«Химический» орденоносец Иван Толмачев


16.11.21 02:50

Он трудится в химической промышленности без малого тридцать лет. За это время, работая на разных производственных площадках, стал практически универсальным

Доска почета

Он трудится в химической промышленности без малого тридцать лет. За это время, работая на разных производственных площадках, стал практически универсальным специалистом. Не случайно в списке его наград есть и довольно редкая отраслевая – орден «За заслуги перед химической индустрией России» I степени. Наш рассказ – о менеджере по техническому сервису, техническому регулированию и стандартизации АО «Сибур-Нефтехим» Иване Александровиче Толмачеве.

Близкая химия

И сам Иван Александрович, и его родители – коренные дзержинцы. Папа долгое время трудился на «Синтезе» (который тогда назывался «Явой»), мама – на швейной фабрике. Иван рос самым обыкновенным советским мальчишкой. Радовался, когда за окном было минус 30: от школьных занятий освобождали – значит, можно было погонять с друзьями шайбу во дворе. Любил играть в настольный теннис, занимался в шахматной секции, где получил первый спортивный разряд.

Учился Иван хорошо, но не на отлично. До 10-го класса такое положение вещей его вполне устраивало. Но, стоя на пороге взрослой жизни, задумался: неплохо было бы аттестат и «покрасивее» получить. Стал «штурмовать» учителей, по предметам которых у него выходили четверки: что мне нужно сделать, спрашивал паренек, чтобы получить пять? Так, он за две недели (!) самостоятельно повторил годовой курс химии, и в итоге в соответствующей графе появилось «отлично». «Не за красивые глаза, – шутит Иван Александрович, –
а за реальные знания!»

Сомнений с выбором вуза не было никаких: конечно, Дзержинский филиал Горьковского
(а впоследствии – Нижегородского) политехнического института. «Химия как наука всегда была мне интересна и близка – по сути и по восприятию», – объясняет Иван Александрович. Случайно молодой человек увидел в газете объявление: предприятие «Оргстекло» предлагает сотрудничество выпускникам школ и техникумов. Суть в следующем: ребята получают от завода стипендию, а взамен обещают туда трудоустроиться после окончания вуза. Причем стипендия эта была выше обыкновенной студенческой на целых 12 рублей (по тем временам – не копейки).

«Оргстекловская школа»

В 1992 году дипломированный химик-технолог Толмачев, встретившись с заместителем директора «Оргстекла» по кадрам, получил неожиданное и приятное предложение. Вчерашний выпускник вуза был назначен… мастером (а по сути, начальником) смены в цех по производству фенол-ацетона. Все дело в том, что цех на тот момент остался фактически без ИТР, и молодому специалисту это сыграло на руку.

Конечно, сначала рабочие настороженно отнеслись к «сырому», как он сам себя характеризует, руководителю, но постепенно молодой мужчина завоевал уважение более старших коллег. Во-первых, потому, что не боялся учиться. «Всегда можно узнать что-то новое, – рассуждает Иван Александрович. – На первый взгляд кажется, что полностью изучил материал. А копнешь поглубже – нет, еще не все знаешь». Вторая причина: Толмачев без проблем мог выполнить работу за отлучившегося, к примеру, аппаратчика. Взаимозаменяемость и взаимовыручку, с его точки зрения, никто не отменял. Его смена самостоятельно, без привлечения дневной, даже могла остановить и пустить производство, а это самое сложное на химическом предприятии.

Уже через два года Иван Толмачев – начальник отделения в цехе фенола. Начальник цеха только диву давался, как его подчиненный, запомнив номера всех 48 железнодорожных цистерн (!), легко и без запинки отвечал на вопрос, где в данный момент находится та или иная емкость. Четкость отгрузки не была нарушена ни разу.

В середине 90-х на «Оргстекле», как и на прочих дзержинских заводах, наметилась явная тенденция спада. Начали одно за другим закрываться производства: работников то и дело перебрасывали с одного места на другое. Толмачеву довелось поработать даже в проектно-конструкторском отделе. Кроме того, в его послужном списке значатся: начальник отделения и замначальника цеха  синильной кислоты, замначальника цехов фенол-ацетона (была попытка запуска этого к тому времени законсервированного производства) и акриловых полимеров.
В 2002 году Иван Толмачев «окончил» «оргстекловскую школу» – интересную, насыщенную и обогатившую его как химика.

У истоков «Акрилата»

В том же году новыми собственниками было решено достроить и запустить находящееся на территории «Оргстекла» производство акриловых эмульсий, причем по японской (!) технологии. Это производство строилось еще в советское время, и к 1991 году могло похвастаться высокой степенью готовности. Но вслед за распавшимся Советским Союзом стройку заморозили и часть оборудования была просто украдена.

Информацию о наборе сотрудников для нового завода Иван Александрович, как и в начале своего трудового пути, увидел в газете. В 2003 году опытного специалиста взяли начальником смены. Через месяц он стал начальником участка синтеза акриловой кислоты. Задачи были грандиозные – достроить установку, пройти освидетельствование, изучить систему управления процессом, завершить монтаж оборудования и провести пусконаладочные работы.  Плюс следовало обучить новых рабочих. Конечно, основной груз «ликбеза» лежал на приглашенных японских специалистах, но все нюансы и тонкости – на Толмачеве. Иван Александрович вспоминает свой рабочий табель за месяц до пуска: 12, 14, 16 часов…
И это все – без выходных.

14 октября 2004 года новая установка по производству акрилатов была запущена (официальной датой, с торжественным перерезанием красной ленточки, считается 18 ноября) – с первого раза и безо всяких проблем! Условную «красную кнопку» нажимал он – Иван Александрович Толмачев. Говорит, что пуск производства – заслуга всего коллектива, но свою толику внес и он. «Мало кто верил, что производство будет запущено с первого раза, – вспоминает химик. – Меня тогда как раз приглашали вернуться на «Оргстекло», где мне все было знакомо. Пошел советоваться с главным инженером: мол, как быть? Как считаете, есть ли шанс  пуститься? И он ответил: «Вот если ты сейчас уйдешь, то шансов будет меньше». И я остался…»

К сведению, это было первое на территории постсоветского пространства производство акриловой кислоты. Да и сейчас аналог ему есть только в Салавате.

В составе единой команды

Потом был запуск еще двух производств, должность заместителя начальника цеха. Когда Толмачев стал начальником цеха, завод «Акрилат» вошел в состав «Сибур-Нефтехима». Эта синергия привела к стабильности, дальнейшему развитию и наращиванию мощностей. Следующие шаги вперед самого Ивана Александровича – технический руководитель площадки, главный технолог завода. «Очень помогал приобретенный опыт, – говорит он. – Теперь я понимаю, как здорово, что мне довелось поработать на разных производствах».

Сегодня Иван Толмачев – менеджер по техническому сервису, техническому регулированию и стандартизации «Сибур-Нефтехима». Это интересная и ответственная должность, которая появилась в процессе трансформации организационной модели предприятия. «Если объяснить по-простому, – улыбается Иван Александрович, – то я отвечаю на предприятии за качество: качество продукции, сервиса, документации, доставки и всего остального. «Сибур» – клиенто-
ориентированная компания: здесь твердо знают, что клиент всегда прав. Любое обращение наших партнеров по самым разным вопросам – по качеству ли продукции, по логистике – досконально разбирается. С целью снятия всех проблемных вопросов».

Быть успешным на работе сложно, если дома не ладно. Но у Ивана Толмачева все отлично и на «химическом фронте», и на семейном. С супругой Татьяной буквально на прошлой неделе они отметили серебряную свадьбу. Она – его поддержка, он – ее опора. Дочь Елена уже живет самостоятельно. Работает на благо будущего родного города – в отделе молодежной политики администрации Дзержинска.

Кстати, про семью. Иван Александрович говорит, что коллектив «Сибур-Нефтехима» – это тоже большая дружная семья. «Сибур» – социально ориентированная компания, – отмечает он. – Здесь во главе угла стоит человек. К примеру, каждый сотрудник, начиная с аппаратчика, может подать идею по улучшению на производстве. Предложение обязательно будет проанализировано, и, если оно эффективно, автор получит материальное поощрение. Наша корпоративная культура построена на ценностях. Безопасность без компромиссов, каждый день становимся лучше, сплоченная команда, партнерство, умный результат – всё это реально работает. В Дзержинске знают: быть частью команды
«Сибур-Нефтехима» престижно».

Справка

Почетный знак – орден «За заслуги перед химической индустрией России» I и II степеней отличия учрежден для награждения руководителей, работников, трудовых коллективов предприятий, организаций Росхимпрофсоюза, а также общественных, политических и государственных деятелей, граждан и организаций зарубежных государств за активную производственную и общественную деятельность, направленную на:

• развитие химической индустрии России;

• достижение высоких производственных, экономических и социальных показателей  работы предприятий и организаций;

• становление, развитие и  укрепление социального партнерства, поддержание в трудовых коллективах социального мира и согласия;

• пропаганду достижений химической индустрии страны.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива И. Толмачева

Оставить комментарий