Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта мы решили выяснить, как стать грамотным водителем и как скоро можно доверить ему ценный груз – жизнь пассажиров.
За ответами на эти вопросы мы отправились в одну из дзержинских автошкол. Ведь практически каждый человек за рулем когда-то был курсантом.
Категория 16+
Оказывается, воспитывать правильного автомобилиста нужно с раннего возраста. Так считает Ольга Потёмкина, директор «Женской автошколы АС», руководитель отдела дополнительного образования автошколы «Авто Стиль». Педагогический стаж Ольги Юрьевны – более 20 лет. Поэтому она не понаслышке знает, как подготовить грамотного участника дорожного движения.

– Обучение водителя нужно начинать не когда он переступил порог автошколы, а когда сел за руль первого транспортного средства… трехколесного велосипеда, – рассказывает она. – Да, дети в возрасте 3-5 лет уже способны различать цвета и усваивать элементарные навыки поведения на дороге: двигаться по правой стороне тротуара, уступать дорогу пешеходам. С ранних лет будущему автолюбителю нужно объяснять правила дорожного движения и прививать уважение ко всем участникам на дороге, неважно – водитель ты или пешеход. Преподаватели автошкол, в свою очередь, дают основную базу знаний ПДД.
Кандидатов в водители автошколы принимают с 16 лет: в этом возрасте человек имеет право выучиться и получить водительское удостоверение на управление легкими мотоциклами и мопедами (категории «А1» и «М», соответственно). Но при этом не стоит забывать, что и мотоцикл, и мопед, как любое механическое транспортное средство, являются предметами повышенной опасности на дороге и в случае возникновения ДТП могут повлечь необратимые последствия. Не слишком ли юный возраст для доверия права на жизнь?
По мнению Ольги Юрьевны, 16-летний подросток успешно усваивает знания, но это не тот возраст, когда можно вести себя осознанно на дороге в качестве водителя:
– У молодежи слабо развито чувство опасности. В этом возрасте больше преобладает дух соперничества. Подростки красуются перед сверстниками, пытаются кому-то что-то доказать. А дорога таких ошибок не прощает. Оптимальный возраст для кандидата в водители – 18-20 лет и даже немного старше.
С возрастным цензом начала обучения кандидатов в водители согласен и Игорь Шанцев, преподаватель учебных предметов и мастер производственного обучения вождению автошколы «Авто Стиль».
– Иногда на занятиях, особенно молодому поколению, приходится объяснять элементарные вещи, например, параллельные и перпендикулярные прямые, четные и нечетные дни недели, законы физики. Люди приходят в автошколу в разном возрасте и с разными целями: кто-то покрасоваться перед друзьями, кто-то за компанию с подружкой, для кого-то это необходимость. Самой возрастной моей ученице было около 70 лет. Водительское удостоверение ей понадобилось после смерти мужа – не с кем стало ездить на дачу, – добавляет Игорь Владимирович.
«Если палка смотрит влево, проезжай, как королева»
Подготовка водителей в автошколе в среднем занимает 3-4 месяца. За это время курсанты изучают правила дорожного движения и отрабатывают полученные знания на практике в условиях реального городского движения.
Конечно, в первый день практики «чайника» за руль никто не посадит. Сначала привезут на специальную площадку – автодром, где расскажут про педали и «баранку», дадут почувствовать габариты автомобиля или мотоцикла. Несколько часов на автодроме, и можно ехать в город.
И вот здесь возникают первые проблемы: движение на городских улицах насыщенно, особенно в часы пик. Ехать в плотном городском потоке, при этом соблюдать ПДД, обращать внимание на знаки и сигналы светофора с первого раза удается не каждому. Некоторые опытные водители иногда признаются, что часто совершают мелкие нарушения ПДД именно из-за невнимательности: не заметил предупреждающий знак, проехал на мигающий зеленый, не пропустил пешехода. А ведь именно эти мелочи и влияют на уважение ко всем участникам дорожного движения.
Кстати, вопреки расхожему мнению, «дорожная азбука» не так сложна, как кажется на первый взгляд. Например, при изучении знаков и сигналов регулировщика на занятиях в «Авто Стиле» преподаватели используют инновационные методы – игру «Крокодил», где курсанты должны объяснить своими словами название и применение того или иного дорожного знака, или учат стишки: «Если палка смотрит влево, проезжай, как королева».
– Недавно был показательный случай с курсанткой. Подъезжаем к перекрестку, на котором установлен знак «Движение без остановки запрещено». Пока мы двигаемся, курсант называет этот знак, говорит, где нужно по правилам остановиться, пропускает пешеходов и проезжает дальше. В чем ошибка? Курсант не выполнил требование знака. Да, знак «STOP» установлен на перекрестке с имеющимся пешеходным переходом. Людей он пропустил, но при этом совершил дальнейшее движение без остановки. На экзамене такая ошибка стоит пяти баллов, – поясняет преподаватель.
Конечно, любой успех достигается только практикой. На вождение в автошколах отводится
56 часов. По мнению преподавателей, этих часов достаточно, чтобы овладеть искусством управления автомобилем.
– Часто на занятиях курсант ждет команды инструктора, но, хочу заметить, что практическое вождение – всегда двухсторонний процесс, – уточняет Ольга Юрьевна. – Это не карусели в парке, где покатался и вышел. Управление автомобилем – это умение думать и быстро принимать решение в сложных, подчас, непредсказуемых ситуациях. Водитель должен просчитывать свои шаги и шаги других участников дорожного движения.
– Самый опасный рубеж для водителя – три года после окончания автошколы, – заостряет внимание Игорь Шанцев. – После трех лет стажа, непрерывного, в режиме каждого дня, автомобилист настолько осваивается за рулем, что начинает пренебрегать нормами и правилами поведения на дороге. Это приводит к оплошности и, как следствие, к ДТП. Притупляются внимание и ответственность к транспортному средству, дороге, погодным условиям. Подчеркну еще раз, такого быть не должно ни у начинающего, ни у водителя с большим стажем, который считает себя профессионалом.
Риск — дело мужское
Нередко от мужчин можно услышать негативные отзывы о дамах за рулем. Как разрушить эти мифы, и так ли слаб противоположный пол?
Один из ответов очевиден – склад ума. Женщинам, например, сложнее воспринимать автомобиль в пространстве, нежели мужчинам. Нередко автоледи при парковке выходят из машины, оценивают ее положение визуально, прибегают к помощи прохожих. Но при этом дамы более осторожны при управлении сложной техникой. Ведь природой изначально в женском сознании заложен инстинкт самосохранения. Да и эмоции у автоледи на переднем крае, поэтому при обучении кандидаток в водители инструкторы используют мягкие интонации. Хотя бывают случаи, когда курсантки женской автошколы, в которой большинство инструкторов – женщины, хотят учиться именно с мужчиной.
– Девушки приходят в автошколу не только для получения водительского удостоверения категории «В», сейчас стала модной езда на мощных мотоциклах, – замечает Ольга Потёмкина. – Я считаю, таким дамам не хватает адреналина и жажды скорости. Скорее всего, она не будет каждый день ездить на мотоцикле, это дань сегодняшнему стремительному времени. Романтика больших дорог привлекает женщин, готовых к получению категории «С». Автоледи, как правило, не подвержены риску. У них больше выражено желание доехать.
– Немного странно наблюдать на автодроме хрупких девушек, садящихся за руль мощного мотоцикла. А что будет, если он опрокинется? Одно из упражнений на автодроме – удерживая мотоцикл в равновесии, пешком откатить его задним ходом. Скажу вам, задача не из легких даже для взрослого мужчины, – подчеркивает Игорь Владимирович.
Автоледи нередко можно встретить за рулем не только большегруза, но и пассажирского транспорта. Например, в троллейбусном парке Дзержинска, где примерно половина женщины-водители. Кстати, с нуля управлять троллейбусом, как и автобусом, не получится – переподготовка обязательна. Да еще и стаж водительский в придачу. Вот и получается, что жителей Дзержинска перевозят опытные взрослые водители.
И напоследок. После получения заветного водительского удостоверения эйфория пропадает в тот момент, когда оказываешься с автомобилем один на один. Рядом нет инструктора, направляющего твои действия, решения приходится принимать самостоятельно, при этом следить за дорожной обстановкой. Как говорил один из моих знакомых мастеров производственного обучения, голова у настоящего водителя должна, как у совы, непрерывно вращаться на 180 градусов, только в этом случае он сможет предугадать большинство действий на дороге и грамотно владеть ситуацией. Ну а когда станете похожими на сову, тогда можете считать себя профессионалом! Только, чур, не спать за рулем!
С праздником, автолюбители!
Ольга СЕРЁГИНА. Фото автора
У водителя в машине ВСЕГДА должны быть:
- • Водительское удостоверение
- • Сборник ПДД
- • Страховой полис + бланк Европротокола
- • Свидетельство о регистрации транспортного средства
- • Знак аварийной остановки
- • Огнетушитель
- • Аптечка
- • Набор инструментов
