Газета Город Экономика
23.07.20

Торговые перипетии

Три с лишним месяца дзержинцы практически не имели нормальной возможности приобрести одежду и обувь. Обновить свой гардероб можно было исключительно с помощью онлайн услуг. Долгожданное послабление в виде разрешения на примерку в магазинах было получено в первой декаде июля. Возвращение покупателей стало самым лучшим подарком к профессиональному празднику — Дню работника торговли, который будет отмечаться в России 25 июля.

Примерочным – «зеленый свет»

Очевидно, что от введенных ограничений значительнее других пострадали промтоварные магазины. Их не открывали дольше всех. Да и после открытия стало не намного легче: примерочные оставались «под замком». Порой доходило до абсурда: покупатели-нарушители «прикидывали» одежду прямо в торговом зале, а особо предприимчивые бегали на примерку, простите, в общественные туалеты. Ну, а граждане более стеснительные и вовсе не хотели делать покупки, не имея реальной возможности оценить, подходит вещь или нет.

Наконец, 10 июля в указ губернатора №27 «О введении режима повышенной готовности» были внесены долгожданные изменения: промтоварным магазинам дали «зеленый свет» на работу примерочных (уточним, что мерить обувь разрешили несколькими днями раньше), но только при соблюдении ряда условий, самое важное из которых — наличие системы видеоаналитики.

— Все торговые залы и входы в них должны быть оборудованы видеокамерами, — поясняет директор департамента промышленности, торговли и предпринимательства администрации города Наталия Туранова. – Причем эти камеры должны быть подключены к системе видеоаналитики через портал «Карта жителя Нижегородской области». В день в наш департамент поступает порядка 20-40 заявок от торговых организаций, желающих получить подтверждение на работу. Половина из них – это те, кто уже интегрировался в систему. Сведения о вновь открывшихся предприятиях направляются структурам, контролирующим работу торговых объектов, – в полицию, Роспотребнадзор и министерство торговли.

«Умные» камеры

Система видеоаналитики, к слову, уже опробована. Первыми к ней подключились парикмахерские и салоны красоты, которые не захотели ждать отмены режима повышенной готовности.

Кстати, «удовольствие» это оказалось не таким дорогим, как вначале прогнозировали предприниматели. Средняя цена камеры – шесть тысяч рублей плюс стоимость установочных работ. Достаточно приемлемые суммы. К тому же, часть расходов на установку видеоаналитики будет компенсирована из регионального бюджета. Для этого следует написать соответствующую заявку на компенсацию.

— Все это делается не для чьей-то прихоти, – уверена Наталия Туранова. – Главная цель – сохранить здоровье, как можно большему количеству людей. Плюс, конечно, контроль. Эта система работает на базе искусственного интеллекта: она «считывает» лица без маски и автоматически фиксирует нарушение.

Камеры – это, конечно, важно. Но и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований по-прежнему никто не отменял. Покупатели и продавцы должны носить средства индивидуальной защиты, на прилавках обязательно наличие дезинфекторов для рук, на одного посетителя должно приходиться не менее четырех квадратных метров торговой площади. Плюс после примерок рекомендуется обрабатывать вещи парогенератором, обувь – антисептиком.

Что касается последнего, то сетевые брендовые магазины по такому принципу работали и раньше. У них всегда были отдельные вешалки с одеждой, которую уже мерили. И в зал эти вещи вывешивали только после обработки.

Общая зона ответственности

— Не устану повторять, что добропорядочных предпринимателей в Дзержинске гораздо больше, — говорит Наталия Туранова. – Хочется обратиться и к покупателям. Ведь объекты торговли – это общая зона ответственности. Если посетитель нарушает правила, камера их автоматически регистрирует. Причем по такому же принципу, как и камера видеонаблюдения на дороге: сколько посетителей пройдет без маски, столько штрафов и будет выписано. Сумма штрафов не маленькая: 30-50 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 100 до 300 тысяч — для юридических лиц. Поэтому, уважаемые покупатели, не подводите предприятия торговли, которые и так оказались в тяжелой ситуации. Вы же не хотите, чтобы магазины снова закрылись? А предприниматели делают все возможное, чтобы продолжать работать, пусть и в довольно стрессовых условиях. Сегодня в Дзержинске открыто порядка 60 процентов магазинов, торгующих одеждой и обувью.

Между прочим, процентов двадцать промтоварных магазинов смогли переориентироваться, открыв новые коды видов экономической деятельности, а именно — торговлю онлайн. До введения послаблений они работали только как пункты выдачи: все торговые площади были закрыты сигнальной лентой.

Именно этого – возможности развиваться даже в нынешних непростых условиях — и желает директор департамента промышленности, торговли и предпринимательства всем, для кого День работника торговли считается профессиональным праздником.

— Не надо просто смиряться с тем, что приходится работать в таких непростых условиях, — призывает Наталия Викторовна. – Надо развивать новые формы взаимодействия с покупателями. Желаю стабильности и стойкости. И глубокого чувства ответственности за себя и за тех, кто рядом.

Екатерина КОЗЛОВА

Справка

Городская инфраструктура потребительского рынка и услуг Дзержинска — это 2450 объектов, и более трети из них пригодится на торговые точки (740 магазинов, в том числе 21 торговый центр  и комплекс). Плюс 255 нестационарных торговых объектов на муниципальных землях (77 киосков, 79 павильонов, 18 автоцистерн и автолавок, 16 торгово-остановочных комплексов).

По данным на начало года, обеспеченность населения города торговыми площадями на 1000 жителей составила в абсолютном показателе 920 кв.м. Это больше установленного норматива — 507 кв.м — в 1,8 раза! Причем по продовольственной торговле обеспеченность составляет 201 процент, по непродовольственной — 170 процентов от установленного норматива.

По итогам первого полугодия 2020 года, в связи с изменением экономической ситуации, для потребительского рынка Дзержинска характерно снижение спроса на промышленные и продовольственные товары и, как следствие, снижение товарооборота. Но даже при уменьшении ассортимента товаров, он, а также уровень товарной насыщенности социально значимых продуктов питания, были достаточными.

Кроме того, в розничной торговле продолжалось увеличение торговых площадей, в основном за счет открытия магазинов сетевых операторов. В списке «новичков» — пять супермаркетов (три «Магнита» и две «Пятерочки), торговый центр «Спутник» и ТД «Перекресток».

Среди позитивных изменений в организации торговли специалисты отмечают развитие инфраструктуры отрасли, повышение качества оказываемых услуг, среди негативных – изменение цен на некоторые группы товаров. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, сфера потребительского рынка продолжает развиваться — внедряются новые прогрессивные технологии и оборудование, используются современные способы управления, создаются новые рабочие места.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *