Просто кино или феномен культуры?


27.08.21 02:33

Некоторые из дзержинцев признаются, что почти не ходят в кинотеатры и не следят за премьерами и новинками кинематографа. А ведь

Без рубрики

Некоторые из дзержинцев признаются, что почти не ходят в кинотеатры и не следят за премьерами и новинками кинематографа. А ведь когда-то поход в кино был одним из самых долгожданных моментов в жизни любой дзержинской семьи. В преддверии Дня российского кино вспоминаем, как это было.

Всегда первый

«Первым, именно городским кинотеатром, в Дзержинске был знаменитый «Ударник», – рассказывает знаток истории города, руководитель студии «Юный скульптор» Владимир Корнев. – До его открытия дзержинцы смотрели кино в домах культуры при заводах города».

Но, конечно, никакой сеанс в незамысловатом зале заводского клуба не мог сравниться с посещением кинотеатра, отделанного мрамором, украшенного причудливыми колоннами, с ажурной лестницей в фойе, ведущей в буфет на втором этаже. Старожилы вспоминают, что в «Ударнике» играл живой оркестр, из газетной хроники можно узнать о выступлениях именитых гостей, среди которых, кстати, была и блистательная Любовь Орлова.

«Разумеется, я не могу рассказать о первых годах существования кинотеатра – он был открыт в 1938 году, когда меня еще не было, – с улыбкой отмечает Владимир Васильевич. – Но вот кинотеатр в 60-е годы, на которые пришлось мое детство, помню очень хорошо. «Ударник» всегда оставался кинотеатром №1.
В нем шли лучшие фильмы, здесь выступали знаменитые артисты, проходили творческие вечера, концерты. Было определенным шиком отправиться желательно на вечерний сеанс в «Ударник», посидеть на втором этаже в буфете, полистать свежую прессу, пообсуждать новости с приятелями. Такой выход в свет был неотъемлемой частью жизни любого культурного человека». На протяжении почти двух десятилетий «Ударник» оставался единственным полноценным кинотеатром города.

Особая атмосфера

Вторым кинотеатром Дзержинска стала «Родина». Типовой проект здания, построенного в 1958 году, был серьезно переработан Алексеем Федоровичем Кусакиным. Благодаря вмешательству главного архитектора города кинотеатр получился очень красивым, ярким и самобытным. Классические колонны, строгий фронтон, парадные ступени, богатое внешнее и внутреннее архитектурное обрамление – все это с первых минут создавало праздничный и даже торжественный настрой.

«Да, это был именно театр, театр для кино, – задумчиво произносит Владимир Корнев, вспоминая богатое убранство  «Родины». –  Особенная атмосфера сопровождала зрителя и в вестибюле, где он приобретал билеты и проходил в фойе через массивные деревянные двери; не покидала на парадных лестницах, а затем и в самом зрительном зале». Кстати, зрительных зала в кинотеатре «Родина» было два – красный и синий. К каждому из них вела обособленная, почти театральная парадная лестница. Старожилы помнят тяжелые бархатные (или плюшевые?) занавеси, богатую лепнину на потолках, затейливые бра на стенах.

«Родина» сразу полюбилась дзержинцам, – вспоминает Владимир Корнев. – На киносеансы сюда приходили семьями, вместе с друзьями, коллегами по работе. На первом этаже друг напротив друга располагались два кафе: одно детское, другое взрослое. Никто не прибегал за две минуты до начала фильма. Да это было и невозможно. Билеты, особенно на вечерние сеансы, раскупались еще с утра. Это несмотря на то, что показ одного фильма мог идти целый месяц. И в зале все равно был аншлаг».

Общение на первом месте

Владимир Корнев не случайно так хорошо помнит обстановку  первых кинотеатров Дзержинска. Его отец, Василий Михайлович был первым художником «Родины». Он рисовал огромные афиши, красовавшиеся на специальных стендах перед кинотеатром; его кисти принадлежали плакаты, которые в качестве рекламы развешивали по городу на тумбах; наконец, ему же приходилось оформлять бесчисленное количество маленьких информационных объявлений. А что делать? Копировальной техники не было – все зависело от мастерства художника и его уникальных знаний особых профессиональных секретов.

Запах столярного клея и гуашевых красок, царивший в мастерской отца, запомнился Владимиру на всю жизнь. Конечно, он постоянно крутился в кинотеатре, а потому знал, что смотреть фильмы в кинозалах «Родины», где пол имел уклон, намного удобнее, чем в «Ударнике» с креслами на одном уровне. Если за 10 минут до окончания фильма в «Родине» выйти из синего зала и перебраться через переход, можно было «зайцем» попасть на сеанс в красный зал. Отец иногда просил билетера провести мальчика в зал на свободное место, которых, правда, почти никогда не было. Можно было попросить усадить мальчика на служебное место билетера. Если и здесь не получалось, отец вел сынишку в тесную будку киномеханика, где, притулившись на крошечном стульчике, сквозь узенькое окошечко мальчик рассматривал движущиеся на экране картинки.

«Конечно, мы любили кино, – с задором смеется Владимир Васильевич. – «Фантомаса» я смотрел, наверное, раз сто. Взрослые тоже возвращались в кинозал на полюбившийся фильм. И дело здесь не столько в любви к кинематографу как искусству, а в том, что это был действительно доступный для всех – билеты-то стоили копейки – вид культурного и интеллектуального отдыха. Наши родители, а вслед за ними и мы, ценили эрудированность, умение размышлять, делиться друг с другом эмоциями, впечатлениями.
В то время единственными источниками информации были газеты и документальная хроника, которую, кстати, в фойе кинотеатра «Родина» на небольшом экране показывали перед началом основного фильма. Это было уникальное изобретение коллектива кинотеатра».

Владимир Корнев вспоминает, что по мере развития сети кинозалов и кинотеатров популярность «Родины» не уменьшалась. Уж очень необычным и уютным был этот кинотеатр. Пожалуй, только с переходом на широкоформатное кино театр потерял какую-то часть зрителя – переоборудовать залы под новые стандарты не было технической возможности. Но вплоть до перестроечных времен люди по-прежнему продолжали ходить в кино, считая этот вид отдыха одним из самых доступных и интересных.

Размышляя о современных реалиях, Владимир Васильевич отмечает, что «всех нас поглотил интернет»: мы не только смотрим в Сети фильмы, новости, но и общаемся друг с другом посредством мессенджеров. Современный поход в кино уже совсем не похож на прежние выходы в свет. Впрочем, у настоящих киноманов новый формат не отбивает любви к киноискусству. Кто-то смотрит фильмы дома на диване, кто-то следит за блокбастерами на больших экранах, а кто-то предпочитает посещать фестивали и кинолектории, посвященные интеллектуальным фильмам. Здесь, правда, встает вопрос – что лучше: авторское или развлекательное кино? Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Есть мнение

Марсель Шайхаттаров, руководитель  дзержинского киноклуба  «Ретроспектива»:

«Давайте будем честными: большинство современных зрителей, как молодых, так и зрелых, любят фильмы вселенной «Марвел». Яркие, зрелищные, динамичные. Это реальность, и от этого никуда не уйдешь. Как и то, что, на мой взгляд, время кинотеатров уходит.

Особенно четко мы увидели это в пандемию. Многие поклонники кинематографа оформили подписки, которые, кстати, дешевле, чем традиционный поход в кино, и следят за новинками на платных каналах. Большую популярность сейчас набирают стримы – короткие видео, снятые в реальном режиме и тут же выложенные в интернет. Скажу больше, среди ребят, с которыми я занимаюсь, есть те, кто вообще кино не смотрит. В лучшем случае – короткие стримы или видео в «Тик-Ток».

Но есть и те, кто любит и знает классическое кино, маститых режиссеров. Несколько лет назад я проводил в клубе опрос и был удивлен, что большинство ребят выбрали «Сталкера» Тарковского. Это говорит о том, что среди молодежи есть эстеты и думающие личности, предпочитающие серьезные фильмы.

Если говорить о современном кинематографе, то, действительно, сегодня снимается очень много ярких и сильных фильмов. К сожалению, многие из них проходят мимо Дзержинска. Например, «Левиафан», несколько лет назад прогремевший на весь мир, до Дзержинска так и не добрался. Мы смотрели его в интернете. Я удивлен, что люди очень мало знакомы с творчеством Сокурова, которого обязательно нужно смотреть современному образованному русскому человеку. Незабываемым остается творчество Балабанова. И, конечно, никак нельзя пройти мимо Звягинцева, каждый фильм которого безусловный шедевр, что бы ни говорили критики».

Кстати...

В 60-е с развитием науки и техники в Дзержинске довольно быстро набрало популярность движение кинолюбителей. Молодые люди не хотели оставаться пассивными зрителями и стремились снимать кино сами. По рассказам дзержинского краеведа Вячеслава Сафронова, в первой половине 60-х такой любительский кинокружок возник при ДК им. Свердлова. Студийцы снимали самые разнообразные фильмы о строящемся Дзержинске, его спортсменах, социальной сфере. Киноленты были отмечены на областном уровне и не раз получали различные награды.

Еще одну киностудию открыли в 1962 году при Дворце культуры химиков. Об этом рассказывают сотрудники выставочной экспозиции ДКХ.

Молодые кинолюбители оправдывали название студии «Юность» и снимали довольно интересные цветные и черно-белые фильмы о городе и его окрестностях.

Принято считать, что «Юность» стала прообразом будущей телекомпании «Дзержинск». Примечательно, что студийный киноархив в рабочем состоянии и сегодня хранится в запасниках ДКХ.

Евгения МАКАРОВА

Фото из интернет-источников

Оставить комментарий