Мария Шиманская: «Дзержинский театр уникален»


11.12.21 08:40

В интервью «Дзержинским ведомостям» актриса и режиссер драмтеатра Мария Шиманская рассказала об учебе в Щукинском училище, своем переезде в наш

Газета Есть такая профессия Жизнь театров Культура

В интервью «Дзержинским ведомостям» актриса и режиссер драмтеатра Мария Шиманская рассказала об учебе в Щукинском училище, своем переезде в наш город и лучших, по ее мнению, из поставленных в Дзержинске спектаклей.

«Мне здесь уютно»

– Мария Олеговна, не страшно было ехать в Дзержинск из Читы с группой актеров в 2009 году?

– Нам всем очень хотелось работать.
В Чите такой возможности не было. Если бы мы остались там, мы бы, наверное, сейчас не работали по профессии.

– Обжились в Дзержинске?

– Мне здесь уютно. И проще, чем в Чите. Дзержинск по численности населения меньше Читы. Зато здесь есть огромный театр. Сцена его по размеру почти как в театре Вахтангова: глубокая, есть поворотный круг, огромное зеркало сцены, прекрасное световое и техническое оснащение. Таких сцен в стране – по пальцам пересчитать.
После читинского камерного театра «ЛиК» (от сокращенного «Люди и Куклы»), при котором был набран наш курс, дзержинский театр стал потрясением.

– Не скучно жить вдалеке от столиц?

– Во-первых, это не так уж далеко. Из Читы до Москвы на поезде добираться шесть суток. Отсюда – три с половиной часа. Это вообще не расстояние. Во вторых, мне некогда скучать. Я каждый день в театре. В выходные с удовольствием могу прокатиться по окрестностям: Желнино, Шуховская башня. У вас природа совсем другая, не такая, как в Забайкалье, и мне это нравится.

«Утиная охота»

– В июне этого года состоялась премьера спектакля «Утиная охота». В нем вы выступаете не только как режиссер, но и как хореограф и музыкальный оформитель. Отметил много интересных режиссерских решений. Как вам кажется, дзержинский зритель готов к театральным новациям?

– А почему нет? Я очень давно хотела поставить «Утиную охоту». Тем более, пьеса прекрасно раскладывается на труппу. Да, мой спектакль сильно отличается от фильма «Отпуск в сентябре». Сравнивать фильм и спектакль не совсем правильно. Кино и театр – разные искусства. Но даже если зрители невольно начинают сравнивать, не стоит забывать, что фильм – это тоже трактовка, угол зрения режиссера Виталия Мельникова. Блестящий текст автора дает возможность разных интерпретаций: у меня она такая, у Мельникова другая. Этим и прекрасна режиссура. Никогда ты не найдешь двух одинаковых спектаклей, потому что ставят их разные люди. А если нет своей идеи, своего понимания текста, зачем вообще браться за постановку?

– Пьесу Вампилова не очень охотно разрешали ставить в советское время. И фильм лежал на полке 8 лет. Не хотелось отыскать в пьесе какой-нибудь «луч света в темном царстве»? Уйти от депрессии и дать «побольше позитива»?

– В моем спектакле позитива ровно столько, сколько я нашла у автора. Зачем мне его переписывать? Вампилов – гений. Он актуальный, многоплановый, очень искренний и пронзительный. В пьесе нет ни одного лишнего или пустого слова. Всё имеет смысл. А если хочется повеселее, нужно брать другую пьесу.

 «Щука» многому научила

– Кем вы себя ощущаете – режиссером или актрисой? Есть мнение, что люди идут в режиссуру, потому что профессия режиссера менее зависимая, чем актера.

– В этом есть своя правда. Женщина в театре всегда стоит в очереди за ролями. Очень много хорошего мужского материала, женского – в разы меньше. Так уж исторически сложилось, что театр изначально был мужским искусством, женщин туда не пускали. Хочу сказать, что по своему складу характера я не могу сидеть без дела. И это тоже одна из причин, почему я пошла в режиссуру. Если я не играю, значит, я ставлю. В режиссерской профессии также много тонкостей и трудностей. Молодого режиссера никто нигде не ждет с распростертыми объятиями. Если ты при театре имеешь возможность ставить, считай, что тебе повезло. Какая из профессий – режиссера ли актера – мне нравится больше, я выбрать не могу, да и не хочу. Мне интересна и та, и другая.

– У вас набирается целая сборная «играющих тренеров» – Кислинский, Подскребкин, вы…

– Мне кажется, это нормально.
А как ты правильно объяснишь актеру, что нужно делать, если ты сам не актер? Ему же нужно не только сказать: «Встань там или там!», а объяснить внутреннюю жизнь и логику поступков персонажа.

– В 2016 году вы с отличием окончили режиссерское отделение знаменитого Щукинского училища. Какие впечатления от учебы в легендарной «Щуке»?

– На курсе моего педагога Михаила Борисовича Борисова учились ребята, которые уже имели актерское образование и опыт работы. Мне, наверное, было легче, чем другим, потому что мой учитель Андрей Сергеевич Подскребкин сам в свое время заканчивал режиссуру «Щуки». Школа была одна, и я в какой-то мере уже была подготовлена к ее требованиям.
В течение пяти лет каждый год я уезжала на сессию, которая длилась полтора-два месяца. В промежутках между поездками писала курсовые. Не напишешь, не отправишь в срок – до сессии не допустят. А в самом институте работали сутками. Было даже такое, что оставались там ночевать, потому что не успевали на метро. Зато после каждой сессии приходило понимание, что тот объем знаний, который получил за столь короткий срок, – нереальное богатство. Из 30 человек, которые поступили на наш курс, в итоге осталось всего 14.

– Найти работу в Москве режиссеру нереально?

– Реально, но многое зависит от удачи и везения. Мне предлагали работу в Москве, но… Во-первых, есть обстоятельства, из-за которых я отказалась. А во-вторых, у меня здесь есть возможность ставить и играть.
В дзержинском театре я поставила 13 спектаклей. В Москве много театров, но еще выше конкуренция. У моих друзей-одногруппников, которые живут там, не было такой возможности. Опять же никто не знает, как повернется жизнь.

Непростые сказки

– Какой из спектаклей, поставленных вами в Дзержинске, вам нравится больше?

– Спектакли – как дети. Выбрать очень трудно. Есть несколько знаковых для меня постановок. Например, «Стеклянный зверинец». Мой первый вечерний спектакль для взрослого зрителя. Нежная, любимая работа. Конечно же, «Утиная охота». Я ее сочиняла со второго курса института. Удалось поставить спустя восемь лет, и я этому очень рада. Есть дорогие сердцу сказки – «Как Ёжик и Медвежонок меняли небо» по произведениям Сергея Козлова. Удивительный, пронзительный автор и чудесный материал. Конечно же, «Алиса в стране чудес» – моя дипломная постановка, с которой я защищалась в Щукинском училище.

– Как на вашей работе сказалась пандемия?

– Впервые появилось время на себя. Первые три недели самоизоляции была паника, я просто сходила с ума. Потом вдруг поняла, что это время для тех желаний, которые откладывала на потом. И я начала их исполнять: выучилась управлять автомобилем, начала танцевать фламенко, занималась современной хореографией, научилась готовить полезную еду, перечитала кучу книг, пересмотрела всего Ларса фон Триера. Я нашла радость в этих условиях, хотя работать для меня всегда было комфортнее.

– Сейчас в обществе идет дискуссия на тему, нужно ли прививаться от коронавируса.

– Я переболела два раза. Не имею права кому-то что-то советовать, каждый решает сам. Я думаю, что в прививках есть толк. Она не помогает не болеть. Она облегчает течение болезни. Мне есть с чем сравнить. Я болела до и после вакцинации. После прививки гораздо легче и быстрее, чем до.

– Банальный, но закономерный вопрос – ваши творческие планы?

– Я человек суеверный. Заранее говорить не люблю об этом. Дай бог, получится все, что задумано, и это задуманное будет актуальным, нужным и интересным для зрителей.

– Андрей Сергеевич Подскребкин говорит, что Дзержинск – театральный город. Согласны?

– Нам с ним есть с чем сравнить. В Чите у нас были частые отмены спектаклей, зритель просто не шел в театр. А здесь, до пандемии особенно, порой билеты раскупают за месяц вперед. Для театра – это счастье.

Зрители о спектакле «Утиная охота»

«Мария Шиманская использовала интересные приемы, которые заметны и отлично вписаны в спектакль… После просмотра остается своеобразное послевкусие, как от хорошего красного вина. Начинаешь размышлять, а правильно ли я поступаю в определенных вещах… К просмотру подойдет не всем, не все же любят сочетание сладкого с соленым, поэтому этот спектакль для гурманов».

«Пьеса сама по себе непростая. Тут я согласна с режиссером спектакля Марией Шиманской – Вампилов не бытовой автор. Это не бытописание главного героя, это сложная многослойная структура его внутреннего мира, здесь нет ничего неважного. А теперь представьте, как эту многослойность повествования воплотила на сцене труппа нашего театра! Музыкальное сопровождение спектакля очень разнообразное и насыщенное. Спектакль, как сама жизнь, очень динамичный, в нем практически нет статичных сцен. А какой свет! Одним словом, сложилось всё – и идея автора получила прекрасное воплощение на сцене. В следующем сезоне обязательно еще посмотрю эту постановку».

«Мария как режиссер не ищет легких путей, и ее замыслы всегда рождают тучу мыслей в головах зрителей. И здесь не имеет значения, согласен ты с режиссером или нет, главное, что появляется проблема, которую режиссер вскрывает и заставляет тебя думать».

Сергей АНИСИМОВ

Фото Руслана Лобанова

и из личного архива М. Шиманской

Оставить комментарий