Родом из пионерского детства


19.04.25 12:22

Во Дворце детского творчества в Дзержинске состоялись IX городские краеведческие чтения, посвященные юбилею Победы и дню рождения города – под девизом «Время выбрало нас»

Газета Страницы истории

Конкурсный отбор прошли 15 работ, еще пять были поданы вне конкурса.

Несколько из них рассказывают о Дворце детского творчества, который в этом году отмечает 90 лет со дня своего образования. Совсем скоро, 24 апреля, в ДДТ пройдет юбилейный концерт, на котором будет представлена часть воспоминаний участников чтений. Возможность познакомиться с любопытными страничками из истории Дворца пионеров конца 60-­х – начала 70-­х годов есть и у нас.

Высоты молодости нашей

«Осенью 1966 года Раиса Сабировна Нурмухамедова, мастер спорта по туризму, приехавшая в наш город из Казани и возглавившая Дворец пионеров, открыла клуб юных туристов, который сразу вызвал большой интерес у школьников, – рассказывает Ольга Павловна Мякинина (Пичугина), ветеран туристического движения. – Тогда Дворец пионеров еще находился по адресу: проспект Чкалова, 2. Но вскоре мы переехали в новое здание на площади Ленина.

Учились три дня в неделю, одно занятие проходило в спортзале – на укрепление общей физической подготовки. В течение учебного года мы ходили в так называемые походы выходного дня с ночевкой с субботы на воскресенье. Это были недалекие маршруты в окрестностях города: озера Вьюново, Черемисское, Великое, заброшенный поселок Теплый, реки Сейма и Суворощь и другие места. В этих походах отрабатывались туристские навыки: как быстро поставить палатку, разжечь костер в любую погоду, правильно уложить рюкзак, обуться так, чтобы не натереть мозоли и прочие премудрости походной жизни.

В летние каникулы Дворец пионеров организовывал турбазу. Первая летом 1966 года располагалась в районе поселка Дачноого. С 1967­го она обосновалась в дубовой роще на берегу Оки напротив Дудина монастыря. Палатки ставились в ряд. Из строений были только склад, где хранились продукты и снаряжение, и туалет. Длинный стол и скамейки из струганных досок. Место для костра, где дежурные готовили еду. Турбазу строили своими силами.

Конечно, мы и сами ходили в походы – с 1 или 2 категорией сложности на 7­10 дней. Вдоль рек Керженец, Ветлуга, Лух, на Горьковское море. Один раз сплавлялись по Керженцу: построили плот из бревен, поставили на него палатку. Это было незабываемое приключение!

В августе Раиса Сабировна сама водила нас в поход 4­5 категории сложности. Участники похода отбирались строго, но на демократичной основе. Учитывалась выносливость, ответственность, коммуникабельность. Рассчитывалось необходимое количество продуктов. Каждый участник должен был дома насушить сухарей – во время похода выдавалось строго по одному куску на каждый прием пищи. Из бюджета города выделяли денежные средства из расчета 51 копейка в день на питание и на проезд. Остальные траты несли родители.

В августе 1967 года Раиса Сабировна повезла нас на Кавказ. Ехали через Москву, где все мы побывали впервые. Дальше – в Пятигорск, оттуда в Теберду и Домбай. Мы поднимались на ледник, покорили Клухорский перевал и добрались до Сухуми. Пять дней жили на турбазе. От морского пляжа нас отделяла только автодорога. Это был неописуемый восторг: купаться в море!

В 1968 году состоялся «большой» поход в Карелию. Из Петрозаводска мы двинулись покорять заболоченные леса этого сурового, но очень красивого края. Когда маршрут был практически завершен и мы дошли до Кеми, Раиса Сабировна узнала, что можно посетить Соловецкие острова. Видимо, она тогда уже знала, что значит это историческое место. Мы, конечно, ничего не знали про Соловки и расстроились, что сократится время пребывания в Ленинграде.

Но забыть то, что увидели, было невозможно. В те годы на Соловках музей­заповедник только начал создаваться. Монастырь был разрушен и, конечно, не действовал. Мы жили в монашеских кельях. Экскурсоводов не было, но многое нам рассказали местные жители. Даже спустя годы помню многое из этих рассказов. 

Летом 1969 года мы отправились в поход на Северный Урал. Из Свердловска (ныне – Екатеринбург) отправились вверх по реке Вижай до хребта, после перевала которого предстоял спуск вниз по реке Мойве к Вишере.

Надо сказать, что нам не очень повезло с погодой.  Где­то на второй день пошел дождь, вода в реке поднялась, и время от времени нам приходилось ее переходить, намокнув по пояс. Но всё плохое заканчивается, на «днёвке» сушились и шли дальше. Несколько дней мы жили в Екатеринбурге, знакомились с городом, ходили в кино и даже посетили кукольный театр Образцова.

Оглядываясь на прошедшие годы, я с удивлением отмечаю, что нас, обычных советских девчонок и мальчишек, совсем не пугали бытовые трудности. Мы спали в обычных брезентовых палатках, готовили еду на кострах, вещи переносили в не очень­то удобных по современным меркам рюкзаках, учились обходиться минимальным набором вещей, тренировали стойкость и выносливость. Все невзгоды и тяготы походной жизни с лихвой перекрывались незабываемыми впечатлениями от удивительных приключений, знакомством с самыми красивыми, заповедными и даже легендарными местами нашей Родины. 

Мы оканчивали школу и уходили во взрослую жизнь. Кто­то поступал в институт, кто­то устраивался на работу, ребята уходили служить в армию. Одни уезжали из Дзержинска, другие оставались в родном городе. Но дружба и память прошли с нами по всей жизни. Встречаясь, мы всегда с теплом вспоминаем нашего доброго учителя, друга и наставника Раису Сабировну, благодаря которой у нас было самое интересное детство».

Дворец застоя не знал

«После окончания школы передо мной не стояли вопросы, куда пойти учиться, кем стать, чем заняться, – рассказывает Вячеслав Александрович Постнов, выступавший на чте­ниях в качестве почетного гостя.  – Учиться – только в педагогическом, стать – только педагогом, отдать себя – только воспитанию молодежи!

В отделе народного образования дали направление на должность инструктора­методиста по работе со школьными вожатыми. Центром такой работы в то время был Дворец пионеров. Так,
3 октября 1972 года я предстал перед директором Дворца пионеров Раисой Сабировной Нурмухамедовой. Видел и понимал: коллектив дворца во главе с директором просто жил творчеством, работал в поисках новых идей, оригинальных программ, интересных проектов. С энтузиазмом воспринял первое задание – заинтересовать творчеством пятиклассников городских школ. О том, что это были два класса школ № 5 и 14, ученики которых слыли неуправляемыми, мне не сказали.

Встреча состоялась в актовом зале. Когда я вошел, представился, стал говорить о том, как надо себя вести, никто меня не слушал. Больше часа дети кричали, спорили, бросали друг в друга ручки, тетрадки, учебники. Я стоял перед ними, следил за летающими самолетиками и удивлялся, почему они меня не видят, не слышат и не хотят замечать. Это продолжалось до тех пор, пока одна девочка, наигравшись, не сказала громко: я пошла домой. После этих слов ребята дружно направились к выходу.

Уже от дверей я услышал вопрос: «А когда следующее занятие?». Кто­то из ребят ответил: «В пятницу». Значит, до пятницы.

В наступившей тишине я думал о том, чем же мне нужно будет заниматься два раза в неделю.
В голове пронеслось: «веселенькая работа у методистов дворца». Весь четверг я искал выход из непредвиденной ситуации, а к утру пятницы созрело решение: надо идти в режиссуру. Диплом­то режиссерский у меня имелся.

На следующей встрече я предложил ребятам разыграть сказку «Снежная королева». Неожиданно им эта идея понравилась. Сразу послышались голоса: «Я хочу быть Снежной Королевой, а я – Гердой». Группа мальчишек, особенно шумных, поинтересовалась, кого же будут играть они, на что я ответил: «Вам можно без репетиций играть разбойников».

На следующем занятии я читал «Снежную королеву», поставив перед детьми задачу – выбрать себе роль и сочинить короткую биографию своего героя. Надо было видеть, как они внимательно слушали, повторяли слова своих персонажей, что­то тихо шептали. Я смотрел на их лица и глазам своим не верил: неужели это те же мальчишки и девчонки, от крика и шалостей которых дворец содрогался два дня назад? Что произошло? Я видел внимательных, сосредоточенных детей с явным желанием работать.

Увлеченные будущим спектаклем, дети вместе с родителями сочиняли, рисовали и даже изготавливали различный реквизит. Сценографией занимался профессиональный художник Виктор Сергеевич Злобин. Сцены в зимнем царстве на ткани расписывали Иван Константинович Логинов и Виктор Зюзин. Музыку записал Сергей Иванович Кейран.

Спектакль получился удивительным, интересным, ярким и добрым. Он был исполнен так вдохновенно, что педагоги, родители, работники дворца поздравляли ребят, не скрывая радости. Все каникулы мы показывали «Снежную королеву», и целых две недели юные исполнители ходили по коридорам дворца как настоящие герои.

Несколько позднее свою помощь нам предложила Мария Степановна Извицкая, которая прежде руководила драматическим кружком дворца. Она часто говорила о том, как важно рассказывать и показывать нашим детям добрые, милые сказки с поучительным содержанием.

С ее легкой руки у нас появился спектакль на пушкинскую тему – по повести «Барышня­крестьянка». В центре внимания оказались пятиклассники, игравшие барских слуг Тишку и Тришку. На скамейке между двумя имениями они рассказывали, чем заняты главные герои. Мальчишки уморительно изображали своих господ, зал хохотал, аплодировал и неизменно восхищался игрой юных актеров.

За семь лет работы во Дворце пионеров было поставлено много интересных спектаклей: «Ключ серебряный», «У границы­небылицы», «Два клёна», «12 месяцев» и другие.

Это была прекрасная актерская школа – школа дружбы, активности и взаимного уважения. Память о тех солнечных днях останется в моем сердце навсегда. Надеюсь, такие же чувства разделяют мои теперь уже бывшие ученики».

Подготовила Евгения МАКАРОВА. Фото предоставлено Дворцом детского творчества

Кстати

Свои исследования на конкурс представили учащиеся и педагоги школ № 2, 17, 27, гимназии № 38, лицея № 21, детской музыкальной школы им. А.Н. Скрябина, городского клуба краеведов. Авторы лучших работ получили возможность представить их на пленарном заседании чтений.

Оставить комментарий