Интернет-мигранты



24.03.22 03:14

Газета На заметку

Каждый десятый житель России, до недавнего времени пользующийся определенными сервисами для обмена фотографиями и видеозаписями, сейчас переживает маленькую трагедию: Роскомнадзор принял решение о блокировке Instagram (признан иноагентом) и Facebook (признан иноагентом).

«Заморозка» аккаунтов

С 14 марта в России заблокирован Instagram*. Это произошло после того, как владеющая соцсетью компания Meta** разрешила пользователям своих соцсетей из некоторых стран призывать к насилию против российских военнослужащих в публикациях, посвященных военной операции в Украине (позднее компания скорректировала позицию). В России также ограничена работа «Фейсбука» и «Твиттера».

В качестве альтернативы россиянам предлагаются социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».

В то время как многие устанавливают пиратские программы для обхода системы блокирования, другие удаляют или «замораживают» свои аккаунты на неопределенный срок.

Решение о приостановке публикаций в ленте «Инстаграм» и переходе на альтернативные интернет-площадки приняли как отдельные люди (губернатор региона Глеб Никитин, заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, глава города Иван Носков), так и целые компании и предприятия (пресс-служба Дзержинска, «Сибур-Нефтехим», спортивная школа олимпийского резерва «Город спорта», ФОК «Ока», центр «Мой бизнес», еврейская община города).

«Не могу сказать, что блокировка «Фейсбука» сильно сократила мое общение в Сети, но определенное недовольство всё же есть, – отмечает президент НРОО «Дети. Семья. Отечество» и многодетная мама Ольга Зелинская. – Дело в том, что серьезных людей – чиновников, владельцев предприятий, первых лиц региона – не так часто можно встретить «ВКонтакте» или в Instagram*. Их можно найти именно в Facebook*. И если несколько таких человек у тебя в друзьях, твоя новостная лента наполнена их публикациями – анонсами проектов, ссылками на первоисточники и официальными обращениями. Ты в курсе происходящего, а при необходимости можешь кому-то даже написать напрямую.

Конечно, есть альтернативы в виде других соцсетей, но всё-таки пользователи «Фейсбука» – это срез определенной аудитории, у которой в приоритете читать и быть прочитанным».

Нужно просто подстраиваться

То, что происходило в Instagram* в начале марта, можно сравнить с великим переселением народов – каждый пользователь считал своим долгом выложить ссылку или QR-код на свой Telegram-канал.

Конечно, во всей этой панике больше всего в сочувствии нуждались SMM-специалисты и люди, которые вели свои бизнес-аккаунты.

«После блокировки «Инстаграма» прошло не так много времени, поэтому не могу сказать, что после 0:00 часов 14 марта всё остановилось, ведь часть заказов у меня расписана на несколько недель вперед, – рассказывает кондитер Яна Макарова, начавшая свой бизнес по реализации капкейков и тортов в интернете чуть больше года назад. – Конечно, блокировка одной из самых популярных интернет-площадок приносит некоторое неудобство, однако мы не в силах что-то изменить.

Буду подстраиваться, развивать свои группы «ВКонтакте». Скорее всего, произойдет определенный спад по количеству подписчиков, но я думаю, что со временем всё наладится и объем клиентов  восстановится. Произошла блокировка соцсети, а не потребности человека в услуге и товаре».

Стоит напомнить, что 2 марта 2022 года президент Владимир Путин подписал указ о введении налоговых льгот для IT-компаний.

Интересного много: для аккредитованных организаций ставка по налогу на прибыль организаций до 31 декабря 2024 года в размере 0 процентов; освобождение от налогового, валютного и других видов госконтроля на срок до трех лет и отсрочка от армии для сотрудников IT-компаний до 27 лет, а также льготные кредиты по ставке не выше 3 процентов.

Кстати, через несколько дней после блокировки Instagram* интернет-заголовки начали пестреть новостью о планах VK Group перезапустить уже забытую всеми «аську» ICQ.

Активно распространяются слухи о предстоящей блокировке видеохостинга YouTube, однако пока что они ни подтверждены, ни опровергнуты.

*Социальные сети Instagram и Facebook признаны иноагентом в РФ.

**Компания Meta – запрещенная в РФ организация.

КСТАТИ

Правила пользования «Инстаграм» и «Фейсбук», согласно Уголовному

Кодексу РФ

Пользоваться можно, но публиковать посты не стоит – грозит статья 282.2. УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации».

Любая ссылка на Instagram* или Facebook*, отправленная другу,  равна демонстрации символики экстремистской организации –  статья 20.3. КоАП РФ предусматривает наказание до 15 суток ареста. При публикации ссылки на «Инстаграм» не забудьте упомянуть, что организация – экстремистская.

Покупка рекламы будет считаться финансированием экстремистской организации – статья 282.3 УК РФ, за которую можно получить до 8 лет тюремного заключения.

Из первых уст

У молодого предпринимателя Анастасии Бахтиной три бизнес-аккаунта в «Инстаграме» – услуги по укладке волос и оформлению бровей, изготовление бижутерии и пошив нижнего белья. Основную ставку со своим партнером по бизнесу она делала на последний аккаунт. Получилось так, что девушки вложились в рекламу буквально за месяц до начала всех санкций и блокировок.

«Очень грустно, что всё так произошло – от «кормушки» оторвали действительно многих. Даже если не брать в расчет блогеров-миллионников, потеряли свой заработок и мамы в декрете, и копирайтеры, и дизайнеры. Я знаю людей, которые брали кредиты на рекламу, закупку продукции и аренду помещений. По сравнению с ними мы пострадали, конечно, в наименьшей степени.

Во-первых, наши вложения в рекламу были не настолько огромными, во-вторых, мы успели закупить материалы до повышения, по старым ценам.

Самое сложное – это перевести целевую аудиторию на другие площадки. Нам приходилось устраивать конкурсы и скидки, чтобы сохранить хотя бы какое-то количество клиентов, при этом уйти в еще бОльший минус.

Перестанет ли работать «Инстаграм» даже через обходные пути или будут введены ограничения, пока никто не знает. Но, думаю, многие из нас готовы на любые уступки, даже к разделению аудитории на «нашу» и «заграничную» – лишь бы платформа начала работать. На мой взгляд, все эти блокировки направлены в том числе и на пиар российского IT-сектора…»

Кондитер Тамара Кобесова отмечает, что пока не ощущает глобальных последствий блокировки.

«Заказов сейчас не очень много, но в конце марта – апреле всегда затишье. Рабочую страницу в Instagram* я веду около пяти лет, при этом основной поток клиентов всё равно наблюдался через группу «ВКонтакте». Жизнь в любом случае не заканчивается: если у тебя есть несколько хороших фотографий твоего продукта (в моем случае – тортов и пирожных), то можно параллельно выкладывать объявления на других интернет-сервисах для продажи товаров или услуг. А самой лучшей рекламой было, есть и будет сарафанное радио».

Подготовила

Ольга КУЗЬМИНА

Фото из архива редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий