Евгений Камаев: полвека на линии огня


14.08.22 12:33

Пятьдесят лет в профессии, одной из самых трудных и опасных, – это впечатляет!

Газета Есть такая профессия

Причем он не просто до сих пор в строю, а еще хранит память о своих сослуживцах. Именно усилиями его, подполковника в отставке, был устроен заводской музей, посвященный ВПЧ-14 и газоспасателям предприятия. Наш рассказ – о директоре по ГО, ЧС и противопожарной безопасности ООО «Корунд» Евгении Камаеве.

Мужское дело

Евгений Камаев называет себе потомственным корундовцем: трудовой стаж на заводе его семьи – бабушки (которая за доблестный труд во время войны награждена тремя медалями), мамы и сестры – больше 150 лет. Лишь отец, участник Великой Отечественной, работал на соседнем «Капролактаме». Сам Евгений Сергеевич на «Корунде» успел немного поработать сразу после школы электрослесарем. Впрочем, он вскоре вернулся на завод, но уже в составе военизированной пожарной части за номером четырнадцать (которая и охраняла предприятие).

В пожарную охрану, после службы в армии, его позвали товарищи по конькобежной секции, где он занимался в юности. Это было лето 1972 года – время страшнейших пожаров, когда в Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса.

Мы работали сутки через сутки, – вспоминает Евгений Сергеевич. – Сказать, что было сложно – ничего не сказать. Но именно тогда я понял, что такая работа – по мне. Ни с чем не сравнимое чувство, когда выводишь из огня людей. Помогать им, приносить пользу – настоящее мужское дело.

Через год Камаев поступил в Ивановское пожарно-техническое училище. Заочную форму обучения посчитал оптимальной: когда полученные в теории знания можно тут же применять на практике при тушении пожаров и в работе с личным составом. 

Начальник караула, начальник отдельного поста, замначальника части… Параллельно Камаев получил высшее образование во Всесоюзном юридическом заочном институте. Ему даже предлагали обучение в аспирантуре, но вышестоящее руководство отказало: зачем нам кандидат юридических наук? 

Лучшая в стране

ВПЧ-14 майор, а потом и подполковник Камаев возглавлял с 1987 по 2001 год, и стал достойным продолжателем своего предшественника Андрея Смердова. Именно при Андрее Степановиче часть, базирующаяся на территории «Корунда», стала одной из лучших в стране: пожарные со всего Союза приезжали в Дзержинск набираться опыта у коллег.

Все, что было на тот момент передового в пожарном деле, было у нас, – рассказывает Евгений Сергеевич. – Мы располагали гаражом на шесть пожарных автомобилей, спортивным учебно-тренировочным комплексом с пятиэтажной учебной башней, базой газозащитной службы с лабиринтом и теплокамерой, санитарно-оздоровительным комплексом с баней, бассейном, бильярдной и комнатой релаксации, полосой психологической подготовки, подземным защитным сооружением (на четыре пожарных автомобиля и 40 человек личного состава) с собственной скважиной и складом продуктов.

Кроме того, у нас постоянно внедрялись различные новшества. К примеру, оперативные планы и карточки пожаротушения выдавались автоматически, и автоматически с пункта связи части открывались ворота гаража.
И это в 80-е годы прошлого века! ВПЧ-14 была признана базовой частью пожарной охраны Горьковской области. Побывавший у нас в 1986 году начальник гражданской обороны СССР генерал армии Александр Терентьевич Алтунин сказал: «Сынки, теперь я могу спокойно уйти отдыхать».

В 1993 году за достигнутые в службе результаты Евгению Камаеву было присвоено звание подполковника. В списке его «бонусов» – автоматизированное рабочее место радиотелефониста ПСЧ (на базе ПЭВМ!), имеющее информационно-поисковую систему «диспетчер» и предусматривающее выдачу «путевки» со всей необходимой информацией по тому или иному охраняемому объекту. То есть сотрудники части выезжали по вызову в заводские цеха «не вслепую», а знали, что там производится, с какой стороны удобнее подъехать и другие необходимые в работе подробности. 

Еще одна гордость Камаева – пожарный автомобиль газодымозащитной службы, созданный на базе серийного «ПАЗика». Причем по всем показателям он не уступал серийным заводским образцам. Автомобиль, помимо традиционного пожарно-технического оборудования, был укомплектован газораспределительной установкой, бензопилой, аппаратом «искусственное легкое», гидравлическими ножницами, костюмами химзащиты, а также генератором, обеспечивающим работу электроинструментов. Он, кстати, и сегодня стоит в боевом расчете Дзержинского гарнизона пожарной охраны.

Под руководством Камаева ВПЧ-14 продолжала занимать лидирующие места и по профессиональным показателям, и по уровню спортивной подготовки личного состава. Очень часто выезжала на различные пожары. Один из них произошел в Кстове на Староликеевской нефтебазе, когда загорелись два резервуара с бензином по 10 000 кубов каждый. В другом эпизоде пожарные с «Корунда» трое суток подряд боролись с огнем, не покидая позиции, на окраине поселка Пыра. Довелось им и работать на заводской территории, когда случился выброс хлорбензола с последующим возгоранием, тогда пламя взметнулось на высоту пятиэтажного дома…

Однажды им пришлось выехать на ликвидацию пожара прямо с Первенства страны по пожарно-прикладному спорту – на горьковский «Оргсинтез». Была угроза взрыва. Дзержинцы тушили железнодорожный вагон, где были бочки с живицей для скипидара, и охлаждали емкости с горючими жидкостями. Офицеры, в числе которых были легендарный начальник 2-ОГПС Валентин Кошечкин, а также Владимир Трубников, Николай Макеев и Евгений Камаев, стоя на горячих бочках, работали со стволами. Один из пожарных нечаянно выпустил ствол – и Евгений Сергеевич едва не получил серьезную травму: его подбросило вверх и швырнуло вниз на рельсы. К счастью, все обошлось.

Пожар – это опасность, а пожар на химическом заводе – опасность в кубе, – считает подполковник Камаев. – Когда начинается пожар на производстве, выключают электричество. А ведь там аппараты, химия, идут технологические процессы – неизвестно, что произойдет в следующую минуту. Что делать? Берешь с собой минимум людей и идешь с фонарем. Пока едешь на вызов в машине, в голове мелькают всякие мысли, но как только приступаешь к работе, все отходит на второй план…

Чтобы знали и помнили

В 2001 году Евгений Камаев вышел в отставку. И его пригласили на «Корунд» начальником управления по социальным вопросам. Но через три года он снова вернулся в строй, получив предложение возглавить гражданскую оборону предприятия. В 2008 году в его подразделение вошли газоспасательная служба и частная пожарная охрана, созданные на заводе.

Мы обеспечиваем безопасность предприятий, которые находятся на территории бывшего ЧХЗ, – объясняет Евгений Сергеевич. – Здесь большая угроза возгорания: много старых цехов. Кроме того, мы включены в расписание выездов Дзержинского пожарного гарнизона. В прошлом году руководство предприятия приобрело для нашей службы новый пожарный автомобиль.

Камаев не только ветеран пожарной службы, но и спорта. Долгое время играл за ветеранские команды пожарной охраны и «Корунда» по футболу, которые становились призерами и победителями различных соревнований, в том числе российских. Он до сих пор в хорошей физической форме – ходит в бассейн, катается на лыжах.

Ну а по-другому молодому отцу никак нельзя. Да-да, именно молодому, ведь его младшему сыну Марку всего… два годика. А старшему – Денису, подарившему уже двух внуков, – 44 года. И это не все семейное богатство Евгения Камаева. Ведь у него есть еще три любимых девочки – супруга Наталья и две дочери – Жанна и Карина.

Огнеборец, спортсмен, многодетный отец… Этот список будет неполным, если мы не добавим сюда еще два определения – организатор музея и литератор. Первым Евгений Камаев стал в 2016 году, когда к 80-летию газоспасательной службы «Корунда» был создан тематический музей. И теперь перед посетителями разворачивается вся история газоспасательного отряда – в лицах, фотографиях, документах, наградах, оборудовании.

Вторым – спустя два года, после юбилея пожарной охраны Дзержинска, когда Евгения Сергеевича попросили подготовить небольшую статью о ВПЧ-14. А он собрал столько материала, что хватило на целую интереснейшую книгу! А в музее появились новые стенды, посвященные военизированной пожарной части, которой Камаев руководил без малого пятнадцать лет.

Рассказывая о людях, которые боролись с огнем, я хочу, чтобы современное поколение спасателей помнило свое прошлое. И в заключение нашего разговора позволю себе процитировать слова, которые были сказаны сто лет назад на одном из первых съездов русских пожарных. «Все службы ежедневно имеют начало и конец… Пожарная же служба – вечная, беспрерывная, денно и нощно – все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году». Больше и добавить нечего.

Екатерина КОЗЛОВА. Фото из архива Евгения Камаева

Оставить комментарий