Юрий Царев был первым дипломированным медицинским психологом Дзержинска


19.06.22 02:24

Знаток и целитель душ. К нему за помощью приезжали люди из самых разных уголков России, и каждый получал то, за

Газета Город Есть такая профессия Общество

Знаток и целитель душ. К нему за помощью приезжали люди из самых разных уголков России, и каждый получал то, за чем приехал: дети избавлялись от энуреза, заикания, взрослые решали многолетние проблемы употребления алкоголя и табака, депрессий. Он спас сотни семей от развода и помог тысячам подростков покончить с разного рода зависимостями. Юрий Николаевич Царев – первый дипломированный медицинский психолог Дзержинска, он больше 40 лет посвятил исцелению душевных человеческих недугов. 28 мая ему бы исполнилось 70 лет…

В шкафу с его книгами теперь хранится папка – красная, увесистая, своеобразное портфолио Юрия Николаевича, которое бережно и по крупицам собирала его любящая супруга Любовь Ивановна.
В досье – различные документы, удостоверения, сертификаты, касающиеся его образования и профессиональной деятельности, фотографии, вырезки из газет с публикациями, где он выступал в качестве эксперта, поздравления, почетные грамоты, благодарности. Жил в Дзержинске такой человек, который мог исцелять души…

Радиотехник и психолог

В наш город Юрий Царев приехал вместе с родителями из Вязников в конце 60­х годов. Окончив восемь классов, поступил в престижнейший Горьковский радиотехнический техникум. Полученные здесь знания, к слову, в жизни очень пригодились: он мог разобраться и исправить любую поломку в электро­ и радиоприборах. После техникума был призван в армию. Служил на Северном Кавказе, был оператором радиолокационной станции. Активный, разносторонне развитый – выбрал для поступления Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В характеристике с места службы сделан вывод: «Достоин быть студентом МГУ».

Виктория Спирченкова, племянница:

– За людей он всегда ратовал, последнюю рубашку отдаст, но товарищу поможет. Говорил: «Сам погибай, а друга выручай». Очень показательный случай был у него в университете, когда к нему приехал армейский друг, которому негде было ночевать, и дядя Юра оставил его у себя в общежитии, не уведомив об этом оперативный отряд. За такое в то время могли отчислить из университета. А когда началось разбирательство, дядя Юра совершенно спокойно сказал: «А как я мог поступить иначе, когда это мой армейский друг? Единственной моей ошибкой было то, что я не поставил вас в известность». И вот таким принципиальным он был всегда. Говорил только правду, независимо от горечи и дальнейших последствий, был глубоко порядочным и неравнодушным человеком.

В столицу он поехал не случайно. В 30-­е годы здесь жили и работали его родители. В марте 41-­го репрессировали отца, Николая Павловича, по известной статье «58­-10»: он отбывал восемь лет срока на Колыме. Мать, Валентина Павловна, участвовала в обороне Москвы: рыла окопы на подступах к столице, награждена медалью «За оборону Москвы». Николая Павловича реабилитировали в 1965 году.

В 1973­-м Юрий Царев стал студентом психологического факультета. Тогда советская психология как наука, только начала развиваться. Выбор молодого человека был осознанным: техника – техникой, а он хочет и будет работать только с людьми! Юрий Николаевич получил специализацию на кафедре нейро­ и патопсихологии, одной из создательниц которой была знаменитая доктор психологических наук, профессор Блюма Вульфовна Зейгарник (кстати, она была научным руководителем его дипломной работы).

Проходил практику по неврологии и по психопатологии во всех специализированных клиниках Москвы. В своих воспоминаниях коллеги Юрия Николаевича с гордостью отмечают его уникальные способности и ценные знания, которыми он делился.

Сафар Жаферов, психолог, клинический психолог, специалист по социальной работе:

– Именно Юрий Николаевич консультировал нас, молодых специалистов-­психологов, по нюансам и вопросам клинической психологии, когда мы начинали работать в наркологии. Он открывал много аспектов дифференциальной диагностики расстройств, психокоррекционных аспектов деятельности психолога. Рассказывал, насколько важным является тандем психиатра (нарколога) и патопсихолога в терапевтическом процессе. Многие поражались, как точно он мог заметить признаки той или иной нозологической единицы в процессе патопсихологической диагностики. Юрий Николаевич обращал внимание на особые моменты процесса психодиагностики и психокоррекции, делясь многолетним опытом и своими наработками в области клинической психологии. И, конечно же, было за честь слушать ученика и коллегу родоначальников отечественной патопсихологии, известных советских ученых А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева.

Специалист и семьянин

Профессиональную деятельность Юрий Царев начинал в психоневрологическом диспансере Дзержинска. Сотрудничал с прокуратурой: делал заключения о психическом состоянии подозреваемых и преступников.

Светлана Ярыгина, журналист:

– С Юрием Николаевичем Царевым я познакомилась сначала заочно, изучая материалы громких уголовных дел (наш городской суд в период расцвета демократии любезно предоставлял такую возможность особо доверенным журналистам). Судебно­психологические экспертизы за авторством Царева всегда отличались глубоким проникновением в личность преступника. Захотелось познакомиться поближе. Так началось наше многолетнее сотрудничество, а газета «Дзержинец» получила в свое распоряжение отличного и безотказного консультанта по самым острым вопросам.

Рубрика «Беседы с психологом» просуществовала в газете ровно десятилетие. И всё это время мы говорили с Юрием Николаевичем обо всем на свете: о причинах семейных неурядиц, искусстве снимать стресс, алкогольной зависимости, литературных предпочтениях и многом, многом другом. И эти разговоры со страниц газеты шли прямиком в народ, давая людям ту самую надежду, о которой любил говорить Царев, веру и любовь.

Помню такую маленькую, но красноречивую деталь. В 1998 году, в пору жестокого дефолта, когда многие из нас впали в отчаяние по причине финансовых сюрпризов, Юрий Николаевич нашел нужные слова утешения для читателей нашей газеты. Мол, смотрите, даже природа проявляет к нам милосердие. Цените и пользуйтесь!

Та осень, действительно, оказалась невероятно урожайной. Особенно много было белых грибов. Горожане рванули в леса. И отчасти успокоились, благо изрядно затарились запасами в зиму и пришли, наконец, в чувство среди лесного великолепия. Природа – она хорошо гармонизирует.

…Человек ясного ума, доброжелательный, жизнерадостный… Как это важно, что он жил среди нас!

Следующее (и последнее) место работы Юрия Николаевича – наркологический диспансер. Сначала трудился в стационаре, потом – в консультации «Семья», при которой в 1994 году было создано подростковое отделение.

Сергей Манасин, доктор:

– Сохранилось много фото с Юрием Николаевичем. Недавно просматривал. Он был и остается душой диспансера, которая светилась и погасла.

Александр Кондюрин, заведующий филиалом ГБУЗ НО «НОНД» «Дзержинский наркологический диспансер»:

– Юрий Николаевич Царев был отличным человеком и первоклассным специалистом. Он вел большую профилактическую работу, никогда никому не отказывал, даже если был очень занят. Все проводимые им мероприятия были нестандартными, интересными, он умел удержать внимание слушателей, находить контакт с детьми.

Юрий Николаевич был человеком увлекающимся. И в работе в том числе. Постоянно повышал свою квалификацию, проходил различные курсы – в Москве в Институте психотерапии и клинической психологии, в Санкт­-Петербурге в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Дополнительно к основной специальности – медицинский психолог, получил квалификацию психотерапевта. То есть не просто ставил диагнозы, проводил психокоррекцию и тренинги, но и занимался непосредственно лечением.

Алексей Нелидов – заведующий поликлиникой ГБУЗ НО «НОНД», главный детский врач психиатр­нарколог министерства здравоохранения Нижегородской области:

– Юрий Николаевич был удивительно интересным человеком! Имел великолепное университетское образование клинического психолога, глубоко и с большим интересом обсуждал и пациентов, и проблемы профилактики. Обладал великолепным чувством юмора, оптимизмом. Очень большая потеря для службы, для его друзей­соратников; я сам до сих пор не могу смириться с этой потерей. Именно такие люди украшают нашу жизнь.

Юрий Николаевич был примерным семьянином. Женился поздно – в 35 лет, но раз и навсегда. Дочерей своих обожал, хоть и воспитывал в строгости.

Ливия Царева, дочь, главный редактор ООО «ИД «МЕГАНЬЮС»:

– Рано ушел. Больно. Мы не успели с папой ни поговорить, ни даже попрощаться. Он научил меня жить и смотреть на жизнь философски. Может поэтому я хладнокровно иду туда, где сначала страшно; делаю то, что считаю нужным; ухожу от того, что мне в тягость. А когда совсем одиноко, мысленно обращаюсь к нему за советом или думаю, а как бы поступил он… А он бы, не мешкая, обязательно сказал: «Делай как должно, а там как Бог даст!»

Сам жадный (в хорошем смысле слова) до новых впечатлений и им хотел показать красоту окружающего мира. Они объездили почти всю Восточную Европу, курорты Крыма и Краснодарского края, города­герои, святые места России и зарубежья. В копилке семьи Царевых – многочисленные грамоты и награды за участие и победы в различных городских и областных творческих конкурсах.

Юлия Царева – дочь, учитель английского языка в МБОУ «Школа № 5» г. Дзержинска:

– Для меня отец стал поддержкой, наставником, учителем по жизни, самым заботливым, внимательным и веселым папой! Я им очень горжусь и очень ему за всё благодарна, особенно за своё чудесное детство. Папа всегда старался расширить наш с сестрой кругозор. Это было важнее вещей, украшений и игрушек. А еще учил держать свое слово, приговаривая «дал слово – держи, не дал – крепись», и работать на результат в любой сфере жизнедеятельности.

Оратор и эксперт

А еще Юрий Николаевич был человеком­праздником. В кругу семьи, на работе – он всегда был в центре внимания. Коллеги вспоминают, что своими шутками­-прибаутками умел поднять настроение любому. Казалось бы, наркология – не место для веселья. Но Юрий Царев умел разряжать обстановку, мотивировать коллег. «Поговоришь с ним, и словно крылья за спиной вырастают», – признаются многие.

Надежда Шкурихина, сестра супруги:

– Как психолог Юра, конечно, был первоклассным специалистом. Ему не надо было долго объяснять сложившуюся ситуацию, он быстро всё понимал и приходил на помощь, не задавая лишних вопросов.

На вопрос «в чем счастье?», Платон ответил так: «Счастье – это то, когда не спрашивают, зачем». Вот таким счастьем было общение с Юрой.

Он мог найти контакт с любым пациентом. Искренне хотел помочь каждому, и за каждого переживал.

Мастерски владел искусством удержания внимания аудитории – был замечательным оратором. Его тренинги, профилактические беседы, лекции всегда проходили на ура.

Благодарственных писем от директоров школ, колледжей и техникумов – множество.

О серьезном – наркомании, алкоголизме, табакокурении – умел рассказать доступно и интересно. Дети и подростки от него всегда были в полном восторге.

Анна Асанкина, медицинский психолог подросткового отделения наркологии г. Дзержинска:

– Юрий Николаевич… До сих пор просматриваю карточки и нахожу его почерк, читаю его заключения о пациентах, сравниваю свои выводы с его. Каждый раз думаю: «Дай посмотрю, что там Юрий Николаевич писал про этого подростка…», и как­-то хорошо становится, будто посоветовалась.

Для меня он жив. О нем напоминает всё: работа, люди, кафе, где мы обедали нашим дружным маленьким коллективом, обсуждая жизнь или случаи из практики. Очень люблю его журналы, кстати, оставила себе несколько штук на память – сборники ценнейшей информации!

Тут недавно с новой коллегой пришлось выполнять работу по школам, говорю ей: «Давай посмотрим, как Юрий Николаевич это делал?». Открыли его записи, многое оттуда почерпнули: и с каким тейком заходить к молодежи, чем цеплять, как удерживать внимание.

Не хватает его, конечно. Кажется, что вот­вот зайдет в отделение и своим веселым и громким голосом скажет: «Доброе утро, ребетё, где вы деньги беретё?!» или «Здравствуйте, товарищи!», сразу веселее и теплее становилось. А его фраза «всё с хлебушком полегче» стала крылатой для моей семьи. В наше неоднозначное время подходит для поддержания оптимизма и веры в светлое будущее.

Он не гнался за официальными наградами, но был перфекционистом. С удовольствием выступал в роли эксперта, отвечая на вопросы журналистов разных изданий. К слову, давал интервью и «Дзержинским ведомостям». Готовился к получению высшей квалификационной категории по должности «медицинский психолог». Хотел съездить на Байкал, крестить внучку, отметить 70-­летие. Но не успел. Знатока и целителя душ не стало 24 ноября 2021 года…

Ксения ЯБЛОКОВА. Фото  Сергея Кузюткина и из газеты «Репортер и время»

Из газетных интервью с Юрием Царевым, опубликованных в разные годы:

О выборе

«Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу…»

Всё правильно. Это три главных кита: спутник жизни, система ценностей, профессия. Можно, конечно, поменять их местами, но от перемены мест слагаемых, сумма, как известно, не меняется.

О счастье

Один из политиков однажды очень убедительно ответил на вопрос, что такое счастье. Он сказал, что это здоровье, любовь, крыша над головой и деньги. Именно в такой последовательности, чем меня подкупил. Действительно, зачем деньги, если нет здоровья, если нет любви?! И наоборот, если ты при деньгах, быть здоровым и любить как­то интереснее.

О женской логике

Считается, что женская логика подчиняется эмоции, а не уму. Хотя на самом деле женская логика в высшей степени разумна. Это практичный, земной подход к делу, основанный на опыте. Женская логика – это логика реалиста.

О воспитании

Как известно, для детей сначала главным человеком является мать. Ее ценностных ориентаций дети придерживаются до той поры, пока не повзрослеют. А там их главным учителем в жизни становится отец. То есть, сначала они воспринимают мир эмоционально, потом рационально. А конечный результат воспитания зависит от установки: у разумных родителей сын вырастет Мужчиной, а дочка – Женщиной. Главное, чтобы семью объединяли вера, надежда, любовь.

О преступности

Страшные, жестокие преступления основаны на глубинных комплексах, которые людьми тщательно скрываются. Изливая свою душу психологу, психотерапевту, священнику, просто близкому другу – всю, до самого дна, до самых интимных и темных сторон, человек освобождается от комплексов. Происходит тот самый катарсис – очищение и освобождение.

О психологической помощи

Нужна ли такая помощь здоровому, нормальному человеку? В профилактических целях – да. Например, пройти курс аутогенной тренировки полезно всякому – чтобы научиться хоть чуть­чуть управлять собой. В нашем неуправляемом мире, вероятно, это одна из немногих спасительных возможностей самосохранения.

Оставить комментарий