Давно ли вы бывали в школьном музее? Еще в годы учебы? Считаете его скучным атавизмом? И напрасно! Вы удивитесь, но в этом году в нашем городе проходит самая настоящая «Битва школьных музеев».
Учащиеся и педагоги решили доказать, что любой школьный музей может быть современным, динамичным и очень интересным. Всё это происходит в рамках большого образовательного марафона «Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Равняясь на старших товарищей
– Идея марафона родилась в прошлом году, – рассказывает руководитель проекта, методист Дворца детского творчества Евгения Макарова. – На базе дворцовского Музея истории детского движения мы провели пробные интерактивные занятия с детьми, поговорили с руководителями школьных музеев, опросили некоторых специалистов в области краеведения. Выяснилось, что, признавая ценность истории, патриотического воспитания, кое-кто считает школьные музеи скучными и слишком формальными. А ведь во многих из них хранятся уникальные и просто невероятные с точки зрения истории нашего города предметы. И про них почти никто не знает! Тогда-то мы и решили провести серию интенсивов (обучающих курсов), во время которых участники могут научиться применять цифровые технологии на пользу музейному делу.
Старт марафона состоялся в конце сентября прошлого года. Дети вместе с руководителями школьных музеев приняли участие в деловой игре. Выполняя задания, участники «по косточкам разобрали» дворцовский музей детского движения. Оказывается, и материалы здесь интересные, и экспонаты уникальные, а сколько воспоминаний, свидетельств ветеранов комсомольского и пионерского движения! Но как не хватает музею современного интерактивного оборудования, нестандартных решений, увлекательных игр, мастер-классов и гласности.
– Мы ориентируемся на авторитетные музеи нашей страны, которые уже давно взяли на вооружение необычные методы работы с детьми и подростками: исторические квесты, музейные игры, аудиоэкскурсии, иммерсивные инсценировки, – продолжает разговор Евгения Макарова. – Всё это не требует больших затрат, но всегда пользуется большим интересом у ребят и взрослых. В этом смысле для нас оказалась очень значимой поддержка Дзержинского краеведческого музея. Его сотрудники провели для руководителей школьных музеев семинар, во время которого продемонстрировали интерактивные музейное оборудование, новые программы, сценарии, игры. Было много вопросов, и, я думаю, многие из нас взяли на вооружение советы «старших товарищей».
На вооружении – интерактив
Школьные музеи не хотят оставаться в стороне от цифровой революции. Интернет и площадки в соцсетях дают большие возможности для того, чтобы рассказать об экспонатах музея, знаменитых дзержинцах, знаковых событиях и музейных мероприятиях, провести квизы или викторины. В итоге о музее, в который невозможно просто так попасть с улицы, так как он находится в детском учреждении, узнает всё больше людей, а музейные сокровища благодаря виртуальным демонстрациям становятся известны широкой общественности.
– Мы начали с самого простого – научили детей создавать цифровые фото- и видеопрезентации музейных предметов, – поясняет руководитель проекта. – По итогам мастер-классов, которые вели известные фотографы и журналисты нашего города, дети создали видеоролики, рассказывающие об уникальных экспонатах, хранящихся в школьных музеях: моделях железнодорожной техники, настольных играх советской поры, стереоскопе XIX века, подлинных предметах Великой Отечественной войны. Всё это мы разместили в нашей группе «Школьные музеи Дзержинска» в «ВКонтакте».
Второй шаг – работа с аудиторией. Помимо мастер-классов на взаимодействие с разновозрастными посетителями, для детей подготовили игры и квесты, которые прошли на базе Музея истории детского движения. Воодушевившись увиденным и услышанным школьники под руководством педагогов разработали интерактивные программы для своих музеев. В течение декабря прошлого года в большинстве школьных музеев города прошли детективные игры, квесты, интерактивные экскурсии, вечера с частичным или полным погружением в прошлое. Школьники знакомились с народным бытом, отгадывали загадки, расшифровывали задания QR-кодов, играли на старинных инструментах, учились выбивать дробь на пионерских барабанах. Всё это было очень интересно и увлекательно.
Конечно, и до «Перезагрузки» в нашем городе были музеи, которые активно присутствовали в социальных сетях, придумывали интересные программы, вели просветительскую деятельность, рассказывая о значимых исторических событиях. Но уникальность нового проекта в том, что теперь к общему тренду могут подтянуться все желающие. Опытные участники получили возможность рассказать о своих наработках, а новички берут на вооружение фото-, видео-, аудио- и интернет-инструменты, с помощью которых озвучивают музейные экспонаты, создают интернетвикторины, видеозагадки и многое другое. К тому же дети могут побороться за призы, которые в конце марафона получит самая креативная и активная команда.
Не бояться экспериментов
Благодаря грантовой поддержке Фонда культурных инициатив в Музее истории детского движения появилось новое оборудование: интерактивный музейный киоск, музейное и мультимедийное программное обеспечение, ноутбук. Всё это станет основой для цифровизации музейных фондов. Работа не быстрая, но очень нужная. Оцифрованные дневники воспоминаний первых пионеров, участников спортивных битв турнира «Золотая шайба», пионерских зарниц, дзержинцев – героев Великой Отечественной войны будут доступны всем посетителям музея. Со многими музейными экспонатами можно будет познакомиться на виртуальных выставках.
А ведь детское движение продолжает развиваться и многие уроки прошлого могут быть актуальны для нынешних школьников.
Проект «Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка» в самом разгаре. Сейчас ребята работают над созданием игр, а впереди их ждет традиционная неделя «Музей и дети», во время которой они не только посетят музеи Дзержинска и Нижнего Новгорода, но и попробуют свои силы в создании подкаста.
В конце марафона руководители и активисты школьных музеев возьмутся за самое сложное задание – подготовят и проведут на базе своих музеев мероприятия, которые будут интересны всей школе. Таким образом, участники проекта собираются сломать устоявшиеся стереотипы и доказать, что школьный музей – это интересно, познавательно и современно.
– Каждый школьный музей может стать отличной творческой и образовательной площадкой, – считает Евгения Макарова. – Богатейший исторический материал позволяет проводить патриотические уроки, встречи с ветеранами, реализовать исследовательские проекты. Просто это надо делать с учетом современных технологий. Руководители музеев, поддержавшие проект, это очень четко понимают. Просто удивительно, как много интересных, нестандартных и очень красивых решений для школьных музеев они предложили в течение марафона.
В конце января у нас состоится круглый стол, на который мы планируем пригласить краеведов города, коллег из других музеев, представителей системы образования. Мы хотим, чтобы школьные музеи перестали воспринимать как непонятный атавизм советской эпохи. На самом деле, это место, где оживает история, где ребята могут вживую прикоснуться к событиям, которыми жил Дзержинск в разные годы. Это и творческая лаборатория, в которой на базе имеющегося материала создаются познавательные проекты, способные увлечь окружающих. Словом, мы хотим, чтобы о школьных музеях города узнало как можно больше дзержинцев, и готовы использовать для этого самые современные технологии и цифровые решения.
Татьяна СОРОКИНА. Фото предоставлено Дворцом детского творчества