Завод имени Я.М.Свердлова во время Великой Отечественной войны стал важнейшим производством взрывчатых веществ в стране
Федеральное казенное предприятие «Завод имени Я.М.Свердлова» – один из главных промышленных объектов Дзержинска. Как завод работал в годы Великой Отечественной войны, с какими трудностями столкнулись производства взрывчатых веществ и почему фашисты не бомбили это предприятие, рассказывает директор заводского музея Виктор Громов.
Кадры завода №80
Завод взрывчатых веществ возник в районе будущего города во время Первой мировой войны. 27 июня 1916 года указ о его строительстве подписал Николай II. К 1941 году дзержинское предприятие производило почти половину всех взрывчатых веществ, выпускаемых в стране. В ту пору большинство промышленных предприятий носило порядковый номер, и завод возле молодого социалистического города Дзержинска получил №80.
Когда началась война, с завода ушли на фронт либо добровольцами, либо по призыву порядка 4,5 тысячи мужчин. На освободившиеся рабочие места встали женщины и школьники. Директора техникума имени Красной армии Владимира Ерофеева, например, освободили от занимаемой должности за невыполнение приказа военного начальства о работе учащихся техникума на заводе №80. В техникуме во время войны подростки учились, допустим, неделю, а потом в течение месяца проходили практику на производстве. Другими словами, больше работали, чем учились. Но тогда по-другому было нельзя.
Рабочие вакансии, образовавшиеся на производстве в связи с уходом заводчан на фронт, руководство предприятия попыталось заполнить жителями окрестных деревень. Уполномоченные отдела кадров вербовали новых работников по всей области. Брали как женщин, так и мужчин. Люди шли на предприятие охотно по двум причинам. Первая — через какое-то время после начала войны была введена так называемая бронь, то есть работников завода мужского пола перестали забирать на фронт. Другой фактор, привлекавший на предприятие новых работников, это заводское спецпитание.
Для диверсионных групп
По словам Виктора Михайловича Громова, экспозиция в заводском музее делится на закрытую и открытую, что вполне объяснимо. Часть информации о том, какую продукцию выпускало и выпускает предприятие, до сих пор засекречена. Итак, каждый второй артиллерийский снаряд и каждая третья авиабомба во время войны 1941-1945 годов были отправлены на фронт с дзержинского завода №80. По сути, это было главное предприятие страны, отвечавшее за производство взрывчатых веществ в военное время. Снаряды выпускались для самых разных артиллерийских систем, включая знаменитые «Катюши». Здесь же производили и так называемые ПТАБы – противотанковые артиллерийские бомбы.
Кроме того, на предприятии во время войны делали тротиловые шашки для ведения диверсионных операций в тылу врага. Помните, как в многочисленных фильмах о Великой Отечественной войне советские партизаны лихо пускали под откос фашистские эшелоны? Как правило, в ход шла именно продукция дзержинского завода №80.
— Тротиловые шашки выпускались весом 200 и 400 граммов с отверстием для детонатора, в качестве которого применялся тетрил, — рассказывает директор музея завода имени Я.М.Свердлова Виктор Громов.
Война застала завод в самый разгар реконструкции производств, пришлось совмещать работы по модернизации с наращиванием объема выпуска продукции. Чтобы обеспечивать потребности фронта, стали строить новые цеха. В рекордно короткие сроки был возведен и пущен цех по производству гексогена. Приходилось преодолевать большие трудности с рабочей силой, материалами и оборудованием. Тем не менее первый в стране цех, выпускающий гексоген, смогли построить за 10 месяцев! В апреле 1942 года он начал выдавать продукцию.
Поначалу возникли трудности. Гексоген не прессовался, был более чувствителен к ударам и трениям, чем тротил. Поэтому решили флегматизировать гексоген, добавляя такие вещества, как церезин и парафин. В итоге стало возможным делать из него шашки. Со временем на вооружении диверсионных групп, действовавших в тылу врага, появились не только тротиловые, но и более мощные гексогеновые шашки. При этом вторые не заменили первые — завод продолжал выпускать и те, и другие виды взрывчатки.
В ходе их производства во время войны стали применять смесевые составы. Причем если использовались алюминиевая пудра, селитра и тротил, на выходе получался аммонал. Тротил, гексоген и алюминиевая пудра вместе давали новое взрывчатое вещество — аммонит. Смесевые взрывчатые вещества использовались, когда нужно было, например, в твердых горных породах скалы сделать проход для людей и так далее.
Преимущество гексогена перед тротилом выражалось еще и в том, что для выполнения одного и того же боевого задания гексогена требовалось гораздо меньше, чем тротила. Допустим, не сто килограммов, а только двадцать, которые может перенести один диверсант. За четыре военных года завод №80 выпустил продукции в два раза больше, чем за 20 предвоенных лет. В частности, 1,5 миллиона снарядов для морского флота, 3 миллиона реактивных снарядов для гвардейских минометов «Катюша», 5 миллионов противотанковых мин, 5 миллионов авиабомб и 148 миллионов артиллерийских снарядов.
Все виды военной продукции, выпускавшейся предприятием в годы войны, представлены в экспозиции заводского музея. Они неизменно вызывают огромный интерес у подростков, приходящих сюда на экскурсию.
Почему завод не бомбили?
Во время Великой Отечественной войны на заводе №80 ввели строжайшую дисциплину, и малейшие ее нарушения жестко карались. За опоздание на работу военный трибунал мог осудить человека на полгода с лишением 20 процентов заработной платы. Причем отбывать наказание нужно было на гауптвахте, расположенной прямо на территории предприятия, где наказанный чаще всего грузил снаряды и занимался другими тяжелыми работами. За невыход на работу могли осудить (и осуждали) на несколько лет.
Были введены технические условия военного времени: установление обязательной двух- и трехчасовой сверхурочной работы, сокращение числа дней отдыха до двух в месяц, введение круглосуточной работы в основных цехах завода. Документы на эту тему также представлены на стендах музея. Кроме того, здесь можно увидеть фотографии передовых заводских бригад и портреты ударников труда того времени.
Не все было гладко на военном производстве. 17 декабря 1942 года на заводе прогремел взрыв, в результате которого погибли 53 человека. 3 января 1943 года грянул другой взрыв. Погибло в общей сложности 12З человека. Причина – так называемый человеческий фактор.
8 августа 1943 года начальником завода назначается Алексей Цыганков. Вскоре ему присваивается звание генерал-майора инженерно-технической службы. Коллектив стал работать без аварий и с постоянным перевыполнением планов. За огромный вклад в победу над врагом завод был награжден орденом Красного Знамени, а Алексей Степанович Цыганков — орденом Ленина. Всего орденами и медалями за годы войны было награждено 1782 человека работавших на предприятии.
За четыре военных года ни одна вражеская бомба на завод имени Я.М.Свердлова не упала. Немцы целенаправленно не бомбили это предприятие, хотя, например, подвергали сильнейшей многодневной бомбежке Горьковский автозавод в областном центре. По одной из наиболее распространенных версий, немецкие промышленники просили Гитлера, войска которого тогда стояли под Москвой, воздержаться от бомбардировок завода №80, чтобы впоследствии, когда Дзержинск, по прикидкам фашистов, будет оккупирован, воспользоваться налаженным производством. По словам директора заводского музея Виктора Громова, на этот счет в архивах имеются соответствующие документы.
— В Германии знали о существовании нашего завода, потому что именно пленные немцы и австрийцы строили его во время и после окончания Первой мировой войны, — говорит Виктор Иванович.
Завод помнит своих героев
Пятеро заводчан получили за свои воинские заслуги самую высокую в нашей стране награду — звание Героя Советского Союза. Один из самых известных работников предприятия – Петр Корышев — ушел на фронт с завода, командовал батальоном. В настоящее время на площади Славы предприятия установлены пять бюстов – три Героям Советского Союза и два – Героям Социалистического Труда.
Михаил Гоциридзе и Михаил Сухаренко, работавшие во время войны начальниками цехов, впоследствии возглавляли предприятие. Сухаренко руководил им 27 лет – с 1960 по 1987 год. В Дзержинске в начале бульвара Победы в память о славном земляке установлен бюст. А в заводском музее на отдельных стендах, посвященных Сухаренко и Гоциридзе, представлены личные вещи руководителей, их ордена и медали.
На территории предприятия много лет существует две площади — площадь Памяти и площадь Славы. На первой установлена стела, где выбиты имена всех погибших в Великой Отечественной войне заводчан, а также имена тех, кто погиб в локальных военных конфликтах. Здесь же горит Вечный огонь. А на планшетах на площади Славы выбиты имена награжденных в годы войны заводчан.
9 Мая обычно происходит митинг на площади Славы и возложение венков к Вечному огню на площади Памяти. В этом году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией традиционные торжества перенесены на неопределенное время. Но они обязательно состоятся.
Сергей АНИСИМОВ
Фото предоставлены администрацией музея и из архива редакции