Незабываемая Надежда


10.12.21 08:58

Феерическое шоу танца, музыки и ярких костюмов состоялось в эти выходные во Дворце культуры химиков. Театрализованное дефиле «Формула Надежды» было

Город Культура Общество

Феерическое шоу танца, музыки и ярких костюмов состоялось в эти выходные во Дворце культуры химиков. Театрализованное дефиле «Формула Надежды» было посвящено 160-летию художника-модельера Надежды Ламановой.

Обращение к биографии Надежды Петровны не случайно.
В юбилейный год благодаря инициативе российских модельеров ее имя зазвучало, как и прежде, громко. В Москве на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска, на ВДНХ в течение месяца работала выставка «Гений в юбке», в нижегородском доме моды Parle открылся музей дизайна имени Ламановой, в Дзержинске ко дню рождения именитого модельера прошло парадное дефиле.

«Мы продолжаем историческую ретроспективу, посвященную 800-летию Нижнего Новгорода, и знакомим дзержинцев с историей Нижегородского края и нашими знаменитыми земляками. Надежда Петровна Ламанова – одна из них», – рассказывает заведующая отделом культурно-массовой работы ДКХ Алла Попова.

Биография некогда известной на весь мир «царицы моды» и вправду удивительна. Она родилась 26 декабря 1861 года в селе Шутилово Лукояновского уезда в семье отставного офицера. Учиться молодую барышню отправили в Мариинскую гимназию в Нижний Новгород. Дворянка по происхождению, Надежда Петровна довольно рано столкнулась с нуждой: семейные долги, ранняя потеря родителей по факту сделали ее чуть ли не единственной опорой и поддержкой для четырех младших братьев и сестер. В возрасте
20 лет провинциальная девушка отправилась в Москву, где окончила престижные курсы шитья, позволившие ей поступить на работу в один из известных московских домов моды.

Московские щеголихи довольно быстро обратили внимание на необычную швею, которая никогда не делала эскизов, выкроек и чертежей, а драпировала и закалывала материал непосредственно на заказчице во время первой примерки. Процедура могла длиться более двух часов, зато результат того стоил – индивидуальная подгонка удивительным образом скрывала все недостатки фигуры и выгодно подчеркивала ее достоинства. От желающих одеваться у Ламановой не было отбоя. Так, в 24 года ничем прежде не приметная нижегородка открыла в Москве собственный дом моды, которому спустя совсем короткое время не было равных.

К Надежде Петровне обращались за нарядами знаменитые артистки,  представительницы высшего света  и самого Императорского дома. Первой венценосной клиенткой Ламановой стала Елизавета Федоровна, родная сестра императрицы и жена московского губернатора, известная своим изяществом и красотой. Вероятно, по ее совету на модного модельера обратила внимание и сама императрица. Представленные модели удовлетворили высокий вкус требовательной государыни, и Ламанова стала обладательницей престижнейшей в России торговой марки «Поставщик Двора Её Императорского Величества».

Удивительный факт, который следовало бы знать нижегородцам, – сегодня в костюмной экспозиции Эрмитажа представлены 14 платьев, сшитых Надеждой Петровной. Хранятся неповторимые в прямом смысле слова костюмы Ламановой и в других именитых музейных собраниях, в том числе музее МХАТ. Дело в том, что Надежда Петровна, с юных лет знакомая со Станиславским, многие годы сотрудничала сначала с МХАТ, а затем и другими известными театрами. Сам Станиславский не скрывал, что открывая новый театр, сознательно поместил на афиши имя Ламановой, что обеспечило приток заинтересованной публики, ведь модельер была известна в обеих столицах. Костюмы, которые Надежда Петровна создавала для театральных постановок, сегодня принято называть чуть ли не шедеврами.

Революция все перечеркнула. Обладавшую огромным состоянием Ламанову в одночасье переселили из четырехэтажного собственного особняка на Тверской в коммунальную квартиру на задворках Москвы, лишили всех титулов и званий. Тем не менее упрямая нижегородка, обладавшая, по свидетельствам современников, железным характером, категорически отказалась уезжать из родной страны. В 57 лет она начала всё с нуля.

Упорство и заступничество именитых деятелей искусств позволили Надежде Петровне выстоять в первые послереволюционные годы. В 20-е, годы тотального дефицита, она от скудости материалов изобретает совершенно новый стиль – конструктивизм в одежде. Кто бы мог подумать, что модели, сшитые из обычных полотенец, вызовут небывалый восторг у публики Всемирной художественной выставки в Париже в 1925 году. Советскому модельеру единогласно был присужден Гран-при. Этот успех до сих пор не может повторить ни один российский модельер.

Праздник в честь грядущего 160-летия Надежды Ламановой решили провести в колонном зале ДКХ, архитектура которого сама по себе настраивает на возвышенный тон. Коллективы ДКХ, Центра художественных ремесел, Дворца детского творчества представили номера, в которых сочетались музыка, танец и демонстрация костюма. В течение часовой программы зрители познакомились с народным костюмом, модой начала ХХ века, моделями конструктивизма, театральным платьем.

Ведущая театрализованного дефиле Мария Попова рассказала присутствующим биографию блистательного модельера, зачитала ее воспоминания, отзывы современников. Завершился праздник показом коллекции «Нижний. Собрание сочинений» дома моды Parle. Изюминкой дефиле стало то, что на подиум вышли не профессиональные модели, а участницы конкурса красоты и материнства «Миссис Россия – Дзержинск». И в этом тоже есть отсыл к знаменитому модельеру – Надежда Петровна считала, что красиво одеть можно любую женщину, независимо от ее достатка, комплекции и социального статуса.

Евгения МАКАРОВА

Фото Руслана Лобанова

и из сети Интернет

Оставить комментарий