Газета Город
29.10.20

Денис Дергунов: «Пуск тепла прошел достаточно спокойно»

Полтора месяца назад стартовал отопительный сезон-2020/2021. Как готовился город к зиме, насколько плавно прошел пуск тепла, кто виноват, если батареи до сих пор не греют? На эти и другие вопросы корреспондента «Дзержинских ведомостей» отвечает заместитель главы города Денис Дергунов.

Сложный технологический процесс

— Денис Евгеньевич, когда речь заходит о начале отопительного сезона, большинство жителей рассуждают примерно так. Если соответствующее распоряжение подписано вчера, то почему в моей квартире батареи не стали теплыми сегодня?

— Сегодня и даже завтра после подписания распоряжения батареи в квартирах жителей стать теплыми не могут. Здесь нужно несколько дней, а иногда и недель. Объясняю почему. Система теплоснабжения города – очень большой энергетический комплекс. Он включает в себя: источники тепла — Дзержинскую ТЭЦ и котельные, идущие от источников тепла тепловые сети и внутренние системы отопления абонентов — многоквартирных домов и объектов социальной сферы.

Пуск тепла – это сложный технологический процесс, который идет поочередно. Стартует этот процесс с подачи тепла от Дзержинской ТЭЦ на многоквартирные дома, расположенные в так называемой «старой» части города (начиная от улиц Студенческая и Попова), и объекты социальной сферы. Поэтому жилфонд, находящийся в микрорайонах, всегда «отстает»: нужно время, чтобы наладилась гидравлика и выровнялось давление. Ошибочно думать, что где-то нажали «красную кнопку», и сразу во всем городе стало тепло.

— Когда началась подготовка системы теплоснабжения города к зиме?

— На следующий же день после окончания отопительного сезона-2019/2020.

— Как можете охарактеризовать подготовку каждого звена?

— Начнем с первого – источники тепла. Конечно, в полном объеме были проведены текущие регламентные работы. Отдельно хочу отметить такую знаковую вещь, как реконструкцию котельных, обслуживаемых «Нижегородтеплогазом». В качестве справки: эта компания эксплуатирует 44 котельные. Два года назад «Нижегородтеплогаз» запустил программу по техническому перевооружению котельных. В 2018 году в нее вошли три объекта, в прошлом и в этом – по два.

Так вот, этим летом были модернизированы котельные на бульваре Мира, 19А и на улице Бутлерова, 27В. Работа проводилась глобальная. Фактически от котельных остались только стены, а вся «начинка» изменилась. Новые котлы повышают КПД объектов до 98 процентов и, соответственно, улучшают качество теплоснабжения. Плюсом идет экологический аспект: дымовые газы становятся более чистыми, выбросы – минимальными. Кроме того, новое технологическое оборудование позволит экономить до 15 процентов топлива в год. Также был приведен в порядок и внешний вид самих котельных.

Теперь о втором звене «тепловой» цепочки. В летнюю ремонтную кампанию 2020 года в Дзержинске было реконструировано порядка двадцати протяженных участков магистральных и квартальных теплосетей и заменено при этом почти девять километров трубопроводов. Все эти работы направлены на минимизацию теплопотерь и аварийных ситуаций.

Из масштабных назову два больших участка, сделанных ПАО «Т Плюс» в рамках инвестпрограммы. Это замена более 700 метров тепломагистрали на улице Петрищева и более 250 метров на улице Студенческой. В ходе реконструкции теплотрасс были использованы трубы в пенополиуретановой изоляции, оснащенные системой оперативно-диспетчерского контроля.

Ну и, наконец, третье звено – абоненты. Если говорить о жилищном фонде, то за подготовку домов к зиме отвечают управляющие компании. Каждый многоквартирный дом подлежит промывке, опрессовке. Также должен быть скорректирован диаметр сужающего устройства, потому что каждый год выдаются новые предписания.

Рост качества

— И каков итог всему вышесказанному?

— Итог таков: все запланированные работы выполнены, и все системы подготовлены в срок. Тепло было пущено даже раньше, чем положено по нормативу. Ведь, как известно, отопительный сезон стартует, когда среднесуточная температура более пяти суток подряд держится ниже плюс 8 градусов. Но как раз учитывая тот факт, что процесс пуска отопления непростой и довольно долгий, было принято решение о досрочном начале отопительного сезона.

— Были какие-то серьезные проблемы при запуске городской системы теплоснабжения?

— Считаю, что пуск тепла прошел достаточно спокойно. Практика досрочного старта оправдала себя. Да и температурный режим благоприятствовал нам. По максимуму успели «выходить» многоквартирные дома, не доставляя жителям особенного дискомфорта. В течение двух первых недель с официального начала отопительного сезона (21 сентября) тепло было подано всем абонентам.

Да, имеют место жалобы от отдельных граждан, но они связаны с работой внутренних систем отопления домов. Поэтому на сайте администрации были указаны телефоны горячих линий управляющих компаний по вопросам отопления. Вся получаемая информация оперативно отрабатывается, и принимаются меры по устранению нарушений.

— У вас огромный опыт работы в системе жилищно-коммунального хозяйства. По вашим собственным ощущениям: качество подготовки города к зиме существенно изменилось?

— С каждым годом город увеличивает объем подготовительных работ к зиме. С каждым годом растет количество сетей, заменяемых в межотопительный период. В межотопительный сезон в администрации города работает штаб, в рамках которого принимаются различные решения, связанные с ускорением и улучшением качества подготовки к зиме. Создана специальная комиссия, которая проверяет выполнение необходимых мероприятий. Комиссия работает в тесной связке с тепловой инспекцией ПАО «Т Плюс», на которую возложены функции технического контроля.

Отмечу, что серьезнее к вопросу подготовки стали подходить и управляющие компании, которые отвечают за внутренние системы отопления. К этому их мотивирует существующая нормативная база. Ведь если управляющая организация не выполнит весь регламент и перечень работ и не получит соответствующий паспорт готовности, это будет считаться нарушением лицензионных требований. И за это она может быть лишена права управления конкретным домом, в частности. А если подобные нарушения будут носить массовый характер, то управляющая компания рискует в целом лишиться права управления многоквартирными домами.

— Почему при таком серьезном подходе каждый год где-нибудь неизменно происходят сбои? Это вина управляющих компаний?

— Я бы не стал так утверждать. Дело в том, что, увы, большая часть многоквартирных домов имеет внутренние системы отопления, которые отработали один-два (а иногда и еще больше) нормативных срока. Исключения здесь – новые дома и те, которым посчастливилось попасть в первую очередь региональной программы капремонта, и где эта система была заменена.

Поэтому даже если внутренняя система отопления дома выдерживает испытания, проводимые при подготовке, это не говорит о том, что при пуске тепла, при повышении давления какой-то слабый участок не «порвется». Отсюда и проливы, и прочие неприятные последствия для жителей. Застраховаться от этого до тех пор, пока мы имеем такие внутренние системы отопления на домах, нельзя. Я уж не говорю о прогнозируемом «завоздушивании» системы. Плюс иногда срабатывает и простой человеческий фактор: к примеру, житель перекрыл стояк отопления и уехал отдыхать, а его соседи ждут, когда же батареи потеплеют.

В условиях современных реалий задача управляющей организации вовремя «выловить» информацию о наличии технологических нарушений и оперативно отправить бригаду для их устранения.

— Наличие долга у жителей за отопление может стать причиной холодных батарей?

— Мероприятия, связанные с ограничением поставки теплоносителя, проводятся только в отношении юридических лиц.

Эффективное взаимодействие

— Денис Евгеньевич, какова роль администрации в организации теплоснабжения города?

— Во-первых, организация теплоснабжения, согласно закону о местном самоуправлении, это одна из основных задач администрации. Во-вторых, администрация курирует, организует и систематизирует всю работу. Именно мы руководим комиссией, которая оценивает готовность к зиме и теплоснабжающих организаций, и тех, кто является балансодержателем абонентов. Мы обеспечиваем эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса. Как видите, отработанный систематизированный механизм подготовки к зиме и запуска отопления дает свои результаты.

— И последний вопрос: выиграл ли город от сдачи теплового хозяйства в концессию три года назад компании «Т Плюс»?

— Однозначно – да! Таким образом нам удалось системно решить самый болезненный вопрос – инвестиции в замену тепловых сетей. Когда раньше речь шла о модернизации системы теплоснабжения, мы говорили о вложенных всего лишь десятках миллионов рублей, а сегодня это сотни миллионов! Количество зафиксированных технологических нарушений в прошлом году было на 30 процентов меньше, чем в 2018-м. Положительная динамика – налицо!

Реализуя инвестиционную программу, компания «Т Плюс» отдает приоритет замене сетей большого диаметра. Это уменьшает так называемый кризис-статус возникающих технологических нарушений. Согласитесь, есть разница, когда без тепла остается на несколько часов один дом, а другое – когда на сутки «встает» тысячеметровая магистраль, от которой «питаются» сотни домов. По истечении срока концессии все тепловые сети будут отремонтированы.

Беседовала Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *