Ну что тут необыкновенного: муж, жена да двое детей? И живут как все, и заботы как у всех, и трудовая биография схожа со многими другими. Вот только не каждая дзержинская семья может похвалиться тем, что перешагнула полувековой юбилей. А супруги Давыдовы могут!
Не так давно Марина Александровна и Евгений Петрович отпраздновали золотую свадьбу. В честь юбилея дети преподнесли родителям свадебный подарок – путешествие по Волге. Вернувшись из круиза, юбиляры рассказали «Дзержинским ведомостям» о секретах семейного долголетия.
И отцова судьба была решена
– И я, и мой супруг – коренные дзержинцы, – рассказывает Марина Александровна. – В детстве жили практически по соседству: я с мамой и папой – на улице Кирова, он с родителями – на проспекте Дзержинского.
Как ни странно, в юные годы хоть и ходили ребята одними и теми же дорожками, но так ни разу и не встретились. Возможно, еще и потому, что когда Марине исполнилось 10 лет, родители получили новую квартиру и переехали на улицу Грибоедова. Девочку перевели из пятой школы в тридцать девятую, где она и окончила восемь классов.
– Училась я неплохо, – признается Марина Александровна, – и уже тогда задумалась о поступлении в институт. Мне хотелось получше подготовиться к экзаменам, поэтому перешла во вторую школу, где уже тогда особенный упор делали на уроки физики.
Расчет оказался верным. В 1968 году вчерашняя выпускница поступила в Горьковский политехнический институт на электрофак на специальность «Электрооборудование судов».
– Нас было всего шесть девчонок, – смеется моя собеседница. – Но мы крепко держались выбранного пути. Все до одной окончили институт, все работали по специальности. Ну что поделать, если нравилась мне физика, и училась я с огромным удовольствием.
Тем временем будущий супруг Марины Александровны грыз гранит науки в Дзержинском химико-механическом техникуме.
Встретились они в 71-м году у Марининого двоюродного брата, который устроил праздничный вечер в честь возвращения из армии.
– Мне Женя сразу понравился, – честно признается нынешняя юбилярша. – Он был такой скромный, тихий, а глаза синие-синие и длинные ресницы. Но я была девушка строгих правил, поэтому даже виду не подала, что сердце дрогнуло. Тем более все силы и время отдавала учебе, не до романов мне было.
А вот Евгений Петрович, несмотря на скромность и даже некоторую застенчивость, проявил удивительную настойчивость. У друга раздобыл телефон понравившейся девушки, стал ей звонить, настаивать на свиданиях.
Марина тогда жила в студенческом общежитии в Горьком, домой приезжала только на выходные. Здесь, как всегда, ее ждал Евгений. Сегодня супруги с улыбкой вспоминают букетно-конфетный период своего романа. Ходили на танцы, в кино, в театр. Жених всегда приходил с цветами и ее любимыми конфетами – «Мишка косолапый». Однажды, чтобы сделать приятное любимой, отправился в Волгоград за огромным плюшевым медведем. Трудно представить изумление и восторг девушки, увидевшей такой необыкновенный подарок.
Как тут не вспомнить известные строки из песни Александра Розенбаума: «Удивительным счастьем тогда лица светились, удивительно ярко светила луна. Вот тогда моя мама на всю жизнь влюбилась, и участь отцова была решена».
На краю земли
Они поженились в 1972-м. Родители были не против. Особенно выбор поддержала сторона невесты: мама была без ума от будущего зятя, отец оценил склонность молодого человека к здоровому образу жизни и увлечение спортом – Женя тогда всерьез занимался подводным плаванием и спортивным ориентированием.
А в 73-м молодоженам пришлось решать свою дальнейшую судьбу. Марина окончила институт и получила направление во Владивосток. Юношеская романтика, желание посмотреть мир подтолкнули молодых к переезду.
– Вы просто не представляете, какие там красоты! – с восторгом вспоминает Марина Александровна. – Величественные сопки, близость океана, невероятная Кедровая падь, куда мы ездили за орехами. Я работала в конструкторском бюро «Дальтехпром» и по долгу службы очень много ездила по всему Приморскому краю. До сих пор считаю, что это одно из самых красивых мест планеты.
Влюбленность во Владивосток не отменяла бытовых проблем. Жили молодожены в общежитии без всяких перспектив на жилье. Чтобы решить этот вопрос, Евгений Петрович устроился самым обычным слесарем в жилищную контору. С рождением дочери они справили новоселье в крошечной однокомнатной служебной квартирке на краю сопки, подступающей к городу.
Вероятно, так бы и остались супруги Давыдовы на Дальнем Востоке, если бы не дочка. Маленькая Оксана категорически не одобрила тяжелый влажный климат Владивостока. Пришлось принимать решение о возвращении домой.
Трудности сплотили
Вернулись в Дзержинск в 75-м году. Оба устроились в ОКБА: Марина Александровна – в отдел радиоэлектроники, Евгений Петрович – в технологический. Карьера на новом месте у главы семейства потихонечку пошла в рост. Сначала работал простым технологом, затем дорос до старшего инженера. Десять лет отработал на химическом производстве на заводе окиси и этилена, перед выходом на заслуженный отдых трудился на «Авиаборе».
Марина Александровна сохранила верность конструкторскому бюро, которому отдала 19 лет жизни.
В 1979 году в семье появилась вторая дочка, которую назвали Машей.
– Мы продолжали жить у родителей, – вспоминает Марина Александровна. – В очередь на жилье не ставили – трехкомнатная квартира многим тогда казалась роскошью. А ведь мы жили в ней вшестером.
Конечно, без небольших неурядиц и столкновений не обходилось. Однажды, вспылив из-за какой-то нелепицы, Марина Александровна даже выставила чемоданы мужа за дверь, но также быстро одумалась: супруг просил прощения, а сердце сжалось от жалости: что же я делаю, как он будет без нас?
– Первым делом уступать надо друг другу, – говорит моя собеседница. – Заботиться, оберегать. Бывало, не успею я сказать, что-то попросить, а он уже приносит, идет делать. В ответ на такое добро и мне хотелось сделать для мужа что-то хорошее. Так, во всем поддерживая друг друга, и выстояли.
Благодаря увлечению спортивным ориентированием – Евгений Петрович выступал тренером команды 38-й школы – семейство Давыдовых объехало полстраны. В турпоходах закалились характеры, укрепились взаимопонимание и поддержка. Эти качества особенно понадобились в 90-е, когда страна погрузилась в экономический кризис.
– Представляете! – всплескивает руками Марина Александровна. – Зарплату нам выдавали растительным маслом. Шесть трехлитровых банок растительного масла и коробка сгущенки! Ходила по подъезду перепродавала – надо было как-то выживать. Евгений Петрович очень сильно переживал и искал любую возможность подзаработать. Очень непросто нам пришлось в то время, но, знаете, трудности нас особенно сплотили. Поддерживали друг друга, не давали падать духом, искали такие слова, чтобы хоть как-то полегче было.
Ангелы-хранители

Позитивный настрой на жизнь супруги Давыдовы сохраняют до сих пор. Они признаются, что не мыслят жизни друг без друга. Несколько лет назад Евгению Петровичу пришлось пережить довольно сложную операцию. Супруга дежурила в палате 21 день! Врач, пришедший на осмотр, удивился: «Видимо, хороший у вас ангел-хранитель, что так все благополучно». В ответ мужчина указал на свою верную подругу: «Вот мой ангел-хранитель».
Бережное отношение к родным и близким переняли у родителей дочери и внуки. По признанию юбиляров, дети никогда не оставляют их без внимания, часто навещают, делятся новостями. На 45-летний свадебный юбилей подарили тур во Владивосток. Спустя столько лет Марина Александровна и Евгений Петрович оказались в городе своей молодости, увиделись с друзьями, которые так и остались на Дальнем Востоке, налюбовались красотами.
В этом году в честь юбиляров родные сняли самый настоящий документальный фильм.
– Я чувствую, что дети гордятся нами, – говорит Марина Александровна, – их любовь, забота, доброе отношение – самое дорогое, что у нас есть. Наверное, такой и должна быть настоящая крепкая семья: когда старшие радуются успехам малышей, а дети с честью и достоинством несут все хорошее, что когда-то им передали родители.
Евгения МАКАРОВА. Фото из архива Давыдовых
