Газета Город Регион
10.09.20

Сергей Федоров: «Готовы делиться своими наработками с другими муниципалитетами»

Программа подготовки Дзержинска к его 100-летнему юбилею, разработанная администрацией города, подразумевает развитие городского округа по самым разным направлениям. Строительство новых предприятий, школ, спортивных сооружений и жилья, благоустройство парков, улиц и дворов, капитальный ремонт жилого фонда и многое другое. Для того чтобы осознанно идти в федеральные и региональные программы с актуальными для города проектами, нужно четко знать свои потребности и видеть точки роста. С этой целью в Дзержинске были разработаны несколько проектов, которые уже заинтересовали руководство области. О них «Дзержинским ведомостям» рассказал директор департамента финансов администрации города Сергей Федоров.

Модельные доходы и муниципальный долг

— Как руководитель финоргана я должен грамотно перераспределять ресурсы для того, чтобы уже сегодня можно было, например, начать проектирование дорог, объектов благоустройства и строительства, которые появятся через пять-десять лет. Понимая, что ресурсы у округа конечны, по поручению главы города Ивана Николаевича Носкова мы уже в прошлом году приняли «Программу повышения эффективности бюджетных расходов». Применив проектный метод управления, сформировали десять основных проектов и начали их реализовывать на практике.

Первый проект «Модельные доходы городского округа город Дзержинск» посвящен качественному формированию доходов. Для наглядности приведу бытовой пример. Если вы знаете свои доходы, то под них планируете и расходы. А если вы не будете точно знать свои доходы, не будете их планировать, то, скорее всего, либо не будете их достигать, либо у вас появится избыток денег, и вы не будете знать, куда их потратить… Качественное планирование доходов для муниципалитета – это вообще залог успеха. При разработке проекта мы описали налоговые, неналоговые доходы, алгоритмизировали их. Сразу скажу, подобных разработок в Нижегородской области нет.

Отмечу, что проект «Модельные доходы» позволяет сделать сценарный подход: есть план-максимум и план-минимум – и мы ищем оптимальный вариант. Мы разработали коэффициенты развития, на основании которых выстраивается модель, позволяющая главе города качественно сформировать план по доходам и четко понимать, какие средства придут в городскую казну.

Второй проект касается долга и позволяет городской администрации вести сбалансированную и нерисковую политику в области заимствований. Не секрет, что Дзержинск живет с долгом, причем с 2006 года он достаточно большой. Сейчас муниципальный долг — 1 миллиард 400 миллионов рублей, что составляет 85 процентов собственных доходов. В сложившихся условиях город не может дальше наращивать долг на текущее содержание. Нам нужно качественно им управлять. Вот для этого и создан проект, который точно так же имеет несколько методологических подходов. Автоматизация процесса с помощью «Модельного долга» дает возможность четко понимать уровень муниципального долга и не превысить очень жесткие требования бюджетного кодекса в отношении наращивания муниципального долга.

Оба названных проекта уже работают, и мы планируем масштабировать их в регионе. Познакомившись с разработками департамента финансов Дзержинска, первый заместитель губернатора Нижегородской области согласился, что их следует распространять как лучшую практику для других муниципальных районов.

Следующий проект – «Модельные расходы». Мы должны четко понимать необходимый объем средств на исполнение собственных полномочий, все нормативные акты, которыми регулируются те или иные функции департамента. По этому проекту заканчивается автоматизация, и вскоре у нас будет модельный бюджет уже не на словах, а на деле.

Если обобщить все вышесказанное, то мы идем в цифровизацию. В Нижегородской области формируется единая объединенная финансовая система, и мы – одни из пионеров этого движения, причем двигаемся достаточно бодро.

Это — что касается планирования. А теперь перейду к конкретным инструментам оптимизации.

Оптимизация бюджетных расходов

Начиная с января в департаменте финансов ведется большая, вдумчивая работа по оптимизации бюджетных расходов, в рамках которой мы, в соответствии с 34-й статьей Бюджетного кодекса «Принцип эффективности бюджетных расходов», анализируем штатное расписание каждого муниципального учреждения (а их в Дзержинске 165), коммунальные расходы, использование муниципального имущества. По результатам такой кропотливой работы проводятся заседания комиссий по оптимизации бюджетных расходов, на которых рассматриваются вопросы по наличию избыточных дублирующих функций (если речь идет о штатном расписании), неэффективных расходов, неиспользуемого имущества, каких-то других искажений, в том числе по фонду оплаты труда и приобретению материальных ценностей. Комиссией вырабатываются конкретные решения – по пересмотру штатного расписания, перераспределению средств и поиску резервов. Мы получаем колоссальный опыт, и на данных комиссиях рождается много неожиданных решений.

Оптимизация для нас – действительно серьезный вызов. Многие в муниципальных учреждениях воспринимают ее, мягко говоря, в штыки, но от подобного процесса мы видим положительные результаты – резерв средств составляет не менее ста миллионов рублей в год! Для Дзержинска это серьезнейшие деньги.

Процесс оптимизации вовсе не означает, что завтра всех сотрудников сократят и все расходы учреждений «порежут». Нет. Но мы видим, куда двигаться. Допустим, в городе не задействованы в учебном процессе порядка двух тысяч квадратных метров помещений, которые можно ввести в хозяйственный оборот и просто сдать их в аренду, чтобы не стояли пустыми, а хотя бы возмещали расходы на коммунальные платежи. По самым скромным подсчетам, это высвобождает около 10 миллионов рублей в год. А есть еще вопрос пересмотра ставок по аренде имущества, повышения ставок по платным услугам (там, где они обоснованы). Есть услуги, которые вообще не используются, а их можно использовать. Наши комиссии тоже это выявляют. Плюс, предлагается развивать внебюджет, не снижая стоимость муниципальных услуг. Что можете – делайте!

Торги приносят значительную экономию

Еще одна точка роста в Дзержинске – участие в торгах. Проект мы назвали «Современные торги как инструмент повышения закупочной деятельности». В городском округе заказчиками являются и детские сады, и школы, и учреждения благоустройства, ЖКХ, культуры. В законе о контрактной системе предусмотрены послабления для муниципальных учреждений и можно закупать без торгов на сумму до 600 тысяч рублей. До 2020 года так и делалось, при этом закупки без торгов велись очень непрозрачно.

Департамент финансов, проанализировав ситуацию и разработав свою методологию по современным торгам, считает, что для закупок у единственного поставщика должны быть веские причины, например, если их нельзя сделать плановыми. Допустим, нельзя запланировать, что завтра в помещении обвалится потолок. Но руководитель учреждения знает, что из года в год закупает одни и те же канцтовары или чистящие средства (все это есть в плане финансово-хозяйственной деятельности). Объединив заявки по всем нашим заказчикам, уже можно выходить на совместные торги, которые дают снижение расходов.

Этот проект мы реализовали. Большую работу провела социальная сфера. Опять же, было не без критики в наш адрес: мол, куда вы лезете и зачем? Но, как говорится, смотри на табло: на начало августа экономия составила 68 миллионов рублей! А за год мы планируем сэкономить не менее 100 миллионов только от торгов.

Понятно, пандемия повлекла сокращение поступления доходов в городской бюджет. Саккумулированные, оставленные в резерве средства по поручению главы города были распределены на подготовку к новому учебному году. Скажите: плохо или хорошо?

План капитальных и текущих ремонтов

Вернусь к нашим расходам. На что обращают внимание и губернатор, и региональный минфин: одним из показателей работы муниципалитета является отсутствие просроченной кредиторской задолженности учреждений. В Дзержинске просроченной «кредиторки» нет! Это значит, что все обязательства, которые принимают муниципальные учреждения Дзержинска, оплачиваются своевременно. Потому что нами внедрена система контроля. В отличие от других муниципальных районов мы согласовываем сведения о финансовом обеспечении. Снова дзержинская разработка, хотя, возможно, и не единственная в России.

Мы начали еще одно глобальное обследование – создаем «План капитальных и текущих ремонтов» бюджетной сферы. Но это не просто сведенная в таблицу информация про то, сколько денег надо на ремонты. Это достаточно объемный труд, который станет фундаментом для программы реноваций всей социальной и производственной сферы города. Такой план даст, во-первых, понимание планирования капремонтов и подготовки проектно-сметной документации, во-вторых, позволит контролировать гарантийные обязательства подрядчиков по выполнению ремонтов, а не переделывать их работу за счет бюджета. Это также инструмент экономии и бережливости, который закладывается на долгий срок, с прицелом на несколько поколений.

Немаловажно, что этот план будет гармонизирован с программой развития производительных сил города, то есть с инвестиционными процессами, которые идут. Потому что под них надо подстраивать и транспорт, и жилищное строительство, и коммунальную сферу, и образование, и здравоохранение.

Еще одно большое мероприятие, которое удалось реализовать в первом полугодии, – создание централизованной бухгалтерии производственной сферы, в которую были объединены все бухгалтерии, ранее обслуживавшие муниципальные учреждения. Таким образом, мы централизовали бюджетные учет и отчетность. Теперь в городе работают централизованная бухгалтерия образования, централизованная бухгалтерия культуры, физкультуры, спорта и молодежной политики, а все остальные учреждения охватила централизованная бухгалтерия производственной сферы. При таком подходе учет реально удешевляется, процессы становятся более прозрачными, что влияет на качество управления общественными финансами, на прозрачность их распределения.

Выгода для города от софинансирования

О формировании городского бюджета я пока говорить не буду, потому что из-за режима повышенной готовности все сроки сдвинуты на конец октября. Да, свои отголоски пандемия приносит и в финансовую сферу.

Кстати, с этим связан очень важный проект, разработанный нашим департаментом. Введение режима повышенной готовности заставило многих перейти на удаленную работу. Департамент финансов за четыре дня перевел 90 процентов своих сотрудников на «дистанционку» с защищенным доступом. У нас уже есть технология, как это сделать. Внесли изменения в служебные контракты, предусмотрели формат удаленной работы.

У обывателя складывается впечатление: если сотрудник не сидит на работе – значит он не работает. Сразу скажу: нет. С каждым управлением мы проводили ежедневные селекторные совещания, начальники управлений держали связь со своими подчиненными, в мэссенджерах у каждого была создана группа для оперативной переписки, и каждый сотрудник знал, что он должен делать, не снижая темпа. Соответственно, планы и отчеты я жестко контролировал. В итоге за этот период мы не остановили ни одного платежа, ни на один день не задержали заработную плату по всем муниципальным учреждениям, продолжали работать со всеми клиентами, за что, кстати, заслужили положительную оценку от областного руководства.

А самое главное, теперь у нас есть алгоритм, что делать в случае чрезвычайной ситуации. Мы его визуализировали: в соответствии с какой правовой основой можно перейти на «удаленку», какие проводить мероприятия по мониторингу ресурсов, анализу технической возможности подключения, организации индивидуального рабочего места на дому, защите информации. Образно говоря, с «дистанционки» мы вернулись новыми людьми.

Есть такое выражение: в кризисе ищи возможность. Мы нашли эту возможность. И описали ее. Да и все наши проекты – это описание того, как работать продуктивнее и эффективнее.

Департамент финансов ведет свою деятельность, руководствуясь поручением главы города Ивана Николаевича Носкова максимально эффективно распоряжаться бюджетными средствами (ведь это средства граждан!). Вдумайтесь: в 2020 году на софинансирование федеральных и региональных программ мы заложили в городском бюджете на 88,2 миллиона рублей больше, чем в 2019-м. При этом на каждый вложенный в софинансирование рубль в город приходят 8 рублей из областных и федеральных средств! А это и новые автобусы, и зимнее содержание дорог, и расходы на благоустройство дворов, и многое другое, чего могло бы и не быть.

Записала Нина ШУМИЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *