Вокруг образца первых электрических опор будет создан туристический кластер
В Дзержинске представили инвестиционный проект по созданию туристического кластера «Центр круизного туризма «Шуховская башня». Его реализация позволит принимать туристские, экскурсионно-прогулочные рейсы, знакомить гостей города с историей создания башни инженера Шухова, которая является уникальным памятником русского архитектурного авангарда, рекомендованным на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Толчок к качественному изменению пространства
Шуховская башня — образец первых электрических опор, которые вообще делались в стране, это сооружение значимо не только для нашего города и всей Нижегородской области, но даже в целом для России, потому что является одним из немногих сохранившихся сооружений инженера Владимира Шухова. Ее можно назвать изюминкой Дзержинска как промышленного города и памятником отечественной энергетике, а в 2020 году в России, как известно, отмечается столетие ГОЭЛРО.
Дзержинск никто никогда не рассматривал как центр туризма, все говорили о том, что это город химиков, промышленный центр. Хотя туризм тоже может быть разным, в том числе и промышленным, а в основе любой экономики, как известно, лежит энергетика! Так или иначе, без электрической энергии ничего не получается. Городскому округу город Дзержинск, можно сказать, повезло — Шуховская башня находится на его территории, поэтому решено было взять ее в серьезный оборот и сделать объект частью проекта по развитию города именно в туристическом направлении.
Шуховская башня сама по себе уникальна, плюс там очень удобное место для отдыха. Рядом есть бывший пионерский лагерь и профилакторий, на базе которых можно сделать отели и кемпинги. А лагерь отдыха «Корунд» городская администрация вообще планирует перепрофилировать в центр детского-юношеского туризма и образования. Ведется активный диалог с собственниками базы — они тоже хотят развиваться в эту сторону. Понятно, что если говорить о реконструкции Шуховской башни, это потянет за собой развитие инфраструктуры и оживление территории, в том числе в экономическом плане. Другими словами, где башня — там туристы, где туристы — там общепит, сувениры, нестационарная торговля, гостиницы и совершенно другое качество среды.
Реализация проекта наверняка даст толчок прежде всего к качественному изменению того пространства, где расположена Шуховская башня. Сейчас там нет даже нормальной дороги, подпорная стенка обваливается, территория абсолютно не благоустроена, лагерь «Корунд» только частично используется инвестором, профилакторий в запущенном состоянии…
Вообще, проект «Центр круизного туризма «Шуховская башня» не зря называется кластером. Работы планируются в различных направлениях. Во-первых, для центра круизного туризма требуются причальные сооружения, и это подразумевает реконструкцию и благоустройство бывшего речного вокзала. Во-вторых, в Дзержинске возрождается «Дендропарк имени И.Н.Ильяшевича». В-третьих, у городской администрации есть планы по развитию детского технопарка «Кванториум». Все это будут элементы единого кластера. Кроме того, есть планы по организации промышленного туризма, и с некоторыми предприятиями уже налажен диалог о том, чтобы сделать что-то типа «музея под открытым небом». Кстати, в перспективе создание музея химии тоже планируется. То есть город химиков будет насыщаться туристическими событийными объектами.
Федеральная программа
Реконструкция Шуховской башни заявлена в рамках нижегородского кластера круизного туризма «Ока — Волга». Нижегородская область подготовила соответствующую заявку в Ростуризм, но пока еще не вошла в федеральную программу. Для того чтобы войти туда, нужно разработать проектно-сметную документацию, чем сейчас и занимаются в том числе и в Дзержинске. Городу и области самим не осилить масштабные и финансово емкие работы по берегоукреплению и строительству причальных сооружений (там нужны миллиардные вложения).
Авторы проекта надеются, что нижегородский кластер круизного туризма войдет в федеральную программу, потому что проект действительно очень интересный. Но в любом случае, администрация города так или иначе будет заниматься Шуховской башней в части строительства дороги и развития этого туристического объекта.
У каждого муниципального образования есть своя система компетенций и полномочий, и есть, к сожалению, пресловутая проблема нехватки бюджетных средств, поскольку город — это дороги, это обеспечение благоустройства и тому подобное. Понятно, что, если к Шуховской башне пойдут туристические потоки, начинать надо с инфраструктуры. С электричеством там проблем нет. Другое дело дорога. Плюс, надо понимать, что делать с водоснабжением и водоотведением. Как раз сейчас в рамках подготовки проектно-сметной документации и дорабатываются инфраструктурные вопросы.
А что касается градостроительной документации, то в Генеральный план развития городского округа город Дзержинск уже внесены необходимые изменения — этим земельным участкам придано соответствующее назначение для того, чтобы в дальнейшем ничто не препятствовало реализации этого проекта.
Площадка для обсуждений
Ну, и, естественно, Дзержинск является основной площадкой, на которой обсуждается проект. Так, в конце февраля на Шуховской башне прошла встреча руководства города с руководством ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в ходе которой специалисты с обеих сторон познакомились друг с другом. И теперь они коммуницируют практически в ежедневном режиме по разным вопросам (экология, благоустройство, архитектура). То есть работа по проекту идет постоянно.
На прошлой неделе в Дзержинске состоялось совещание с участием и.о.директора департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Аллы Морозовой, главы города Ивана Носкова, представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья», Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, сотрудники которого помогают составлять сметы на разработку проектно-сметной документации. У всех есть свое видение, в рамках совещания было проговорено много вопросов и достигнута договоренность о том, как двигаться дальше. Главная задача — в течение этого сезона разработать проектно-сметную документацию, чтобы на следующий год, уже подав заявку в федеральную программу и получив финансирование, начать строительство дороги и причальных сооружений.
В работе совещания, проходившего в администрации города, принимал участие Бари Алибасов-младший. И это неслучайно. В свое время его привлекли к участию в проекте «Ока — Волга» в рамках всей Нижегородской области, и к нам в Дзержинск Бари Алибасова прибыл как представитель проектировщика. Если в туристическом кластере Дзержинска появится центр детско-юношеского туризма и образования, наподобие всем известного «Селигера», то очень многие компании, которые занимаются развитием молодежных инициатив, тоже придут сюда для проведения своих мероприятий. И привлечение медийных личностей к туристическим проектам только помогает в их реализации.
В ходе знакомства Бари Бариевича с Дзержинском гостя свозили на Шуховскую башню, и ему все очень понравилось. «Да, это классно, — сказал Бари Алибасов. — Одно из лучших мест, которые я видел, один из перспективнейших проектов». Авторы проекта уверены, что это был не просто дежурный комплимент, потому что на площадке Шуховской башни действительно есть резерв для развития территории. С Алибасовым проговаривалось, что в части привлечения инвестиций он будет активно содействовать дзержинцам.
Судьба речного вокзала
Интерес к Шуховской башне понятен. А задача городской администрации — не ограничиваясь башней, «зацепить» еще и другие объекты, которые находятся в городе и могут быть интересны с туристической точки зрения.
— Проект очень перспективный и важный для города, — подчеркнул глава города Иван Носков, подводя итоги совещания. — В нем затронуто много аспектов, начиная от туристической составляющей, заканчивая образовательным процессом. Сегодня мы обсуждали по сути дела первый шаг – это проектирование и составление проектно-сметной документации для участия в федеральной программе. Если учесть, что башня в своем роде единственная на территории всей России и является своеобразным символ энергетики, проведение работ по благоустройству и обеспечению туристического потока вполне оправдано и закономерно.
Между тем, горожане постарше, которые еще помнят, как в свое время из Дзержинска можно было без проблем добраться водным путем и до Макарьева, и до Васильсурска, задаются вопросом, какова судьба бывшего речного вокзала, будет ли он в дальнейшем ориентирован только на обслуживание туристов?
— Там изначально есть определенные сложности, — прокомментировала ситуацию заместитель главы города Юлия Ашуркова. — Начать с того, что в муниципальной собственности осталась лишь узенькая полоска земли — остальная часть территории в частных руках. Мы вступали в диалог с собственниками — они в целом понимают, что там должен быть туристический узел. А что касается возможности возобновления регулярных транспортных рейсов, как по Волге, то пока такой вариант не рассматривается. Во-первых, есть большие проблемы с руслом (здесь пройдут далеко не все водные суда), во-вторых, надо просчитывать, насколько это экономически целесообразно. Сейчас речь идет только о туристическом сообщении. Самое главное — сначала укрепить берега, сделать причальные сооружения, а дальше, как говорится, война план покажет.
Нина ШУМИЛОВА