Создать свой маленький шедевр


11.12.21 11:28

Художник – это всегда что-то романтичное, загадочное и непонятное: нестандартная внешность, заляпанная красками одежда, задумчивый философский взгляд, ищущий за горизонтом

Газета Город Есть такая профессия

Художник – это всегда что-то романтичное, загадочное и непонятное: нестандартная внешность, заляпанная красками одежда, задумчивый философский взгляд, ищущий за горизонтом ту особенную красоту, которая недоступна обычным людям. Но нет, как и все люди, художники могут быть совершенно разными и непохожими на сложившийся стереотипный образ.


Для кого-то живопись – хобби, для кого-то – способ самовыражения, а для кого-то – главная профессия и стиль жизни. На днях корреспондент «Дзержинских ведомостей» провел в мастерской художника-педагога Ирины Никитиной один, но весьма насыщенный день.

Вдохновение в картинах

Поздние пробуждения с томным потягиванием в кровати – это не про Ирину Николаевну. И дело здесь не в энергичности и характере, а во вполне будничных обстоятельствах: она – многодетная мама. Трое детей уже давно научили собранности и пунктуальности. Потому утро в семье Никитиных, пожалуй, ничем особенным не выделяется. Всё как у всех: сборы родителей на работу, детей – в школу, завтрак, дорога.

«Мое утро может быть самым разным, – рассказывает  Ирина. – Иногда, проводив младшего в класс, возвращаюсь домой. Хорошо, если есть возможность посвятить пару часов личному творчеству, давно задуманной картине, какому-либо начатому эскизу. Это мои любимые минуты, когда ты полностью растворяешься в том, что делаешь, и если всё получается, чувствуешь, как крылья вырастают за спиной. Но, бывает, что меня просят сделать копию какой-то известной картины, либо нужно выполнить композицию на заказ. По утрам, когда есть возможность остаться одной, работаю над ними. И в этом тоже есть своя прелесть. В живописи столько великолепных шедевров, что прикосновение к ним подобно чуду».

О великих мастерах Ирина Николаевна может рассказывать долго и вдохновенно. Нельзя не заразиться ее увлеченностью и вместе с ней не начать восхищаться светящимся небом, простором и свободой, царящими на картине Левитана «Над вечным покоем»; не удивиться тому, что почему-то почти ничего не знаешь о завораживающих необыкновенной цветовой гаммой пейзажах Федора Васильева. А евангельский цикл Поленова? А потрясающая техника и детальность проработки современного художника Александра Шилова? И вот уже не замечаешь, как разговор плавно перетекает из бытовой плоскости в сферу высокого искусства: о любимых художниках, картинах, их судьбах и технике, о влиянии живописи на литературу и, наоборот, о музеях и картинных галереях. О том, что люди, влюбленные в искусство, непременно должны бывать на выставках, посещать уникальные архитектурные комплексы, путешествовать, находить время для того, чтобы прогуляться в окрестностях города и насладиться прекрасными видами окских далей. Это необходимо, как воздух. Даже при самом напряженном ритме современной жизни и небольших доходах. А иначе где брать вдохновение? Как воспитывать у детей вкус к прекрасному и понимание гармонии мира?

И художник, и педагог

«Думала ли я, что живопись станет моей профессией? – на секундочку задумывается Ирина Николаевна и тут же отвечает. – И да, и нет. С детства любила рисовать, занималась в художественной школе. Но когда встал вопрос о выборе профессии, решила поступать в Дзержинский педколледж. Как ни странно, именно это решение впоследствии и определило мою судьбу. Здесь состоялось знакомство с Людмилой Петровной Кудрявцевой, которая помогла поверить в свои силы, показала, что есть множество дорог и путей для самореализации и развития. Главное – ничего не бояться, не сомневаться, а упорно идти к намеченной цели. Добрым ангелом-хранителем на долгие годы стала для меня еще один педагог колледжа Татьяна Ивановна Размахова. При их поддержке я поступила сначала в Горьковский государственный педагогический институт, а затем в Гуманитарный художественный институт ННГАСУ. Так вот и получилось, что у меня два высших образования, по факту представляющих одну профессию: и художник, и педагог».

Двойное образование помогает Ирине Никитиной. Ее нередко приглашают в творческие мастерские, на мастер-классы в образовательные учреждения, где она вместе с детьми создает «шедевры живописи» либо учит малышей основам лепки, хитростям аппликации и объемного конструирования.

Но сегодня особенный заказ. Художница расписывает учебный кабинет в православной гимназии имени Серафима Саровского. Здесь планируется создать музей, посвященный духовному прошлому и настоящему православного Черноречья, а потому на стенах должны быть узнаваемы храмы Дзержинска. «Когда меня приглашают для оформления пространства, где будут находиться дети, я всегда стараюсь учитывать возрастную специфику, – рассказывает Ирина Николаевна. –  Детей привлекает что-то яркое, необычное. При этом пространство не должно угнетать детей изобилием лишних деталей, неконтролируемым буйством красок, подавлять ребенка. Это, кстати, следует учитывать и при оформлении детских комнат дома».

К слову, Ирина Никитина не всегда была художником «детской специализации». После института работала дизайнером в частной проектной мастерской, затем в отделе архитектуры завода им. Свердлова, где разрабатывала проекты интерьеров заводских объектов, в том числе заводоуправления. Ее авторству принадлежит оформление центрального холла и кабинета директора завода.

И все-таки Ирина Николаевна знает, о чем говорит: на протяжении нескольких лет она принимала участие в рабочей группе, которая занималась научными исследованиями на тему здоровьесберегающих технологий, в том числе формирования комфортного пространства для учебы, занятий спортом, детского отдыха. Эти знания, отмечает педагог, актуальны и сегодня, и очень пригодились, когда ее пригласили попробовать свои силы в качестве преподавателя в изостудию для детей и взрослых «Рисующий Дзержинск».

Рисуют все

Вечер – самое насыщенное время для Ирины Никитиной. Из разных концов города к ней на занятия в мастерскую спешат большие и маленькие ученики. Для каждого возраста свое задание, своя техника, свое время. Забавно наблюдать, как малыши – по виду первоклассники – деловито достают фартучки, чтобы не испачкаться, готовят палитры, расставляют стаканчики с кисточками и карандашами.

«Дети – самые смелые художники, – смеется Ирина Николаевна, приветствуя появляющихся в дверях учеников. – Они не знают, что не умеют (или умеют) рисовать, они верят педагогу. И когда ты говоришь им, что не нужно волноваться – мы сейчас научимся правильно обращаться с красками, накладывать мазки, делать штрихи, их творчество уже не остановить». Слова педагога подтверждают многочисленные рисунки, украшающие стены студии – смешные собаки, грозные белые медведи, достаточно сложные для детей пейзажи, сюжетные зарисовки.

«Мне очень часто приходится слышать, как смущенные взрослые говорят: я не умею рисовать, никогда не умел, у меня не получится, – продолжает рассказ художница после того, как дает первое задание своим подопечным. – Победить эту неуверенность труднее всего. Вероятно, потому, что взрослые сразу берут себе за образец известные картины великих художников, боятся показаться смешными, недостаточно профессиональными. А этого для первых шагов в живописи и не нужно. Посмотрите, как рисуют увлеченные трехлетние малыши – они все в процессе и ничего не замечают вокруг, потому что им это нравится и доставляет удовольствие, несколько недочетов совсем не имеют значения. Поэтому в студии вы не увидите ни одного похожего рисунка. Да, все рисуют медведя, но у одного художника он выраженно косолапый, у другого улыбается, у третьего – лопоухий. Каждый со своим характером. В этом и есть прелесть творчества. Художник – творец: как захочу, так и нарисую. Когда эта простая истина доходит до взрослых, приходящих ко мне на мастер-классы, рисовать начинают все. И получается даже у тех, кто никогда не рисовал. Даже если речь идет о сложной копии известного полотна».

Конечно, соглашается Ирина Николаевна, творчество как хобби не требует сверхвысокого уровня профессионализма. Но разве что-нибудь может помешать человеку самосовершенствоваться?

Сама она не просто много рисует, но постоянно осваивает новые техники, признается, что с огромным удовольствием принимает участие в пленэрах, работе творческих мастерских состоявшихся современных художников – всё это окрыляет и дает новые импульсы для новых идей и развития. Ирина много читает (книги занимают в ее доме чуть ли не одну четвертую всего пространства), изучает работы классиков живописи, следит за тенденциями современного искусства, с восхищением отзывается о живописи нижегородских коллег – Ольги Устиновой, Ксении Авериной, Леонида Колосова. Это ее образ и стиль жизни, особая философия и уникальное понимание мира, которое находит отражение в авторских картинах.  

«Педагогический уклон, конечно, оказывает влияние на мое творчество, – с улыбкой говорит художница, помогая завершить рисунок то одному, то другому ученику. – Но быть проводником в мир прекрасного – не меньшее удовольствие, чем уединенное творчество. Пусть работы, которые мы создаем на мастер-классах, никогда не станут национальным достоянием, но для каждого моего ученика – это своя маленькая победа, свой небольшой шедевр, а для кого-то, может быть, и первый шаг в мир большого искусства. Ради этого стоит и работать, и творить».

Евгения МАКАРОВА

Фото из личного архива
И. Никитиной

Оставить комментарий