Газета Общество

КРУГЛЫЙ СТОЛ. Газеты будут жить!

Очередное заседание интеллектуально-делового клуба было посвящено судьбе печатных СМИ Дзержинска. Собравшись за круглым столом в администрации города, действующие журналисты, эксперты, аналитики и те, кому небезразлично будущее местных газет и их редакций, обменялись мнениями и подняли самые злободневные вопросы.

Печатным СМИ нужны новые формы

В истории нашего города существовало немало печатных изданий, которые по разным причинам прекратили свое существование. Например, газета «Дзержинец», выходившая с 1930 по 2008 год и долгое время занимавшая монопольное положение среди городских СМИ. В советское время учредителем газеты были властные структуры. В эпоху перестройки, когда тиражи многих печатных изданий в стране резко увеличились, коллектив газеты пустился в самостоятельное плавание. Другими словами, газета стала жить на собственные доходы, благо тогда она пользовалась бешеной популярностью, доходы от продажи номеров и рекламы позволяли жить на широкую ногу.

Однако со временем интерес читателей снижался, доходы падали, а поддержки властных структур уже не было. Не сумев перестроиться в жестких рыночных условиях, газета «Дзержинец» приказала долго жить. Та же судьба постигла и другие частные издания. Их было немало — «Феликс», «Феликс плюс», «Добрый вечер, Дзержинск», «Воскресенские вести», «Новый дзержинец», «Дзержинские новости», «Дзержинская панорама», «Городская газета Дзержинска», «Новости Дзержинска», «Промышленный вестник»…

Председатель Союза журналистов Нижегородской области Ольга Носкова рассматривает ситуацию с будущим печатных СМИ с осторожным оптимизмом. По ее словам, в нашем регионе в настоящее время не существует газет, которые бы жили, что называется, припеваючи. Снижаются доходы от рекламы, падают тиражи, уменьшаются заработные платы журналистов.

Ситуация, складывающаяся на газетном рынке в Дзержинске, не уникальна — схожие вещи сегодня происходят как в России, так и во всем мире. А именно – падает интерес читателей к печатной прессе, многие издания закрываются, либо переходят в электронный формат.

Тем не менее журналистика как таковая не умрет никогда, считает Ольга Носкова. Другое дело, что неизбежно изменятся ее формы. Ольга Владимировна полагает, что у традиционных СМИ возник разрыв с аудиторией, поскольку появился интернет с его социальными сетями, куда и «эмигрировал» по большей части массовый читатель и зритель.

«Стиснув зубы, журналистам придется рано или поздно смириться с тем, что люди, которые пишут неграмотно в интернете, это наши с вами коллеги,- констатирует Ольга Носкова. — Они информируют, они развлекают, они формируют общественную повестку дня, как и журналисты». Ольга Владимировна считает, что журналистам и СМИ нужно постепенно переходить в ту самую среду (имеется в виду интернет), которая будет самой востребованной для читателей, зрителей и слушателей в будущем.

В Дзержинске появится городской пресс-центр

Что же при этом станет с печатными СМИ? По мнению Ольги Носковой, высокопрофессиональные, конкурентоспособные, имеющие свою тематическую нишу печатные СМИ в будущем сохранятся. С одной оговоркой: традиционные печатные газеты будут востребованы не массовым читателем, но аудиторией, «которая умеет думать и выбирать».

Многие жалуются, что в интернете пишут все кому не лень, это своеобразное царство лжи, некомпетентности и безграмотности. Как отмечает председатель Союза журналистов

Нижегородской области, в интернете пока еще можно безнаказанно писать всякие гадости друг про друга. Но рано или поздно законодатели отрегулируют этот процесс.

Директор департамента управления делами администрации Дзержинска Сергей Кузнецов надеется, что печатные СМИ могут повторить счастливую судьбу грампластинок, которые раньше были в каждом доме, потом на некоторое время оказались вытеснены более современными аудионосителями, чтобы сегодня стать востребованным продуктом для тонких ценителей музыки.

В ходе круглого стола прозвучала информация о планах администрации Дзержинска по созданию городского пресс-центра, который поможет журналистам и представителям власти стать более открытыми друг для друга.

Журналисты заглядывают в будущее

Александр Пичугин, генеральный директор интернет-портала «Открытый Нижний»:

— Что читают – газеты или интернет-издания – это, думаю, исключительно вопрос навязанных привычек. Известно, что в Европе многие вполне обычные потребители информации любят читать «бумажные медиа». У нас еще в 90-х годах был взят курс на постепенное вытеснение печатных СМИ на периферию потребительского внимания. Сначала считалось, что «убийцей газет» будет телевидение, потом эту миссию возложили на интернет. На самом же деле пройдет еще немного времени, и все эти разделения покажутся искусственными. На мой взгляд, постепенно вызревает какой-то совершенно новый способ донесения информации прямиком в мозг. В условиях кризиса доверия СМИ (всех видов!) журналистам стоит задуматься, останется ли вообще их профессия востребованной в самом ближайшем будущем.

Андрей Вовк, главный редактор газеты «Комсомольская правда – Нижний Новгород»:

— Печатные СМИ, конечно, постепенно вымирают. Но нельзя сказать, что тиражи падают какими-то огромными темпами. Просто есть люди, которым удобнее читать в интернете, а есть те, кому удобнее держать в руках газету. Так что печатные СМИ останутся еще на несколько лет. Но молодому поколению они уже не нужны, так что, полагаю, их будущее печально.

Александр Былкин, главный редактор газеты «Репортер и время» (Дзержинск):

— Я бы не стал излишне драматизировать вопрос судьбы печатных СМИ. Дело в том, что газета, так же как и все виды электронных СМИ, всего лишь средство доставки информации. А значит, в данном контексте на первый план выходит фигура доставщика информации – журналиста. В каком бы формате ни существовало СМИ, все равно изданию, чтобы аккумулировать вокруг себя серьезную аудиторию, необходимы будут профессиональные журналисты, те, кто и обеспечивают успех изданий. В общем, не надо бояться прогресса, надо идти с ним в ногу.

Ольга Морозова, главный редактор газеты «АИФ — Нижний Новгород»:

— В 1990 году «Аргументы и факты» попали в Книгу рекордов Гиннеса как самое тиражное периодическое издание в истории человечества — тираж одного номера составил 33,5 миллиона экземпляров. Тираж последнего номера «АиФ» в 2020 году — около 1 миллиона 302 тысяч экземпляров. Тиражи печатных изданий падают, потому что человечество меняется, появляются новые носители информации. И все же я уверена, что слухи о смерти печатной прессы сильно преувеличены. Точно так же ждали гибели театра из-за роста популярности кинематографа, например. Живо и то, и другое! Просто они изменились. Это и для нас рецепт: меняться, опережая читателя, осваивая цифровые платформы.

Сергей Раков, директор информационного агентства «Нижний Сейчас» :

— Вот уже почти 30 лет хоронят печатные СМИ более активно, чем ранее. И виновник этому — наш любимый интернет. Раньше печатные СМИ хоронили с появлением радио, затем телевидения. Но, как мы видим, газеты живы, и некоторые даже весьма популярны и экономически выгодны. Тем не менее тенденция на их вымирание побеждает. И с каждым годом газет и журналов в бумажной версии становится все меньше как за рубежом, так и в России. Любители полистать утреннюю газету за чашкой кофе уступают любителям кофе, просматривающим ленту новостей в интернете.

В мире СМИ, как и везде, закон един — победит сильнейший. Поэтому крупные газетные бренды, как правило, интегрируются в формат конвергентных, редакции входят в крупные медиа-холдинги и за счет этого сохраняют аудиторию и влиятельность. Маленькие региональные и муниципальные газеты рано или поздно уйдут, их место окончательно заменят социальные сети или интернет-сообщества. Поколения меняются. Меняются и традиции, и способ получения информации. Современный человек живет в другом мире и ритме, который предлагает существенно больший объем информации, нежели ранее. Информационную зависимость современного человека утолить уже не может ни одна газета. Еле-еле на плаву держится телевидение и радио. Большинство аудитории уже сейчас предпочитают интернет-контент.

Вадим Щуренков, корреспондент газеты «Дзержинское время»:

— Нельзя сказать, что ситуация приобрела необратимый характер, но для сохранения на рынке медиа даже нынешнего статус-кво российской печатной прессе необходимо в кратчайшие сроки найти и занять свое уникальное место в стремительно меняющемся информационном пространстве. Редакционный контент в настоящее время должен создаваться не для какого-то конкретного канала коммуникации (газеты, журнала или их сайтов), а в расчете на мультиканальную дистрибуцию, когда он становится пригоден для размещения не только в печатном издании, но и на сайте, в видеохостинге, социальных сетях, мессенджерах и на всех других возможных ресурсах. Тем самым читателю и пользователю цифровых устройств предоставляется возможность прочитать, посмотреть или прослушать материал там, где ему в данный момент это удобнее всего сделать.

Подготовил Сергей АНИСИМОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *