Сергей Чиграков: «Дзержинск – лучший город на земле»


28.05.20 09:48

Лидер отечественной рок-группы «Чиж & Cо» Сергей Чиграков в свое время уехал из родного Дзержинска искать музыкального счастья сначала в

Город Культура

Лидер отечественной рок-группы «Чиж & Cо» Сергей Чиграков в свое время уехал из родного Дзержинска искать музыкального счастья сначала в Харьков, а потом в Санкт-Петербург, где проживает по сей день. В эксклюзивном интервью газете «Дзержинские ведомости» наш земляк открывает тайны, за что его когда-то выгоняли из Дзержинского музыкального училища и где находилась пресловутая «каморка» из его популярной песни «Вечная молодость». Музыкант рассказал, зачем он сыграл уличный концерт в Дзержинске вместе с Евгением Маргулисом пять лет назад, в каком из дзержинских ресторанов ему было наиболее комфортно играть в молодые годы и чем он занимается, оказавшись, как и все, в режиме самоизоляции.

«Завтрак в Сан-Растяпино»

Сергей Николаевич, вас можно назвать коренным дзержинцем?

— Так точно, родился в Дзержинске и жил здесь почти до 30 лет. Учился сначала в школе №12, потом — в школе №27.

— Помните кого-нибудь из своих школьных учителей?

— Всех помню. В начальных классах в 12-й школе меня учила Елена Алексеевна Глебова. В 27-й школе сразу приходят на ум Валентина Ивановна Ковалева и Ефим Михайлович Беркович. Беркович преподавал у нас физику и был директором школы. Меня несколько раз таскали к нему в кабинет за всякие детские шалости.

— В конце 1986 года образовался рок-коллектив «ГПД» — «Группа продленного дня», где вы были солистом и автором песен. Многих привлекало то, что в концертах «ГПД» были песни про Дзержинск. Например, «Город мой родной, когда ты поумнеешь?», «В местечке «Ты и я». На фоне официоза советских лет ваши песни о родном городе звучали свежо и актуально…

— Песен про Дзержинск, которые исполняла наша группа, было не две, а больше. Это же целая сюита, которая называлась «Завтрак в Сан-Растяпино». Если мне не изменяет память, всего было то ли пять, то ли шесть песен, посвященных родному городу. Первый номер сюиты написал мой друг музыкант Дима Некрасов, а потом уже я там дописывал что-то. С Димой Некрасовым мы до сих пор поддерживаем отношения, регулярно перезваниваемся и переписываемся. В общем, не теряем друг друга из виду. Всякий раз, когда приезжаю с концертами в Нижний Новгород, обязательно приглашаю Димку.

— Есть ли у вас любимые места в Дзержинске?

— Конечно. Места, с которыми что-то связано, — это полгорода, если не больше. Я имею в виду, прежде всего, старый город. Я уехал из Дзержинска в 1990 году. С тех пор много чего поменялось. Когда наведываюсь в Дзержинск и езжу по городу, замечаю, что чуть ли не каждый дом как-то связан с моей прежней жизнью. Здесь, допустим, выпивал с приятелями, в другом доме у меня знакомая барышня жила, и так далее. Я абсолютно не знаю новых районов, но старые помню очень хорошо.

— Первая репетиционная база «ГПД» размещалась во Дворце культуры завода имени Свердлова. Поклонники вашего творчества до сих пор спорят, где находилась «каморка, что за актовым залом», которая фигурирует в одной из самых известных ваших песен: в упомянутом ДК, где-то еще или это все-таки собирательный образ?

— Образ собирательный, хотя имеет некоторую основу в реальной жизни. Одно время я работал преподавателем музыки в дзержинской школе №33. Мне тогда удалось откреститься от школьного хора, но мне все-таки навязали руководство вокально-инструментальным ансамблем. Обучал пацанов азам музыки. В 33-й школе и была та самая каморка, в которой хранились музыкальные инструменты. А репетировал ВИА на сцене школьного актового зала. В песню я добавил еще какие-то краски, что-то выдумал из головы. Но отправная точка была именно в школе №33 на улице Щорса.

— В Дзержинске есть много людей, которые рассказывают, что они друзья Чижа, были с ним когда-то на короткой ноге. Как вы к этому относитесь?

— Да никак на самом деле. Если я столько лет прожил в Дзержинске, всякое могло быть. Но настоящих друзей в городе химиков у меня осталось не так много. В основном это одноклассники из школы №27 и ребята-музыканты, с которыми тоже знаком не один десяток лет.

От рок-музыки до классики

В конце 80-х в Дзержинске состоялся модный тогда «Музыкальный ринг». Музыкантов «ГПД» спросили, какую музыку они любят. Поскольку группа играла тяжелый рок, ответы были соответствующие – все больше о гитарных героях рока вроде Ричи Блэкмора. А вы, помнится, ответили, что любите музыку элитарной западной рок-группы «Кинг Кримсон». Ваши музыкальные вкусы с тех пор изменились?

— Вкусы кардинально не изменились, а, скорее, расширились и углубились. Например, я начал слушать много классики. То, что мне раньше было недоступно. То же самое касается жанровой музыки и рок-музыки в частности. А «Кинг Кримсон» и другие рок-легенды я собираю до сих пор на виниловых пластинках.

— В 2007 году вы дали благотворительный акустический концерт в дзержинской музыкальной школе №1, которую закончили в 1976 году. Какие воспоминания остались от учебы?

— От музыкальной школы у меня остались самые светлые воспоминания. Моим преподавателем по классу аккордеона был Анатолий Ефимович Крючков.

Школа, а позднее музыкальное училище дали мне базовые знания, которыми я пользуюсь до сих пор. Благодаря преподавателям музыкальной школы и музыкального училища я стал тем, кем стал. Меня, кстати, выгоняли из музыкального училища, но потом восстановили. Запустил учебу, потому что был ослеплен одной барышней. Такая вот была внезапная и всесносящая любовь. За это и поплатился.

Но ничто не прошло даром. Полтора года, пока не учился, играл в дзержинских ресторанах. Переиграл практически во всех. Больше других нравилась «Речка» (ресторан «Черноречье», ныне – «Бакинский бульвар». — С.А.). Может быть, потому, что я по времени играл в нем дольше всего. В «Дружбе» было менее комфортно. Ресторан «Ока» (ныне – банк «ВТБ». — С.А.) всегда давил на меня своим огромным потолком и ужасной акустикой. А в «Речке» все было милое и родное.

— В июле 2015 года прогуливающиеся в районе торгового центра «Меркурий» горожане были сражены наповал невиданным зрелищем: возле палаток прямо на улице стояли вы вместе с известным столичным рок-музыкантом Евгением Маргулисом и пели песни под гитару. Что это было?

— Это была шутка с нашей стороны. Евгений Маргулис приехал в Дзержинск со съемочной бригадой, чтобы собрать материал для документального фильма обо мне. Мы ходили по городу и снимали всякие памятные места. И тогда кому-то из нас — то ли мне, то ли моему старшему брату Вовке, то ли Жене – пришла в голову мысль сыграть прямо на улице. Пошли и сыграли. Вот такое случилось веселое времяпрепровождение в родном для меня городе.

— А фильм-то вышел в итоге?

— Насколько я понимаю, этот проект был заморожен. Евгений хотел подготовить цикл фильмов о детских годах музыкантов. Я был «первой ласточкой». Мы снимали в музыкальном училище, в 27-й школе, прокатились на трамвае, который тогда еще курсировал в городе.

Псевдоним Чиж достался от брата

Когда вы в последний раз были в Дзержинске?

— Приезжал в родной город в декабре 2018 года по очень печальному поводу – на похороны старшего брата Владимира.

— Насколько я знаю, Владимир был вашим учителем в музыке…

— Совершенно верно. Он и его друзья, дзержинские музыканты старшего поколения, на которых я смотрел снизу вверх и тоже многому от них научился. Кстати, мой сценический псевдоним Чиж достался мне по наследству от Владимира…

Вообще мне в жизни очень повезло с учителями. Большинство из них жили и живут в Дзержинске.

— Как проводите режим самоизоляции, чем занимаетесь?

— Сижу в Питере дома с семьей. Веселим себя чем можем. Играем в домино, в слова, пазлы с детьми собираем. Планирую освоить известную карточную игру под названием «покер».

— Что говорят в Питере о том, когда в России может возобновиться концертная деятельность?

— Если бы что-то позитивное услышал, я бы сейчас прыгал от радости. По моим ощущениям, если даже летом снимут ограничения, связанные с пандемией коронавируса, мы возобновим работу, может быть, не раньше осени. Да и то на концерты сразу вряд ли кто-то побежит: у людей будут другие заботы. Это касается не только меня, но и всех гастролирующих музыкантов.

— Что бы хотели пожелать землякам в преддверии 90-летнего юбилея города?

— Прежде всего, конечно, здоровья. Я очень люблю город, где провел детство и юность, и всем говорю, что Дзержинск – лучший город на земле! В моем личном рейтинге Дзержинск всегда будет оставаться на первом месте. Санкт-Петербург, где я сейчас живу, — только на втором.

Сергей АНИСИМОВ

P.S. Автор благодарит нижегородского журналиста Светлану Кукину за помощь в подготовке материала.

Фото из личного архива Светланы Кукиной

Оставить комментарий