Газета Дата
08.07.21

Юрий Клековкин: «36 кадров и до свидания!»

12 июля в России отмечают День фотографа. Дата праздника имеет символическое значение, так как считается Днем памяти святой Вероники, покровительницы фотографии. По одной из версий, именно святая Вероника была той женщиной, которая подала Христу, идущему на Голгофу, ткань, чтобы отереть пот с лица. Согласно легенде, на полотне остался отпечаток лика Иисуса, который впоследствии стал известен как «Нерукотворный образ Спасителя». В память об этом Папа Римский Лев Тринадцатый в конце XIX века объявил святую Веронику покровительницей фотографов и фотографии. Поэтому 12 июля любители и профессионалы фотодела традиционно отмечают День фотографа. О том, откуда брать вдохновение фотографу и о многом другом – в разговоре с дзержинским фотографом, членом Союза фотохудожников России Юрием Клековкиным.

Нельзя «научиться» видеть

 – Юрий Леонидович, фотография – это ремесло или искусство?

– На мой взгляд, это призвание. Цель фотографа – показать то, что не видят простые люди. Спросите, как это «увидеть»? В том-то и дело, что нельзя «научиться» видеть, ты просто видишь и все. И раскрываешь глаза тем, кто видит иначе.

– Как вы пришли к фотографии?

– Фотоаппарат в руки я взял 42 года назад, когда мы с женой ждали рождения дочери. Это стало неким переходом на новую ступень, ведь по специальности я инженер-металлург. Позже увлечение фотографией стало способом заработка: долгое время я преподавал в коммерческой школе, сейчас – в детском клубе «Антей». Мысли бросить фотодело не возникало, так что фотоаппарат всегда при мне (улыбается). В начале пути подражал большим мастерам. Когда же появился свой стиль, начал участвовать в международных выставках (мне присвоили международное фотографическое звание FIAP), позже вступил в Союз фотохудожников России.

– А что дает звание FIAP?

– В прошлом веке это было здорово, ведь ты обретаешь некий статус, твои работы идут в каталоги, ты получаешь медали. Будучи в Союзе фотохудожников, мы имели возможность отправиться за рубеж (Париж, Рим, Ватикан), а также принимать зарубежных фотографов у себя – ходили с ними по Волге от Казани до Кижей. Это был не только обмен коллекциями и фотографиями, но и обмен опытом. Наши «Зениты» и «ФЭДы» были, конечно, хороши, но зарубежная техника всегда была на шаг впереди. И мы тянулись, пытались купить, хотя стоила она по тем временам достаточно дорого. Да и сейчас, в принципе, ничего не изменилось: хорошая техника не дешевая. Обязательно фотографируйте свою семью

– Какие тенденции за последние, положим, десять лет вы, как фотограф, для себя отметили?

– В одно время старались, чтобы идеально было все: свет, макияж модели, яркость снимка… И в какой-то момент это до того приелось, что все пошло в обратном направлении – минимум света, минимум макияжа… За этим интересно наблюдать. Рекомендую время от времени заходить на зарубежные фотосайты – там вы также можете увидеть актуальные течения. Например, Nikon, Fujifilm, Canon выставляют в своих галереях целые серии фотографий в свободном доступе. Люди с разных концов земного шара могут задать интересующие их вопросы – и им ответят.

 – Процесс создания фотографии пережил революцию: сегодня, чтобы сделать и получить снимок, достаточно нескольких секунд. Как вы относитесь к этим переменам?

– Есть фантик, а есть конфетка. Достаточно зайти в соцсети, чтобы увидеть фантики. Это определенная фиксация жизни, некий визуальный дневник. С чего, собственно, фотография и началась, хотя, как вы правильно заметили, тогда процесс занимал далеко не секунду: проявить пленку, распечатать, посмотреть. И всего 36 кадров, что очень дисциплинирует! Мой рекорд – это две пленки по 36 кадров на всю свадьбу: выкуп, ЗАГС, природа, церковь. Помню, я тогда спросил: почему две пленки только дали. Сами подумайте: групповое фото, кто-то моргнул – и ничего ведь не поделаешь уже. А заказчики посмеялись: «Пускай так». Сейчас уже, например, за ту же свадьбу кадров 400 у меня выходит. А если кто-то моргнул, я с другого кадра взял и глаза ему открыл. А тогда вот так: 36 кадров и до свидания!

– Вы фотографировали свадьбы своих родных? Или не смешиваете семью и работу?

– Конечно, фотографировал (смеется). Мои родные – мои модели. Я и своим ученикам говорю: обязательно снимайте свою семью!

Вдохновение в тебе самом

– Чьи работы были для вас образцом?

– Классики: легендарный французский фотограф, основоположник репортажной съемки и уличного фото Анри Картье-Брессон; американский фотограф и арт-редактор, один из самых влиятельных фотографов XX века Ирвин Пенн… Таких имен много. Есть достойные представители Нижегородской школы фотографии – Дмитриев, Карелин. В Дзержинске нас учили Александр Усов, Юрий Шпагин. Хорошо помню, как мы соревновались: выставляли свои фотографии, лучшие из которых шли за рубеж. И шпагинская школа фотографии звучала во всем мире!

– Многие актеры не советуют детям идти по своим стопам. А как у вас обстоят дела с продолжением профессии в семье?

– Мой сын занимался фотографией, как и дочь, но продолжить дело никто не решился, чему смартфон, конечно, поспособствовал (смеется). Хотя дочка даже имеет художественное образование, я ей частенько говорю: «Маш, как же так? Нарисуй что-нибудь хотя бы». А она отмахивается, отвечает, что тогда это все надо было для художки, а сейчас если браться, то надо идти на пленэр, надо вдохновение найти, надо… Но ремесленник она хороший! Вот и возвращаемся мы к тому, с чего начали: есть ремесло, а есть действительное большое искусство. И не все это видят и понимают.

– Где фотографу находить вдохновение и где его находите конкретно вы?

– Новый объектив или новая камера, например, могут воодушевить, но истинное вдохновение – только в тебе самом. Да и статус толкает, не дает сидеть на месте: ты же фотограф, так иди и снимай, не ленись! Чудесная погода или дождь, торжество или рядовое событие – подбираешь под съемку объектив и идешь снимать.

 – Представим ситуацию: ребенок хочет научиться фотографировать. Ему достаточно будет смартфона на первых этапах или без фотоаппарата не обойтись?

 – Если он действительно хочет, то не проблема. Обычно фраза «Покажи, что у тебя есть» сразу же наскакивает на стыдливое: «У меня только смартфон». Ничего страшного. Если человек чувствует композицию, ракурс, сам кадр – это сразу видно. И с ним можно работать. А уж потом купит нормальную камеру и будет снимать!

– Продолжите фразу: «Хороший кадр – это…»

 – Хороший кадр виден сразу: он один и одновременно их море. Такие кричат сами за себя.

 – Спасибо вам за беседу! «Дзержинские ведомости» поздравляют вас с профессиональным праздником.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото из личного архива Юрия Клековкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *