сюиты №2. Да и хороший солист в оркестре – это 70 процентов успеха.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото предоставлены МБУ ДО «ДШИ №7»

Оставить комментарий