После вынужденных долгих весенних каникул дзержинские школяры приступят к учебе в новом формате. Готовы ли образовательные учреждения Дзержинска к переходу на дистанционную форму обучения? Ответить на этот и другие вопросы мы попросили директора департамента образования администрации города Ольгу Палееву.
— Ольга Владимировна, начнем с самого главного: готовность к «дистанционке» — номер один?
— Да, все необходимые организационные мероприятия проведены. Каждая школа самостоятельно выбрала одну (или несколько в зависимости от уровня образования), наиболее подходящую ей платформу дистанционного обучения. Семинары, мастер-классы, видеоконференции, вебинары – все это педагогами пройдено. До родителей информация доведена. Составлена база данных для получения каждому обучающемуся доступа к платформам.
— Если одна платформа — на всю школу, не «зависнет»?
— Как уверяют разработчики, сбоев системы не должны давать. Но, не скрою, есть такие опасения. Поэтому изначально проговаривали с руководителями школ: расписание должно быть максимально продуманно. Любые неполадки в работе систем будут сразу замечены. После их устранения будет предоставлена возможность проведения урока в другое время.
— То, что в наших школах высокоскоростной интернет – это понятно. А если у кого-то дома совсем нет компьютера или есть, но один, а в семье сразу несколько школьников? Как быть в таком случае?
— Это мы тоже предусмотрели. Сегодня все компьютерные базы школ полностью укомплектованы. Это значит, что в случае острой необходимости школа, по акту передачи, может предоставить технику своему ученику. Главное, чтобы дома был доступ в Интернет.
— Что делать, если и Интернета нет?
— Остаются смешанная (работа как с цифровыми платформами, так и получение заданий и материалов непосредственно от учителя) и очная формы обучения.
— Очная?..
— Есть родители, которые категорически настаивают только на очной форме обучения своих детей. Это их право. При необходимости в городе будут созданы классы-комплекты для школьников, которые по тем или иным причинам не могут обучаться на «дистанционке». Конечно, это будет сделано с соблюдением всех санитарных норм и правил.
— Вернемся к дистанционной форме обучения. Получается, теперь не будет прямого контакта ученика с учителем?
— Ежечасного – конечно, нет. Но есть скайп, есть ZOOM-платформа. Здесь учитель сам решает, как часто нужен ему видеоконтакт с конкретным учеником. Это то, о чем мы давно говорим — индивидуальный маршрут развития ребенка. Педагог должен знать, в каком режиме может работать каждый ученик.
— Нет контроля — хромает дисциплина. Можно и урок прогулять…
— Нельзя. Учитель в своем личном кабинете видит, сколько детей сейчас «находятся» на его уроке. И отслеживает, чтобы за день ребенок «посетил» все положенные уроки.
— Как будет объясняться новый материал?
— С помощью видеоконференции. Учитель проговаривает основные моменты. Потом в зависимости от возможностей платформы в том или ином виде собирает вопросы учеников, отвечает на вопросы. Затем даются задания по отработке материалов, выполнение которых, конечно, контролируется учителем.
— А как же навыки письма? Это особенно актуально для начальной школы. Ведь, насколько я понимаю, на «дистанционке» все задания будут выполняться с помощью компьютера.
— Думаю, выход найти можно. К примеру, выполнять определенные задания письменно, фотографировать их и отправлять учителю. Кстати, больше всего сейчас вопросов по так называемым прикладным предметам – ИЗО, физкультуре, музыке и технологии. Если нет учебников по этим предметам на электронной платформе, то педагоги будут самостоятельно разрабатывать видеоуроки, размещать их и получать обратную связь. Каждая школа будет принимать решение самостоятельно.
— Как-то будет ограничено время нахождения ребенка за компьютером?
— Длительность урока остается прежней – 45 минут. Когда он заканчивается, все отключается. Как говорят разработчики, к примеру, «Мобильного электронного образования», ребенка на удаленном доступе могут контролировать и родители.
— Система отключается. Но кто помешает ученику дальше перейти, допустим, к компьютерным играм?
— Согласна, нужно развивать у школьников функцию самоконтроля. Конечно, младшеклассникам, точнее, их родителям, будет сложнее всего. Поэтому за смешанную форму обучения чаще всего ратуют родители учеников именно начальной школы. Поймите, мы тоже очень переживаем. Поэтому давайте сначала попробуем, а потом начнем волноваться.
— Ольга Владимировна, в Дзержинске где-нибудь уже была апробирована дистанционная форма обучения?
— Да. Частная школа имени Лобачевского давно использует дистанционное образование. Из муниципальных назову школу № 27. Она уже год в экспериментальном режиме активно использует электронную платформу «Сбербанк» по некоторым предметам в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Но все это, конечно, было в рамках очного обучения. В чистом виде на дистанционной форме обучения были только дети с ограниченными возможностями здоровья.
— Можете дать предварительные прогнозы: когда дзержинские школьники вновь вернутся за парты?
— Пока никаких прогнозов. В профильном министерстве говорят точно одно: государственная итоговая аттестация состоится. По последним данным, ее сроки пока перенесли на две недели: ЕГЭ начнется с 8 июня, ОГЭ — с 9 июня. Сейчас Рособрнадзор корректирует расписание экзаменов. Оно вместе с соответствующими методическими рекомендациями для регионов будет опубликовано в ближайшее время.
— С волнением ждете перехода на новый формат учебы?
— Конечно! Думаю, 6 апреля сотрудники департамента образования выйдут, что называется, «на места» — посмотреть, как все это будет проходить в реальности. Естественно, все новое всегда воспринимается с настороженностью. Понятно, что переход на «дистанционку» — мера вынужденная. Но! Дзержинские школы и педагоги к нему готовы. Прошу родительское сообщество отнестись с пониманием, оказывать педагогам всяческую поддержку. И не бояться нового, а искать в нем плюсы. Ведь дистанционная форма обучения – это современно, это интересно, это путь к саморазвитию школьников.
Беседовала Екатерина КОЗЛОВА
Справка
Телефоны «горячей» телефонной линии по вопросам применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: 25-04-07, 25-07-90.