21 марта - Всемирный день поэзии Газета
17.03.22 10:36

Его душа не может прозой говорить

Для одних поэзия — дело минувших школьных дней, для других — неотъемлемая часть жизни. Герой этого интервью — поэт и краевед Сергей Кувшинов. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» выяснил, как рождаются будущие строки, в чем прелесть литературных клубов и зачем автору публиковаться в Сети.

Рифмовал, но не записывал

– Сергей Анатольевич, мы общаемся с вами в преддверии Всемирного дня поэзии. Вы как-то отмечаете этот праздник?

– Так сложилось, что для меня этот день сопряжен с конкурсом «Поэт года», в котором я несколько лет участвовал, а в 2011 году  стал финалистом. Плюс литературный клуб «Огонек Рубцова», в котором я состою, в канун Дня поэзии проводит «Рубцовскую субботу» — традиционные литературные вечера-встречи для горожан. Другими словами, 21 марта для меня – это сразу несколько праздников.

– Что привносит в жизнь поэта членство в литклубе?

– Во-первых, общение. Ты взаимодействуешь с людьми, близкими тебе по духу и содержанию. Во-вторых, возможность слышать других авторов. В-третьих,  получить критику. И отмечу, что в нашем «Огоньке Рубцова» она всегда была на уровне. Некоторым авторам доставалось от коллег будь здоров! По делу ли?
В основном да.

– В каком возрасте вы начали писать?

– В школьные годы рифмовал, но не записывал. Домашние читали мне книги с раннего детства, это и повлияло на мою любовь к литературе, в том числе и к поэзии. Больше всего мне нравилось, как читал дедушка. Четче остальных в его исполнении я запомнил стихи Кольцова, «Тамару» и «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Пророка» Пушкина. Самостоятельно писать начал в осознанном возрасте, когда мне было за 20. А так – любил читать стихи, хорошо их запоминал.

– Существуют ли «обряды», которых вы придерживаетесь перед написанием стихов?

– Ни в коем случае! Я вдохновение не провоцирую и не призываю, оно должно прийти само. Это что-то свыше. Раньше, когда имел возможность выйти из дома, всегда вдохновлялся аллеями центрального парка, переулками старой части Дзержинска – разнообразием балконов и арок. Видел, как пускали первые троллейбусные маршруты, как набережная Оки одевалась в бетон, а город рос, расширяясь в западном направлении.

Количество читателей ограничено

– Значит, у вас всегда при себе были блокнот и ручка?

– 15 лет назад – да. А после появления компьютера и моего вынужденного затворничества все черновики перебрались на экран.

– Кстати, о компьютерах. Сейчас поэтом может назваться любой — достаточно выложить свои творения в Сеть. Как вы к этому относитесь?

– Действительно, из-за закрытости многих издательств и периодических изданий авторы всё чаще начинают писать «в Сеть». На мой взгляд, это неплохая возможность заявить о себе. Единственное, надо учитывать, что интернет сегодня очень насыщен, поэтому на его просторах идет уже настоящая борьба за читателя. Пишущих людей много, а вот количество читающих – ограничено.

– И  у поэта Сергея Кувшинова есть свой сайт?

– В 2010 году моя одноклассница Светлана Панова-Кудрявцева создала сайт, который долгое время был моей полноценной площадкой. Света загружала туда мои стихи и фотографии, за что я ей очень благодарен. Люди читали и писали отзывы. Сейчас все новинки я выкладываю на литературном портале Стихи.ру.

Не могу не упомянуть, что Света также была инициатором создания моего первого сборника. Со своей учительницей литературы – Тамарой Ефимовной Ионовой – мы часто созванивались по телефону. Решил сделать ей небольшой сюрприз: написал от руки несколько своих стихотворений, оформил незамысловатыми рисунками. И эту 12-листную тетрадку я подарил ей, а она написала про нее заметку в городскую газету. Света верстала мои стихи, пока тетрадка гуляла по рукам: школа, заводской стадион «Капролактамовец», само предприятие. И в редакции заводской газеты решили издать небольшой стихотворный сборник «На окских просторах». К моему 30-летнему юбилею книгу выпустили.

– Получается, то был сюрприз? Обрадовались?

– Не то слово (смеется). Я понимал, что те стихи – творения начинающего поэта, однако от осознания этого факта событие не становилось менее знаменательным.

– Следующие сборники были вашей инициативой?

– Не только. Выход второй и третьей книг – заслуга преподавателя литературы из моей родной 37 школы Тамары Ивановны Пшеничновой. Она и вступительное слово написала, и была редактором. Сколько порогов она обила ради выхода сборника!

К сожалению, последние лет 10-12 я пишу гораздо меньше, чем следовало бы. Практически всё время занимает исследование жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова вместе с моим старшим товарищем, краеведом Станиславом Першиным.

– Тогда вопрос ребром. Что ближе: литературоведение или поэзия?

– Отвечу так: ничто не мешает мне записать мысль, когда она ко мне приходит. А поработать с ней можно и позже, поэтому я совмещаю. Главное здесь — уловить и ухватить. Бывает ведь как: некоторые стихи годами пишутся, а другие складываются за считанные минуты.

– Что может стать триггером для таких строк?

– Что угодно – пути Господни неисповедимы. В последние годы, к примеру, очень много стихов были навеяны обыкновенной музыкой. Классическая, современные рок-композиции, радио… Услышишь мелодию и чувствуешь – твое. Иногда даже получается положить слова на музыку.

Помню, был такой случай с песней LaHacienda американского джазового музыканта Рона Фрешмана. В начале композиции была восточная мелодия. И у меня родилась одна-единственная строчка – «по воде круги». Дальше не пошло. Я лег спать, и мне приснилось, что я включаю проводное радио. Играет мелодия, рождаются строки. Я просыпаюсь и сразу записываю. В тот же день в интернете я нашел песню Фрешмана LaHacienda – это была именно та мелодия, которую я слышал во сне.

– Мистика какая… И часто такие случаи происходят?

– Иногда. Вспомнил еще один – то было в 2016 году, когда выходил мой шестой сборник «Между двух равноденствий». Я никак не мог придумать обложку к книге. И вдруг на глаза мне попадается фотография: полированный стол, в котором отражается окно, а на поверхности лежат обручальные кольца. Сюжет мне понравился, я обрезал кольца, перевернул картинку и отправил в издательство. На следующий день фотография снова попадается на глаза. Стало интересно: откуда она? Читаю – «Мистер и миссис Кувшиновы. Подготовка к свадьбе». Судьба — не иначе!

Обострила поэтическое чувство

– С кем из дзержинских коллег-поэтов вы общаетесь? Кого могли бы отметить сегодня?

– Один из первых больших поэтов, с кем мне довелось общаться и дружить, это Владимир Хорошилов.

Другим знаковым событием в моей жизни стало знакомство с Лией Аронович, с которой мы общаемся до сих пор. Она повлияла на мое творчество в период становления, знакомила с новинками литературы и журнальными публикациями, в том числе и с японской поэзией. Обострила, что называется, поэтическое чувство.

К сожалению, сейчас я лишен возможности выбираться из дома, поэтому круг общения довольно узок. Однако знаю, что есть интересные люди в литературно-музыкальном клубе «Эдельвейс». На ум сразу приходят имена поэтесс Ларисы Мазур и Натальи Уваровой, а также очень талантливой девушки Анны Звёздкиной.

– Ваш поэтический сборник «Между двух равноденствий» вышел 6 лет назад. Сергей Кувшинов готовит что-то сейчас для своих читателей?

– Стихи собраны в три «подборки последних лет». Последняя из них – «На крыльях осенних бессонниц» – вышла чуть больше года назад. Лия Аронович дала ей высокую оценку. Кое-что, конечно, есть, но для полноценного издания, думаю, пока что сыровато.

– И последний вопрос: события, происходящие на южной границе нашей Родины, рождают строки в душе поэта?

– Нет. Я считаю, нельзя на этом никаких себе преимуществ делать. Возможно, кто-то пишет нечто сильное и нужное, не знаю. Я даже не пытался.

Справка

Сергей Анатольевич Кувшинов

Родился 20 июня 1970 года в поселке Курагино Красноярского края. С 1975­го – живет в Дзержинске. Окончил школу №37, учился в Горьковском политехническом институте. Работал на заводском спорткомплексе «Капролактамовец».

В 1991 году тяжелая травма позвоночника приковала Сергея Кувшинова к инвалидной коляске.

Первая его поэтическая публикация увидела свет в многотиражной газете предприятия «Капролактам» «За доблестный труд» в сентябре 1997 года. Сергей Анатольевич является автором шести стихотворных сборников.

Из достижений и наград – диплом конкурса «Мой Рубцов», лауреат литературного конкурса имени Б.Е. Пильника, лауреат премии «Творящая душа». В 2012 году Сергей Анатольевич стал финалистом премии «Поэт года 2011».

Последние несколько лет поэт Кувшинов активно занимается литературоведением.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото из архива С. Кувшинова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий