Она пишет стихи с пятнадцати лет. Конечно, оглядываясь назад, замечает: ее сегодняшние произведения серьезно отличаются – и по форме, и по содержанию. Но одно осталось неизменным – это искренность, которой пронизано все ее творчество. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» провел блиц-опрос для дзержинского поэта, члена Российского авторского общества и Российского союза профессиональных литераторов Ларисы Мазур.
«Кровная» любовь к книгам
– Лариса, поэзия у вас в крови?
– У меня в крови – любовь к книгам. По словам родителей, еще не умея ходить, сидя в кроватке, я часами могла их листать, внимательно рассматривая картинки, при этом ни разу не порвав ни одной странички. Мама читала мне сказки Пушкина чуть ли не с младенчества, уже в пять лет я вовсю декламировала письмо Татьяны к Онегину. Ну а если говорить про «наследственную» поэзию, то стихи, правда, только в молодости, писал мой папа.
– Чему было посвящено ваше первое стихотворение?
– О чем можно писать в пятнадцать лет? О любви, конечно! Помню, сама удивилась, как это так получилось, что слова внезапно сложились в рифмы. Решила отправить «пробу пера» в одну нижегородскую газету: там как раз рубрика была тематическая – «Аллея любви». И стихотворение, представляете! опубликовали. Как и несколько последующих. Вот так я поверила в свои силы…
– Начинающий поэт и образование должен был выбрать соответствующее, связанное с литературой.
– Вы угадали, но это случилось чуть позже. А после девяти классов я поступила в Дзержинский музыкальный колледж. За плечами была «музыкалка», класс фортепиано.
– А как же стихи?
– Стихи никуда не делись. На втором курсе я организовала свой первый поэтический концерт. Между прочим, в школе я была очень стеснительной девочкой: краснела, когда вызывали к доске. Будучи студенткой, решила от этого качества избавиться. Так вот, на своих концертах я читала стихи – от лица разных героев (цыганка, пират, шут) с использованием всевозможного реквизита. Такие своеобразные поэтические спектакли получались. Я тогда очень увлекалась театром. Признаюсь, после колледжа даже пробовала поступить в театральный, но не сложилось. Впрочем, я об этом нисколько не жалею: мне безумно нравится то, чем я сейчас занимаюсь.
– Да, профессию вы выбрали более чем интересную. Расскажите, как попали в Дзержинский краеведческий музей. Сразу после окончания музыкального колледжа?
– Нет. После колледжа я работала сначала методистом в центре культуры и досуга «Славянка», потом – в других организациях. Параллельно училась на филологическом факультете Нижегородского педагогического университета. О том, что в наш музей требуется сотрудник, узнала случайно. И вот уже более десяти лет я в эпицентре культурной жизни города. Провожу экскурсии, мастер-классы, разрабатываю сценарии открытия выставок, концертов, праздников. Я не только организатор и ведущий мероприятий, которые проходят в музее, но и их непосредственный участник. С большой радостью сотрудничаю с творческими людьми нашего города.
«Стихи сами приходят ко мне»
– Вернемся к вашему творчеству. Вы упомянули, что читали стихи от разных героев. Шут, пират… Каково это – писать от мужского лица?
– Не сложно. Мне кажется, поэт универсален. Он может воплотиться в кого угодно, причем этот кто угодно может жить в самых разных странах и самых разных эпохах. Ведь совсем не обязательно испытывать все, о чем ты пишешь: главное – уметь это чувствовать, переживать.
– Вы говорите: поэт. Как и Марина Цветаева, не приемлете это слово женского рода?
– Да. Не случайно, она – мой любимый поэт!
– Поэт – это профессия?
– Это состояние души. Профессия у поэта может быть любая, даже совершенно не творческая.
– Писать стихи – это тяжелый труд?
– Для меня – нет. В последние годы я пишу особенно легко. Даже практически ничего не исправляю по факту, разве чуть-чуть. Я заранее, за несколько дней чувствую некую наполненность. И потом – прорыв! В день могу три-четыре стихотворения написать. А потом неделю возможна тишина. Ничего не могу предсказать. Когда сажусь писать, даже не знаю, как сложится и что получится. Стихи сами приходят ко мне.
– Когда они приходят, нужно «зафиксировать» их здесь и сейчас? А если время и место не подходящие?
– Я стараюсь «законсервировать» это состояние наполненности. Сейчас уже могу его регулировать. Если есть необходимость, некоторые строчки фиксирую в телефоне, чтобы потом развить мысль.
– То есть «на коленке» не пишете?
– Нет, это не мой вариант. Мне нужно полное состояние покоя. Уютный диван, мягкий плед и абсолютная тишина.
– Есть какой-то план? То есть должна «выдать» столько-то строчек в день и ни на одну меньше.
– Никакого плана нет. План может быть у писателей-прозаиков. Если постараться, то можно сесть и заставить себя написать что-то. Это я про прозу. А у поэтов – какой план? Стихи – они приходят откуда-то свыше…
– Что вас вдохновляет?
– Многое. Читаю книгу, и вдруг раз – цепляет какое-то слово, возникает сюжет. Или в общении с человеком какая-то фраза задевает за живое. А вообще – природа, люди… Да по большому счету сама жизнь и вдохновляет!
Баланс между материальностью и духовностью
– Слог ваш красочный, насыщенный, изящный. Порой кажется, что вы живете в каком-то другом мире и времени, далеких от реальности. Не тяжело из «сказочных миров» возвращаться в действительность?
– Очень актуальный для меня вопрос. Знаете, раньше я действительно очень увлекалась «иными мирами», считала, что поэт – это такой неземной субъект, далекий от быта. И, мне кажется, даже немного переигрывала, создавая некий образ. Сейчас я понимаю, что была неправа. С одной стороны, поэт должен быть фантазером, мечтателем, но с другой – крепко стоять на ногах. Когда пишешь – погружайся в свою фантазию, а как написал – возвращайся назад, в реальность. Хочу найти такой баланс между материальностью и духовностью.
– Как отличить хорошую поэзию от плохой?
– Не знаю. Лично мой критерий «хорошести» такой: если чувствуешь нерв стиха, его пульсацию, если твоя душа на него откликается. А иногда вроде все складно и красиво написано, а ты равнодушно пролистываешь страницу.
– Как относитесь к критике?
– «Хвалу и клевету приемлю равнодушно». Раньше, признаюсь, болезненно переживала критику. Сейчас занимаю такую позицию: не нравится – проходите мимо.
– Музыкальное образование помогает вам в поэзии?
– Многие говорят, что мои стихи музыкальны. Знакомые поэты исполняли пару-тройку их под гитару. Был и давний опыт сотрудничества с композитором. Хотелось бы его повторить: некоторые стихи свои я вижу как песни, в стиле романса.
– Вы бы смогли жить без стихов?
– Мне кажется, это было бы предательством самой себя. Если тебе дан какой-то талант, его надо развивать по максимуму. Нужно ли это кому-то? Смею надеяться, что моим родным, близким, моим читателям.
Беседовала Екатерина КОЗЛОВА
Справка:
Лариса Мазур – член Российского авторского общества, член Российского союза профессиональных литераторов.
– Автор трех поэтических сборников: «Плакал клоун» (2004 г.), «Сокровища души неугасимой» (2013 г.), «Зажгите свет, смотритель маяка!» (2019 г.). Имеет публикации в печатных изданиях Дзержинска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Новокузнецка;
– участник IV Международного теософского конгресса и поэтического конкурса (2020 г.);
– дипломант IV городского открытого конкурса поэзии и авторской песни «Поэзия Красного города» (г. Йошкар-Ола) (2020 г.);
– дипломант Международного литературного конкурса, посвященного памяти К. Симонова (Беларусь) (2020 г.).
ВРЕЗКА:
КАЖДОМУ — ПО…
Каждому — по вере. Каждому — по небу.
Каждому — по солнцу или по луне.
Каждый выбирает — БЫЛЬ творить иль НЕбыль.
Каждый выбирает — мир иль быть войне.
Каждому — по воле. Каждому — по цепи.
Каждому — по жертве и по палачу.
Каждый выбирает — быть огню иль пеплу,
Морю штормовому или же ручью.
Каждому — по двери. Каждому — по выси.
Каждому — по паре или по нулю.
Каждый выбирает — ползать или…рысью.
Каждый выбирает — «возле» иль «к рулю».