Жизнь, как в сказке


08.10.20 07:35

«Мы просто купаемся в сказках», — так говорит о своей профессии актриса Дзержинского театра кукол Ирина Абахова. Дети – особенные

Город Культура

«Мы просто купаемся в сказках», — так говорит о своей профессии актриса Дзержинского театра кукол Ирина Абахова. Дети – особенные зрители. Неискушенные, но взыскательные и тонко чувствующие фальшь. Сложно быть с ними на одной волне, если ты не сохранишь в душе «детскость» — радостное приятие мира, чистоту и открытость всему новому. Ирине Юрьевне это удалось. Повод для рассказа о заслуженной артистке России — ее победа на Международном фестивале «Кукольный остров».

Оранжевое небо

Все, что связано со сценой, Ирочка обожала с детства. Сверстники называли ее «оранжевое небо» — по одноименной любимой песне, которую она замечательно исполняла. В младших классах посещала кружок кукольного искусства, в старших – драматический. Играла в «Ревизоре», «Ночи перед Рождеством». Конечно, мечтала стать актрисой.

В год, когда она окончила восемь классов, в Горьковском театральном училище набора на «драму» не было, только на кукольное и бутафорское отделения. Девушка выбрала первое. Набор на курс был огромный – двадцать человек на место! В горьковское училище приезжали пытать счастья со всего Советского Союза. Три тура и три промежуточные проверки. Ирина до конца не могла поверить, что она – в числе тридцати «избранных».

— Наверное, из-за голоса взяли, — скромно рассуждает заслуженная артистка. – У меня очень подходящий тембр для детского театра. Когда я, уже будучи взрослой, звонила по телефону, мне говорили: «Девочка, не хулигань – положи трубку».

Только куклы!

Мастером курса, где училась Ирина, был Александр Иванович Мишин – Народный артист РСФСР, ныне худрук Нижегородского государственного академического театра кукол. И она так влюбилась в кукольное волшебство, открытое мастером, что ни о чем другом больше и не мечтала. Хотя шанс сменить «профиль» у нее был. Преподаватель драматического искусства предложил ей, студентке четвертого курса: «Хочешь в ТЮЗе работать? Я тебя возьму!»

— Но я отказалась, — вспоминает моя собеседница. – Догадывалась, что там мой репертуар будет весьма ограничен. С типажом «травести» пришлось бы играть преимущественно мальчиков и девочек, а потом сразу старушек. А в кукольном театре диапазон ролей огромен: я и зайчик, и цыпленок, и Снежная королева, и Баба-яга, и Атаманша…

В 1976 году, после окончания училища, девушка по распределению попала в Липецкий театр кукол. Четыре года вдохновения, дружбы и счастья. Оставшихся в Липецке друзей-коллег Ирина Абахова навещает и поныне.

Потом наша героиня волею судеб на девять лет была отлучена от сцены. Но не от кукол! Ирина вышла замуж, родила сына и переехала в Елец, где учила кукольному искусству детей и взрослых в кружке местного Дворца культуры. Вернувшись в родной Дзержинск, продолжила преподавательскую деятельность в аналогичном кружке Дворца пионеров. И все это время не переставала ждать: когда же в городе откроется свой театр кукол!

Долгожданное событие состоялось в 1988 году, и Ирина Абахова стала первой актрисой Дзержинского театра кукол. Тогда первой – по хронологии, а сегодня – ведущей, по заслугам. Начинать актерскую карьеру заново в тридцать «с хвостиком» было непросто. И даже главный режиссер Владимир Яковлевич Казаченко советовал: «Вы столько лет в педагогике – может, и не стоит ничего менять?» Но она поменяла!

— Обычно театром кукол могут похвастаться только крупные города — областные центры, — говорит Ирина Юрьевна. – То, что такой театр есть в Дзержинске, провинциальном городке, просто уникально! Низкий поклон за это легендарному Борису Жуковскому, заведующему отделом культуры, который, уже находясь на заслуженном отдыхе, превратил бывшее здание драмтеатра в настоящий дворец сказок! Помню, мы тогда сами ездили, закупали все необходимое для интерьера. А Борис Иванович говорил: «Не стесняемся – берем все, что нужно!»

Доброта спасет мир

— Когда друзья представляют меня знакомым как актрису, большинство не верит, — смеется Ирина Юрьевна. – А когда люди узнают, что я еще и заслуженная, они удивляются еще больше. Наверное, в их представлении актриса – это эксцентричная особа с кричащей внешностью и эпатажным поведением…

Ну, уж кто-кто, а актеры-кукольники такому представлению точно не соответствуют. Они не умеют, да и не хотят, выводить себя на первый план. Они привыкли работать единой командой.

— Театр кукол – искусство коллективное, — говорит актриса. — Бывает, на одной кукле «стоят» несколько человек. Здесь без чуткого содружества никак не обойтись. Что будет, если кто-то потянет одеяло на себя? Да ничего не будет! И хорошего спектакля – тоже!

А хороший спектакль – такой спектакль, который чему-то учит. И в Дзержинском театре кукол ставят только такие.

— Мы работаем для детей, и это — великое дело, – убеждена Ирина Юрьевна. — Мы учим деток добру, любви, верности. Говорят, красота спасет мир. Нет, я уверена, что мир спасет только доброта! И наши спектакли – они как плакаты: умей сострадать! будь честным! не предавай! Конечно, сегодня работать тяжелее, чем лет десять назад. Раньше достаточно было показать куклу, и дети уже были счастливы. Удивить же современных ребят ох как непросто… Но мы стараемся! И я всегда стараюсь выкладываться даже не на 100, а на 150 процентов, чтобы было интересно не только маленьким зрителям, но и их родителям.

Ирина Абахова уверена: поход в театр — некое таинство. И к нему нужно готовиться: предупредить ребенка, что он идет в храм искусства, где обязательно узнает что-нибудь новое и интересное. А после спектакля обсудить постановку: кто из героев больше всех понравился, почему, как бы ты поступил на их месте. Мальчишки и девчонки, постоянные зрители, не скажут маме грубого слова, не обидят бездомное животное, не бросят друга в беде.

— Мы живем в волшебном мире, где добро всегда побеждает зло, — улыбается Ирина Юрьевна. — Мы купаемся в сказках.

Ее сыну повезло вдвойне: он рос в этом сказочном оазисе. Всегда был рядом с мамой – за кулисами и на гастролях. Неудивительно, что и он выбрал сказочную профессию. Егор – тоже выпускник театрального училища, уже Нижегородского. Он и его супруга Людмила – актеры театра кукол «Кузнечик» при Саровском драматическом театре.

Вдыхая жизнь в куклу

Актеру театра кукол несложно «переквалифицироваться» в драматического, а вот наоборот… Кукольники, хоть и «прячутся» за ширмой, должны уметь и музицировать, и танцевать. Пение – это вообще отдельная тема. Если оперные певцы арии исполняют стоя, расправив диафрагму, то актеры-кукольники, согнувшись и подняв голову вверх. Согласитесь, не очень удобное положение для пения.

Вообще труд кукольников – тяжелая физическая работа. Не зря еще в советское время актеров театров кукол хотели отправлять на пенсию в… 36 лет. Миниатюрным актрисам приходится весь спектакль носить специальную обувь на высоченной платформе – котурнах. И при этом, все время глядя на куклу, не упасть, не оступиться. А держать куклу, думаете, просто? А бывают и такие куклы, которые чуть ли не с тебя ростом. Например,

Снежную королеву для Абаховой держит актер-партнер, а она ее озвучивает и «стоит на руках».

Нагрузка на связки – особая тема. Есть такие спектакли, где приходится несколько ролей играть, и все они разные по диапазону. Как тут голосу не пропасть?

Но все эти физические неудобства и нагрузки зрителю не видны. Зритель должен видеть только ожившую куклу. И плохое самочувствие актера – тоже не в счет. Ведь он – на сцене!

— Кукольниками рождаются, — не сомневается актриса. – Можно человека научить каким-то движениям, приемам, но «оживить» куклу сможет только он сам! Мне достаточно дать куклу человеку в руки, и я сразу увижу, будет он ею владеть или нет. Куклу надо чувствовать! Волшебство кукольного театра – в «ожившей» кукле. Она – деликатное существо: не терпит гротескности и крупных жестов. Здесь нужна ювелирная работа – маленькие движения, еле уловимые жесты.

Ювелирное мастерство-кукловода Ирины Абаховой не так давно в очередной раз было подтверждено на Международном конкурсе «Кукольный остров», организованном Костромским театром кукол. Задача была не из простых – в течение десяти минут в онлайн-режиме представить игровой эпизод с одной куклой.

— Десять минут для одной куклы – это очень много, — объясняет Ирина Юрьевна. – Ведь она ни на минуту не должна останавливаться, иначе перестанет быть «живой». Где же найти такую роль, чтобы кукла столько времени была одна на сцене? Стала перебирать свой репертуар и вспомнила давний спектакль «Собачья радость». Так был «реанимирован» бездомный пес Дружок. Текст пришлось переписать, я добавила себя как собеседника: когда была в черной сетке на лице – говорил Дружок, когда поднимала ее – говорил человек.

Семнадцать театров представили на суд профессионального жюри и зрителей свои работы. В одной из четырех номинаций – «Лучшая кукла» — актриса Дзержинского театра кукол стала победителем! Ведь она всегда (вы помните?) выкладывается на сцене на 150 процентов.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова и из архива И.Абаховой

Оставить комментарий