К вам приедет… Наталья Салахова


21.04.24 11:43

«Водить машину мне в кайф, это дает определенную свободу», – с улыбкой говорит Наталья Салахова

«Водить машину мне в кайф, это дает определенную свободу», – с улыбкой говорит Наталья Салахова
Газета Есть такая профессия

Экономист по образованию, за рулем она более тридцати лет, двадцать с лишним из них работает в такси. И уже не представляет своей жизни без тех эмоций, что дарит ей вождение.

Ведь многие клиенты стали для нее не только постоянными пассажирами, но и друзьями. Как пришла в эту профессию и в чем нюансы работы в такси, Наталья рассказала нам при личной встрече.

Клиент всегда прав

При первом же взгляде на ее автомобиль можно понять, что машина для нашей собеседницы – не просто средство передвижения, а настоящий четырехколесный товарищ. Бережное и по­женски кокетливое отношение читается и в безупречной чистоте и украшении гирляндами салона, и в светлой кожаной обивке сидений, и даже в необычно обыгранном стразами руле. Может, это не так существенно, но определенно способствует комфортной поездке и созданию позитивного настроя. А это, по мнению Натальи, часть работы таксиста.

«Пассажиры садятся к нам в разном настроении, и наша задача – довезти их из пункта А в пункт Б в приятной атмосфере, без конфликтов. Убеждена, что каждый таксист в какой-то степени психолог. Люди замкнутые, вспыльчивые, даже если попадают в эту сферу, как правило, надолго в ней не задерживаются. Таксисту важно быть общительным и открытым, чтобы уметь выслушать, поддержать разговор, либо, напротив, помолчать, если видно, что клиент к беседе не расположен. Мне такая работа очень близка по характеру. Видимо, поэтому, попав в такси случайно, задержалась здесь на двадцать с лишним лет»,

объясняет Наталья Салахова.

Впрочем, в ее ситуации такая случайность вовсе не удивительна: яркая и неординарная автоледи увлекалась машинами с юности. Пока одноклассницы Наташи зачитывались любовными романами, она предпочитала проводить время в гаражах у друзей, разбираясь в устройстве автомобилей. Или общалась с соседом-дальнобойщиком, с упоением слушая его рассказы о машинах и поездках.

Хмуриться не надо, «Лада»

«Сама не знаю, откуда у меня появился такой интерес к вождению, ведь в семье автомобиля не было, родителей за руль не тянуло. Но с подросткового возраста мне не терпелось получить права и начать водить. Как только исполнилось восемнадцать, осуществила эту мечту. За годы вождения поменяла много машин, но первой была «Лада», на которой я, едва получив права, поехала к родственникам в Самару»,

пожимает плечами Наталья.

Стоит ли говорить, что волнения начинающая автоледи совсем не испытывала? Как тогда – при достаточно спокойной обстановке на дорогах, так и сейчас – при тесном потоке машин Наталья Салахова чувствует себя за рулем как рыба в воде. А внушительный водительский стаж только способствует этой уверенности. Впрочем, от скептического отношения со стороны многих мужчин­пассажиров ни одна женщина­водитель не застрахована. Наталья рассказывает:

«В такси я пришла, чтобы подзаработать на новый автомобиль. На тот момент уже окончила торговый техникум, затем институт и работала на складе. Днем выходила на основную работу, по вечерам – таксовала. Уже в те времена – а это было начало 2000­-х – в нашем городе встречались женщины-­таксисты, но, конечно, не так часто, как сейчас. Помню, мужчины-пассажиры, открывая дверь машины, но еще не видя водителя, иногда кричали: «Братан, погоди, докурю!», а потом удивлялись: «Ой, девушка…». И иногда ворчали. Это предвзятое отношение – мол, женщине за рулем не место – сохраняется и по сей день. Бывает, сядет мужчина и начинается: «Дама­-водитель… Нужно пристегнуться». Я всегда реагирую спокойно и доброжелательно. Многие из таких скептически настроенных, когда их довезешь, меняют свое отношение, некоторые – нет».

Вчера – пассажир, сегодня – друг

Как бы там ни было, ко всем своим пассажирам Наталья относится приветливо, с удовольствием поддерживает разговор. Благодаря такому позитивному общению поездки с ней проходят весело и незаметно, а, между прочим, автоледи работает не только по городу: поехать в любой уголок области и даже в другую область – для нее не проблема. Более того, это, по мнению собеседницы, один из больших плюсов ее работы – можно побывать в разных городах, походить по музеям.

«Машина дает чувство свободы. Подумайте, на какой другой работе я могла бы так же легко путешествовать, узнавать новых людей и новые места? Понятно, что кому-то это не так и нужно. Мы разные, и есть люди более закрытые и спокойные. Но мне всё интересно и нравится много общаться, еще и трудоголик по натуре. Если бы муж не сдерживал, таксовала бы больше: раньше и по ночам возила людей. Сейчас обычно выезжаю рано утром и приезжаю к вечеру»,

подчеркивает Наталья.

За годы работы у вежливой и коммуникабельной автоледи появилось немало постоянных клиентов, к каждому из которых Наталья относится не формально, а по-дружески. Еще бы: некоторые маленькие пассажиры буквально выросли на ее глазах.

«Лет пятнадцать назад ко мне обратилась молодая женщина с просьбой возить и забирать ее сына из школы. Мальчик тогда учился в первом классе. В результате подружилась и с ним, и с его мамой. Мы запросто могли встретиться и пообщаться не по работе. Потом, конечно, Никита подрос и стал сам добираться до школы. И вот звонит мне недавно и спрашивает: «Тетя Наташа, а вы не найдете нам три одинаковые машины для свадьбы? Я женюсь». Говорю: «Никита, ты ж еще молоденький!». А он мне: «Тетя Наташа, мне уже двадцать три»,

смеется Наталья.

За рулём комфортно

А пока друзей-пассажиров становится всё больше, количество приятелей среди водителей, напротив, убывает. Автоледи сетует: раньше у таксистов было сообщество, все друг друга знали, много общались, отмечали вместе праздники и поддерживали в любых ситуациях. Сейчас желающих работать за рулем намного больше, но они сами по себе, общаются группами, многие и вовсе не задерживаются в профессии, поскольку физически и эмоционально им тяжело.

«Всё чаще на первый план выходят финансы. Многие устраиваются в такси потому, что работать на себя удобно – деньги получаешь сразу, сколько поездишь, столько и заработаешь. Но водят механически, работают на износ, потому раздражаются, дергаются, огрызаются на пассажиров. Такого быть не должно. Профессиональному таксисту нужно уметь сдерживать эмоции и не допускать чрезмерной усталости – важно понимать, что ты отвечаешь и за себя, и за пассажиров»,

объясняет Наталья.

Сама она на данный момент о смене работы даже не задумывается. По словам собеседницы, она дважды уходила из такси, но каждый раз не выдерживала и возвращалась. Почему?

«Даже не знаю. Дело не в адреналине и даже не в эмоциях. Просто мне комфортно за рулем, нравится ездить, разговаривать с людьми. Конечно, работа у нас непростая, иногда даже опасная: сами понимаете, клиенты бывают разные. Но мы всегда на связи с операторами, если видим, что люди ведут себя неадекватно, можем отказаться их везти.

А еще мне нравится работать на себя, есть возможность отскочить по личным делам, помочь детям. Но такая работа подходит далеко не всем. Тех, кто обладает недостаточным самоконтролем, работа в такси может слишком расслабить. Ведь мы сами себе хозяева: чувствуем, что устали, можем запросто устроить выходной. Но если часто этим пользоваться и не выходить на смену, работа получится сомнительная»,

признается Наталья.

На одной волне

Свободное время автоледи тоже предпочитает проводить активно. Ее запросто можно увидеть за рулем… мотоцикла! Наталья Салахова – одна из членов мотоклуба «Ночные валькирии» и с гордостью носит фирменный жилет.

«Всё начиналось со скутера, который приобрела много лет назад. Тогда для вождения на этом виде транспорта еще не требовались права. А потом как-то раз попала в Нижний Новгород на открытие мотосезона и восхитилась девушками за рулем двухколесных коней. Сразу поняла – мне тоже нужен мотоцикл. С тех пор свободно катаюсь и на нем. Впрочем, это не значит, что постоянно за рулем –
пешие прогулки никто не отменял»,

улыбается Наталья. 

Кажется, среди ее увлечений вы не найдете спокойных и более привычных для женщин. Но это не так. Помимо вождения, Наталью Салахову очень увлекает… огород. На своем участке она с удовольствием сажает цветы и деревья, а урожай выходит на славу. Семья отмечает, что у энергичной и деятельной Натальи к этому особый талант.

«Близкие меня во всём поддерживают. Они давно привыкли и к моей работе, и к увлечению мотоциклами. Более того, муж и брат тоже работают в сфере такси, так что мы на одной волне. Очень важно найти профессию, подходящую именно для вас. Мне это удалось».

Ранее мы рассказывали о водителе МУП «Экспресс» Олеге Кабаеве.

Ксения КНЯЗЕВА

Фото из личного архива Натальи Салаховой

Оставить комментарий