Наша беседа началась с извинений. «Я читала многие материалы вашей рубрики «Доска почета» – все герои такие интересные! Сразу хочу попросить прощения: мне особо и хвастаться нечем», – предупредила она. Разве, кроме того, что она (добавим от себя) легким движением рук и силой фантазии умеет превратить быль в сказку…
Знакомьтесь – главный художник Дзержинского театра кукол Ирина Житкова. Именно под ее руководством и при ее непосредственном участии «бойцы невидимого фронта» в театре «рождают» куклы, шьют костюмы для актеров, делают театральный реквизит.
По воле судьбы
Уже в зрелом возрасте, анализируя прошлое, Ирина Станиславовна поняла: судьба с самого детства вела ее к работе в этом театре. Она всегда хорошо рисовала. В том числе и бумажные куклы. Шила костюмчики своему любимому пупсику – с подвижными ручками и ножками. И мечтала быть художником-мультипликатором. Но спрятала эту идею в тайники своей детской души. Как и обучение в художественной школе: Ирине казалось, что в «художку» поступают только особо одаренные дети, к которым относить себя не смела.
А потом в ее жизнь пришел конькобежный спорт. Постоянные соревнования, сборы, смены в спортивных лагерях. Тут уж стало не до кукол. Родители, оба химики, пророчили, что младшая дочь, вслед за старшей, пойдет по их стопам. Но Ирина провалила две попытки поступить в дзержинский политех. Год отработала у папы на «Кристалле» чертежницей. И в итоге просто так, за компанию с подружкой, поступила на портниху женской легкой одежды в Нижегородский лицей бытового обслуживания населения.
Когда Ирина училась на втором курсе, в лицей пришел новый преподаватель – Наталья Александровна Ерёмина. «Под нее» было открыто новое, диковинное по тем временам, учебное отделение – дизайна. Не пожалев год, Ирина перевелась на него, снова став первокурсницей.
«Мы, по сути, были первыми дизайнерами по костюмам в Нижегородской области. Нас выпустилось человек десять – «штучный товар», так сказать. Наталья Александровна, хоть и старше всего на несколько лет, была для нас настоящим гуру. Тогда как одевались? Серенько, одинаково. А она была яркая, эпатажная. Мы старались ей хоть чуть-чуть соответствовать. Педагог удивляла не только нарядами, но и заданиями. «Я сегодня шла на работу и поскользнулась – придумайте мне костюм на тему неожиданного падения», – предлагала она студентам. И хвалила Ирочку (которая, кстати, окончила лицей с красным дипломом) за кляксы туши, упавшие на домашнее задание: они казались ей очень уместными»,
рассказывает Ирина Станиславовна.
Маленькое чудо
Ответ на вопрос, куда пойти работать, пришел как-то сам собой: в Дзержинский театр кукол!
«Я ведь и раньше сюда собиралась. Когда первый раз не поступила в политех, я увидела в газете объявление: только что открывшемуся театру требуется сотрудник. Правда, какой именно, сейчас не вспомню. Сама идти постеснялась, попросила маму. Она, конечно, схитрила. «В театре посоветовали сначала получить образование, а потом приходить к ним», – сказала она мне. Ну вот так и вышло: я выучилась и пришла»,
признается Ирина Житкова.
Главный режиссер Владимир Яковлевич Казаченко дал пробное задание: нарисовать эскизы кукол и костюмов для спектакля «Лесная автобыль». Полученным результатом остался доволен и предложил Ирине ставку… актрисы. Так она ею и числилась, пока не появилась свободная должность бутафора.
«Моей первой работой было пришивание аппликаций к занавесу. Я буквально ползала по полу, но была безумно счастлива, ведь я была на сцене!»,
смеясь, вспоминает Ирина Станиславовна.
Потом она стала художником-постановщиком (то есть человеком, который отвечает за один конкретный спектакль), а семь лет назад – главным художником Дзержинского театра кукол. Почти за тридцать лет работы в театре Ирина Житкова создала более сотни кукол и костюмов для детских и взрослых представлений, в ее копилке – художественное оформление более
тридцати спектаклей.
Теоретически главный художник, возглавляя бутафорский цех, должен координировать работу художников, конструкторов кукол и костюмеров. Практически Ирина Станиславовна и сама участвует в творческом процессе на все сто процентов.
«Какой любимый спектакль? Тот, над которым сейчас работаешь. Каждый раз, приступая к новому спектаклю, волнуешься, словно в первый раз. И на сдаче всё оцениваешь с критической точки зрения. Как всем творческим людям, свойственно покопаться в себе: вот тут бы надо доделать, и тут – тоже. Зато, когда спустя какое-то время снова увидишь эту постановку на сцене, воскликнешь: «Как же хорошо мы всё придумали!». Ну а самое главное счастье – это видеть искренние переживания маленьких зрителей за наших оживших кукол. Значит, получилось сделать маленькое чудо!».
Ювелирная работа
Каждый спектакль – это единое целое. И всё для него должно быть сделано в едином стиле – и декорации, и куклы, и костюмы для персонажей. Куклы не «кочуют» из одной постановки в другую – это закон. Казалось бы, волк – он и в Африке волк. Но зверь из сказки «Волк и козлята» совсем не похож на того, который «играет» в спектакле «Иван-царевич и серый волк».
«У театральной куклы – свои законы. Она не меняется, поэтому по максимуму сразу стараешься вложить в нее все черты, что задумал режиссер. Помогаешь себе мимикой, копируешь ее. Пытаешься на время вжиться в характер персонажа, обогащая его своими эмоциями»,
объясняет главный художник.
С чего начинается кукла? С цветного эскиза, который рисует художник, выслушав рекомендации и пожелания режиссера. После того, как эскиз получает одобрям-с на худосовете, делается чертеж куклы, и в «бой» вступают бутафоры и конструкторы. Первым делом рождается временная голова – из пластилина. Затем делается ее отливка из гипса, на основе которой из папье-маше и создается финальный вариант. Голову расписывают, делают прическу и соединяют с туловищем.
Важный момент! Костюм куклы шьется один раз и навсегда. Поэтому надо заранее продумать все складочки и вытачки, чтобы одежда смотрелась естественно и не мешала двигаться кукле. Стоит ли говорить, что весь процесс изготовления куклы – это ручная, практически ювелирная, работа. И, конечно, коллективная: без полного взаимопонимания, без поддержки коллег здесь не обойтись.
По словам Ирины Житковой, коллектив театра – ее второй дом. А не так давно в него «переехала» и ее дочь. Полина Крупа – выпускница Нижегородского театрального училища, служила в Белгородском театре кукол. На малую родину вернулась в этом году. Она уже задействована в спектаклях, а весной даже попробует себя в роли режиссера! Кстати, ее супруг – Михаил Крупа – также является актером Дзержинского театра кукол.
«Меня окружают люди, которые всегда поймут и поддержат. Признаюсь, несколько раз пыталась уходить из театра, но снова сюда возвращалась. Потому что безумно люблю свою работу – творческую, интересную, дающую мне возможности для самовыражения»,
уверена Ирина Житкова.
Екатерина КОЗЛОВА