«Все счастливые семьи счастливы одинаково», – утверждал классик, и чета Петровских с ним полностью согласна. Посудите сами, он – директор Дзержинского политехнического института (филиала НГТУ им. Р.Е. Алексеева), она руководит научно-производственным комплексом «Компания Хома». Оба нашли свое призвание в химической отрасли и счастливы в браке вот уже 25 лет.
Профессор Мичурин
Александр и Наталья познакомились в дзержинском политехе. Девушка только что поступила на кафедру химической технологии органических веществ, а молодой человек уже учился на четвертом курсе.
«Я не собиралась связывать свою жизнь с химией, хотела поступать в медицинский, брала пример с бабушки. Биологию знала на отлично: главным героем наших с мамой игр, которая была биологом по образованию, обычно выступала инфузория-туфелька. Но для поступления мне необходимо было подтянуть химию. В 11 классе школьный учитель посоветовала занятия в Химической школе на базе политеха. Именно там я познакомилась с Александром Андреевичем Мичуриным, руководителем химической школы, и пообещала профессору, что за пару месяцев наверстаю пропущенный материал, ведь в его школе учились два года. Так я влюбилась в химию»,
начинает разговор Наталья Александровна.
Попав под харизму преподавателя, Наталья для себя решила, что теперь ее жизнь будет связана только с наукой. Вспоминает, как нервничала в момент поступления. Каждый день узнавала результаты зачисления и переспрашивала у встречных, станет ли она одной из студенток Мичурина.
Первым преподавателем Александра в вузе также был Мичурин. Но, в отличие от Натальи, юноша был уверен в своем выборе, поэтому и на курсы ходил, как положено, начиная с 10-го класса. Он до сих пор помнит свою ошибку на вступительных испытаниях, когда сказал, что цинк взаимодействует с водой:
«Я и сейчас считаю, что эти два вещества вступают в реакцию при высоких температурах, так и в учебниках написано. Но преподаватели задали вопрос: «Почему же тогда цинкуют крыши?». Про температуру в 800 градусов я не сразу вспомнил, и получил за свой ответ на экзамене четыре балла».
Оба утверждают, что получить образование в политехе непросто. И подход к обучению у каждого свой. Александр Михайлович признает, что химия терпит эксперименты, и в ней можно, что говорится, «похимичить», Наталья Александровна уверена, что в технических науках главное – понимать логику процесса.
Место встречи – студклуб
Бал первокурсника – традиционное мероприятие, которое организует студенческий клуб политеха для новичков, тем самым помогая им адаптироваться в вузе. Этакий «капустник», конкурс талантов между студенческими группами. Конечно, с тщательной подготовкой, долгими репетициями после учебных пар. И, по традиции, у каждой группы был куратор, студент старших курсов. Куратором группы Натальи назначили Александра Петровского, который к четвертому курсу стал ярким представителем студенческого актива.
Юноша сразу выделил Наталью из толпы юных студенток, которые с любопытством и некой настороженностью смотрели на старшекурсников. А сама девушка начала замечать настойчивого молодого человека, который каждое утро поджидал ее на ступеньках вуза:
«Саша был вежливым, обходительным. Но я планировала учиться, заниматься наукой, строить карьеру. В целом, как все. Будущий муж подкупил меня тем, что во время репетиций, на которые я ходила втайне от родителей и брала с собой младшего брата, потому что его не с кем было оставить, он выполнял с ним домашнее задание, подтягивал по математике».
Но о том, что дочь вопреки запретам родителей всё-таки ходит по вечерам в студклуб, да еще и таскает с собой младшего брата, стало известно родителям Натальи. О визите мамы в учебное учреждение до сих пор рассказывают в стенах политеха:
«Это было феерично! Мама уже на посту охраны заявила, что пришла забрать свою дочь! Потом уточнила – и сына. Александру Михайловичу во время официального знакомства с родителями еще долго нужно было оправдываться, что занятия в студклубе, кроме репетиций творческих номеров, больше ничего не подразумевали».
Свадьба и точка
«Наталья меня поразила красотой и общительностью, и я сразу понял, что эта девушка будет моей женой. А уж за свадьбой дело не стало. К четвертому курсу я уже выучился, больше занимался общественной деятельностью, и рассуждал так: все пробелы на лекциях я помогу ей восполнить, конспекты хранил бережно. Я не оставил Наталье выбора»,
рассказывает Александр Михайлович.
Когда друзья интересовались у пары, когда свадьба, Саша отшучивался: «В субботу». Ему так понравилась фраза из популярной в то время телевизионной программы, что ребята даже не уточняли дату. Хотя для регистрации выбрали 4 августа, по календарю это была… среда.
Свадьба была по всем канонам студенческая: если закуска – то вареная колбаса. Начинали с официальной части с родителями в среду, завершали в воскресенье. Благо лето, каникулы. Гуляли компаниями: группа Натальи, группа Александра, участники студенческого клуба, члены профсоюза.
«Я и в декрет не уходила. Старшая дочь выросла в политехе. Брала Софью с собой на лекции. Нянчились все: днем – мои одногруппники, вечерами – члены студклуба»,
рассказывает Наталья Александровна.
«Если мы оба на занятиях, с ребенком всё равно кто-то был рядом, без присмотра Соня не оставалась. Конечно, в финансовом плане было тяжеловато, хотя и получали стипендию. Помогали родители. После рождения ребенка мы начали жить на съемной квартире, дверь которой всегда была открыта для наших друзей»,
дополняет глава семейства.
И в которую часто заглядывали гости, причем в самый неурочный час. Например, в пять утра, возвращаясь из ночного клуба, который в то время располагался на площади Дзержинского и пользовался популярностью у дзержинской молодежи. Студенческое братство помогало молодой семье растить ребенка, Наталье – наверстывать упущенные знания из-за неожиданных пропусков лекций.
Проверка производством
После пяти с половиной лет учебы Александр Михайлович, не оставляя институт, устроился на производственную площадку «Капролактама» аппаратчиком. Говорит, что в те времена аспирант получал 700 рублей, а на заводе ему платили 5000 рублей. Но уже через два года он всё же вернулся в альма-матер на должность заместителя по внеучебной и воспитательной работе. Успел получить при этом второе высшее образование в НГТУ по специальности «Экономика и управление».
Эти годы стали знаковыми и для Натальи Александровны. Они определили дальнейшее направление работы вчерашней выпускницы вуза, которая с четвертого курса углубленно занималась на кафедре научными исследованиями. Производственную практику, естественно, проходила на предприятии, где работал муж.
«Когда я впервые попала на химическое предприятие, я восхитилась его масштабами: гигантские трубы, огромные установки. Частичка завода поселилась в моей душе. В рамках занятий научной деятельностью в сотрудничестве с ОАО «Синтез» мы разрабатывали техзадание на строительство нового производства. С исходными данными мы пришли на согласование к инженерам компании, не учтя всех масштабов. Для наглядности нам показали ведро с болтами, каждый размером с кирпич, и сказали, что такие нужны для соединения ректификационной колонны. И я сделала для себя важный вывод, что наукой нужно заниматься через призму возможностей производственных процессов. Подумала и продолжила свою работу на кафедре».
А в один из дней Наталья, уже учась в аспирантуре, увидела объявление о наборе технологов на завод «Оргстекло». Рискнула и не прогадала. Завод стал вторым крутым поворотом в ее жизни.
Из технологов Наталья перешла в маркетологи, тоже химического предприятия, но тосковала по производству. Помог кризис 2008 года: женщина ушла в декрет. На раздумья о будущей карьере она отвела чуть меньше двух лет, а после муж посоветовал приглядеться к «Компании Хома»:
«Я была технологом «от макушки до пяток», а мне предложили должность начальника лаборатории контроля качества, который как раз и проверял работу технологов. Сказать, что я растерялась – ничего не сказать. В этой должности я пробыла чуть меньше года, потом освободилось место главного технолога, в итоге доросла до директора. К сожалению, по складу характера, я человек, который не всегда может быть довольным собой. В «Компании Хома» каждый раз мне предлагают какой-то новый вызов. И это меня подстегивает».
Любовь – это глагол
«Это сейчас мы живем мирно, но как только Александр Михайлович стал руководителем вуза, а я напрямую столкнулась с его вчерашними студентами, и по вечерам у нас дома проходили словесные баталии. Я пеняла на уровень образования, а он смертельно обижался. Сейчас мы стали старше, мудрее»,
улыбается Наталья.
Профессиональные споры – это единственный повод для конфликтов в семье Петровских. Они обязательно рассказывают друг другу о том, как прошел очередной рабочий день. При этом умеют молча выслушать друг друга, дать ценный совет.
«Научить руководить нельзя. Потому что подход к руководству у каждого свой. Политех – совокупность образования, науки, студенчества, общественной жизни, работы с производством – стал частью моей души»,
считает Наталья Александровна, а Александр Михайлович дополняет.
Петровские не только ведут общее хозяйство, их профессиональные дороги тесно переплетаются. Так, в 2023 году дзержинский политех открыл базовую кафедру, на которой преподают научные сотрудники ООО «Компания Хома». Основная задача проекта – быть на шаг впереди науки.
И семья химиков такая во всём – они дополняют друг друга, как два элемента таблицы Менделеева. Вечера и выходные у них общие. Несмотря на то, что старшая дочь уже живет отдельно от родителей, в прошлом году Софья вышла замуж (ребята познакомились тоже в дзержинском политехе), Петровские любят собираться на семейных посиделках за большим столом, а летом – на даче. Младшая Вероника пока не определилась со своим будущим. Родители стараются не мешать, но при этом показывают верное направление.
Александр Михайлович благодарит Наталью за ее умение вкусно готовить и вести хозяйство, а Наталья благодарна мужу за то, что он всегда берет на себя заботы по дому и решает бытовые вопросы.
На мой вопрос, есть ли между влюбленными химические процессы, Наталья Александровна отвечает:
«Конечно, есть. В химии такой процесс называется полимеризацией: когда две молекулы стали одной, а потом к ней присоединяются другие. Мы с Александром Михайловичем уже давно стали связанными молекулами, к нам присоединились дети. Хочется продолжить рост нашей семейной «полимерной» цепи и понянчить внуков. Чем дольше мы живем, тем прочнее эти связи становятся, и я могу с уверенностью сказать, что нас связала химия! С годами семья стала тылом. Дом – это место, где можно восстановиться, а утром вновь пойти на работу. Ведь она для каждого – еще одно детище».
«Мы всё делали от души, и я рад, что у нас всё получилось. Главный секрет семейного счастья – в отсутствии лени, в постоянной работе над собой и над отношениями. Ведь любовь – это глагол»,
резюмирует Александр Михайлович.
Ранее мы писали ещё об одной династии дзержинских производственников.
Ольга СЕРЁГИНА
Фото из семейного архива Петровских