В военные годы количество школ в Дзержинске сократилось


02.10.22 03:51

Школьники – для фронта

Газета Город трудовой доблести

«Дзержинские ведомости» продолжают публикацию материалов, посвященных теме «Город трудовой доблести». Листая архивные документы, узнаем, как в военные годы жили школы города и как следовали лозунгу «Всё для фронта! Всё для победы!».

Сокращение и трудности

Начнем с цифр. С началом Великой Отечественной войны количество школ сократилось: их здания стали использоваться по другому назначению, в частности, в некоторых размещались госпиталя. Так, до войны в Дзержинске было 34 школы, в первые три ее года – 24 и 25, в 1945-46 учебном году – 28.

Стало меньше и учеников. Одни были вызваны родителями в деревню, другие уехали к родственникам в связи с уходом на фронт отцов, третьи (старшеклассники) пошли на производство. В мирное время количество дзержинских школяров было больше 22 тысяч, в первый год войны оно сократилось до 16 тысяч, а в последующие два учебных года – до 12. Рост был зафиксирован только в 1944-45 учебном году, когда за парты село уже почти 15 тысяч мальчишек и девчонок.

В городе проходил всеобуч. В Свердловском районе Дзержинска была создана специальная школа переростков: для детей, которые не получили своевременно начальное обучение, но по возрасту не могли быть зачислены в обычные школы. Хотя отдельные группы переростков существовали и в них.

«В течение военного времени, невзирая на огромные материальные трудности, школы города учебный год начинали вовремя и доводили его до конца, – читаем в документах. И далее, по тексту. – Обстановка войны создала ряд трудностей, которые не могли не отразиться на нормальной работе школ».

Этот «ряд трудностей» изложен сухо:

«Плохо было с топливом. В целом ряде школ, и особенно школах Чкаловского района, иногда температура поднималась не выше +5 °С, в отдельных школах заниматься приходилось в одежде. Были случаи, когда из-за холода занятия приходилось прекращать. Резко сократилось снабжение школ учебниками и другими учебными принадлежностями. Если школы города до начала Отечественной войны были полностью обеспечены педагогическими кадрами, то этого мы не могли иметь во время войны.
С педагогическими кадрами было плохо. Совершенно неудовлетворительно проводился капитальный и текущий ремонт в школах. Наглядные пособия и оборудование кабинетов в большей части износились и пришли в совершенную негодность, а это отразилось на состоянии лабораторных работ в школах».

Нетрудно догадаться, что многое из вышеперечисленного было следствием снижения ассигнований на финансирование школ. Если перед началом войны на них было отпущено примерно 5,7 млн рублей, то в 1942-м – 4,3, в следующем – уже 3 миллиона. Рост начался только в 1944 году – 5,8 миллиона, в 1945-м было выделено 6,5 млн рублей.

Чтобы уметь воевать, надо учиться

В отчете про народное образование есть информация о том, что в военные годы были приняты важнейшие решения, которые «обеспечили коренную перестройку в работе школ и способствовали улучшению качества преподавания, повышению успеваемости учащихся, более твердому усвоению ими основ науки и поднятию дисциплины среди учащихся».

К этим решениям авторы документа отнесли в первую очередь отмену в 1943 году соревнования, вредно отражающегося на качестве знаний выпускаемых школой детей. Что ж, в войну, действительно, не до показухи. Ведь, цитируем документ, «директора школ и учителя в погоне за процентами успеваемости совершенно забывали о качестве усвоения знаний, равнялись не по лучшим ученикам, а по средним, не давали твердых знаний основ науки, а подтягивали учеников к тому, чтобы они не имели плохих оценок, добивались % успеваемости».

Здесь же читаем о появлении ученического билета и правил поведения учащихся, что способствовало укреплению дисциплины и порядков в школе. И о введении в 1943-44 учебном году раздельного обучения мальчиков и девочек (правда, не совсем понятно, как это влияло на повышение успеваемости): в городе было создано 5 мужских и 6 женских школ. А вот что действительно важно – так это введение в 1944 году экзаменов на аттестат зрелости.

Но самый главный экзамен у тогдашних школьников принимала война. Мальчишки и девчонки взрослели очень быстро.

«Гитлеровские людоеды хотят сделать юное поколение нашей страны рабами немецких князей и баронов. Но это им не удастся. Наша молодежь никогда не покорится фашистским палачам. Мы еще упорнее будем бить фашистскую гадину. Основная задача советских школьников – учиться. Нам нужны знания. Чтобы одержать победу, надо уметь воевать. А чтобы уметь воевать, надо учиться. Мы будем учиться только на «хорошо» и «отлично», готовясь для боев с зарвавшимся врагом», – эти слова принадлежат секретарю комсомольской организации школы № 2 Л. Мельцеру.

Вставая из-за парт, ребята шли на свою «вторую смену». Помогали Родине кто как мог:

«В первые дни войны ученики старших классов школ города под руководством учителей обслуживали артбазу погрузкой в вагоны боеприпасов. Работали на строительстве оборонительного рубежа. Многие трудились по обслуживанию раненых бойцов и офицеров Советской армии в госпиталях. Помогали рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим в их работе, направленной на помощь фронту для разгрома немецко-фашистских захватчиков. Десятки тысяч посылок и подарков собрано школьниками для отправки на фронт и для раненых в госпиталях…»

Ребята участвовали в воскресниках, обучались военному и санитарному делу, чтобы быть готовыми пойти на фронт для защиты Родины. Сами заготавливали дрова. Собирали металлический лом и стеклянную посуду – полученные деньги отправляли в фонд обороны, на нужды фронта. Шили кисеты, делали конверты.

Самолёты и награды

Показательны выдержки из статьи того же комсорга 2-й школы Мельцера, опубликованной в газете «Дзержинец»:

«Перестраивая работу на военный лад, пионеры школы № 2 организовали штаб пионерской дружины, который руководит всей деятельностью пионерских отрядов. Пионеры ввели у себя военную дисциплину: распоряжения вожатых выполняются беспрекословно. Член такого отряда считает своим долгом быть примером для других, лучше ведет себя на уроках. Пионерские отряды превратились во взводы, звенья стали отделениями.

В школе работает стрелковый кружок, в котором занимается 60 человек. Много ребят занимается в кружках ПВХО, изучает санитарное дело. Руководят кружками вожатые пионерских отрядов. комсомольцы занимаются с пионерами строевой подготовкой, изучением азбуки Морзе. Учащиеся старших классов не забывают и о собственной военной подготовке. Три раза в неделю комсомольцы ходят на всеобуч, чтобы там приобрести военные знания, необходимые каждому советскому гражданину».

Школьники трудились на торфоразработках, на заводах, были бойцами комсомольской группы противопожарной обороны города, посещали семьи красноармейцев и помогали им в домашнем хозяйстве. Юные патриоты являлись инициаторами многих полезных начинаний. Так, пионеры школы № 3 собрали 900 рублей и купили на них теплые вещи для бойцов Красной армии. Учащиеся школы № 29 собирали плоды шиповника и различные лекарственные растения, а вырученные деньги сдавали в фонд обороны. Комсомольцы 2-й школы предложили начать сбор средств на постройку одноименного самолета и собрали 236 рублей. В свою очередь, пионеры этой школы на «свой» самолет отправили 456 рублей. В самолет «Пионер» также вложились ученики школы № 24 – 439 рублей, школы № 10 – 605 рублей.

…О самоотверженном труде дзержинских педагогов в годы военного лихолетья подробностей в городском архиве немного. Нам остается только догадываться, каково им было учить доброму и светлому в то сложное время. Учить и делать свой посильный вклад в Великую Победу.

218 работников народного образования были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг.». Шесть педагогов удостоены (мы говорим именно про военные годы) правительственных наград. Орденом Ленина и значком «Отличник просвещения» была награждена депутат городского Совета и член исполкома городского Совета Наталья Ивановна Юрова, орденом Трудового Красного Знамени – Елизавета Васильевна Самойлова, орденом Трудового Красного Знамени и значком «Отличник просвещения» – депутат городского Совета Анна Павловна Дербасова, орденом «Знак почета» и значком «Отличник просвещения» – Мария Павловна Язвицкая, значком «Отличник просвещения» – Мария Алексеевна Козлова и Николай Иванович Раевский.

Анастасия БЛАГУШИНА. За помощь в подготовке материала благодарим директора МБУ «Городской архив г. о. г. Дзержинск» Любовь Уздимаеву

Оставить комментарий