Полтора месяца назад стартовал отопительный сезон-2020/2021. Как готовился город к зиме, насколько плавно прошел пуск тепла, кто виноват, если батареи до сих пор не греют? На эти и другие вопросы корреспондента «Дзержинских ведомостей» отвечает заместитель главы города Денис Дергунов.
Сложный технологический процесс
— Денис Евгеньевич, когда речь заходит о начале отопительного сезона, большинство жителей рассуждают примерно так. Если соответствующее распоряжение подписано вчера, то почему в моей квартире батареи не стали теплыми сегодня?
— Сегодня и даже завтра после подписания распоряжения батареи в квартирах жителей стать теплыми не могут. Здесь нужно несколько дней, а иногда и недель. Объясняю почему. Система теплоснабжения города – очень большой энергетический комплекс. Он включает в себя: источники тепла — Дзержинскую ТЭЦ и котельные, идущие от источников тепла тепловые сети и внутренние системы отопления абонентов — многоквартирных домов и объектов социальной сферы.
Пуск тепла – это сложный технологический процесс, который идет поочередно. Стартует этот процесс с подачи тепла от Дзержинской ТЭЦ на многоквартирные дома, расположенные в так называемой «старой» части города (начиная от улиц Студенческая и Попова), и объекты социальной сферы. Поэтому жилфонд, находящийся в микрорайонах, всегда «отстает»: нужно время, чтобы наладилась гидравлика и выровнялось давление. Ошибочно думать, что где-то нажали «красную кнопку», и сразу во всем городе стало тепло.
— Когда началась подготовка системы теплоснабжения города к зиме?
— На следующий же день после окончания отопительного сезона-2019/2020.
— Как можете охарактеризовать подготовку каждого звена?
— Начнем с первого – источники тепла. Конечно, в полном объеме были проведены текущие регламентные работы. Отдельно хочу отметить такую знаковую вещь, как реконструкцию котельных, обслуживаемых «Нижегородтеплогазом». В качестве справки: эта компания эксплуатирует 44 котельные. Два года назад «Нижегородтеплогаз» запустил программу по техническому перевооружению котельных. В 2018 году в нее вошли три объекта, в прошлом и в этом – по два.
Так вот, этим летом были модернизированы котельные на бульваре Мира, 19А и на улице Бутлерова, 27В. Работа проводилась глобальная. Фактически от котельных остались только стены, а вся «начинка» изменилась. Новые котлы повышают КПД объектов до 98 процентов и, соответственно, улучшают качество теплоснабжения. Плюсом идет экологический аспект: дымовые газы становятся более чистыми, выбросы – минимальными. Кроме того, новое технологическое оборудование позволит экономить до 15 процентов топлива в год. Также был приведен в порядок и внешний вид самих котельных.
Теперь о втором звене «тепловой» цепочки. В летнюю ремонтную кампанию 2020 года в Дзержинске было реконструировано порядка двадцати протяженных участков магистральных и квартальных теплосетей и заменено при этом почти девять километров трубопроводов. Все эти работы направлены на минимизацию теплопотерь и аварийных ситуаций.
Из масштабных назову два больших участка, сделанных ПАО «Т Плюс» в рамках инвестпрограммы. Это замена более 700 метров тепломагистрали на улице Петрищева и более 250 метров на улице Студенческой. В ходе реконструкции теплотрасс были использованы трубы в пенополиуретановой изоляции, оснащенные системой оперативно-диспетчерского контроля.
Ну и, наконец, третье звено – абоненты. Если говорить о жилищном фонде, то за подготовку домов к зиме отвечают управляющие компании. Каждый многоквартирный дом подлежит промывке, опрессовке. Также должен быть скорректирован диаметр сужающего устройства, потому что каждый год выдаются новые предписания.
Рост качества
— И каков итог всему вышесказанному?
— Итог таков: все запланированные работы выполнены, и все системы подготовлены в срок. Тепло было пущено даже раньше, чем положено по нормативу. Ведь, как известно, отопительный сезон стартует, когда среднесуточная температура более пяти суток подряд держится ниже плюс 8 градусов. Но как раз учитывая тот факт, что процесс пуска отопления непростой и довольно долгий, было принято решение о досрочном начале отопительного сезона.
— Были какие-то серьезные проблемы при запуске городской системы теплоснабжения?
— Считаю, что пуск тепла прошел достаточно спокойно. Практика досрочного старта оправдала себя. Да и температурный режим благоприятствовал нам. По максимуму успели «выходить» многоквартирные дома, не доставляя жителям особенного дискомфорта. В течение двух первых недель с официального начала отопительного сезона (21 сентября) тепло было подано всем абонентам.
Да, имеют место жалобы от отдельных граждан, но они связаны с работой внутренних систем отопления домов. Поэтому на сайте администрации были указаны телефоны горячих линий управляющих компаний по вопросам отопления. Вся получаемая информация оперативно отрабатывается, и принимаются меры по устранению нарушений.
— У вас огромный опыт работы в системе жилищно-коммунального хозяйства. По вашим собственным ощущениям: качество подготовки города к зиме существенно изменилось?
— С каждым годом город увеличивает объем подготовительных работ к зиме. С каждым годом растет количество сетей, заменяемых в межотопительный период. В межотопительный сезон в администрации города работает штаб, в рамках которого принимаются различные решения, связанные с ускорением и улучшением качества подготовки к зиме. Создана специальная комиссия, которая проверяет выполнение необходимых мероприятий. Комиссия работает в тесной связке с тепловой инспекцией ПАО «Т Плюс», на которую возложены функции технического контроля.
Отмечу, что серьезнее к вопросу подготовки стали подходить и управляющие компании, которые отвечают за внутренние системы отопления. К этому их мотивирует существующая нормативная база. Ведь если управляющая организация не выполнит весь регламент и перечень работ и не получит соответствующий паспорт готовности, это будет считаться нарушением лицензионных требований. И за это она может быть лишена права управления конкретным домом, в частности. А если подобные нарушения будут носить массовый характер, то управляющая компания рискует в целом лишиться права управления многоквартирными домами.
— Почему при таком серьезном подходе каждый год где-нибудь неизменно происходят сбои? Это вина управляющих компаний?
— Я бы не стал так утверждать. Дело в том, что, увы, большая часть многоквартирных домов имеет внутренние системы отопления, которые отработали один-два (а иногда и еще больше) нормативных срока. Исключения здесь – новые дома и те, которым посчастливилось попасть в первую очередь региональной программы капремонта, и где эта система была заменена.
Поэтому даже если внутренняя система отопления дома выдерживает испытания, проводимые при подготовке, это не говорит о том, что при пуске тепла, при повышении давления какой-то слабый участок не «порвется». Отсюда и проливы, и прочие неприятные последствия для жителей. Застраховаться от этого до тех пор, пока мы имеем такие внутренние системы отопления на домах, нельзя. Я уж не говорю о прогнозируемом «завоздушивании» системы. Плюс иногда срабатывает и простой человеческий фактор: к примеру, житель перекрыл стояк отопления и уехал отдыхать, а его соседи ждут, когда же батареи потеплеют.
В условиях современных реалий задача управляющей организации вовремя «выловить» информацию о наличии технологических нарушений и оперативно отправить бригаду для их устранения.
— Наличие долга у жителей за отопление может стать причиной холодных батарей?
— Мероприятия, связанные с ограничением поставки теплоносителя, проводятся только в отношении юридических лиц.
Эффективное взаимодействие
— Денис Евгеньевич, какова роль администрации в организации теплоснабжения города?
— Во-первых, организация теплоснабжения, согласно закону о местном самоуправлении, это одна из основных задач администрации. Во-вторых, администрация курирует, организует и систематизирует всю работу. Именно мы руководим комиссией, которая оценивает готовность к зиме и теплоснабжающих организаций, и тех, кто является балансодержателем абонентов. Мы обеспечиваем эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса. Как видите, отработанный систематизированный механизм подготовки к зиме и запуска отопления дает свои результаты.
— И последний вопрос: выиграл ли город от сдачи теплового хозяйства в концессию три года назад компании «Т Плюс»?
— Однозначно – да! Таким образом нам удалось системно решить самый болезненный вопрос – инвестиции в замену тепловых сетей. Когда раньше речь шла о модернизации системы теплоснабжения, мы говорили о вложенных всего лишь десятках миллионов рублей, а сегодня это сотни миллионов! Количество зафиксированных технологических нарушений в прошлом году было на 30 процентов меньше, чем в 2018-м. Положительная динамика – налицо!
Реализуя инвестиционную программу, компания «Т Плюс» отдает приоритет замене сетей большого диаметра. Это уменьшает так называемый кризис-статус возникающих технологических нарушений. Согласитесь, есть разница, когда без тепла остается на несколько часов один дом, а другое – когда на сутки «встает» тысячеметровая магистраль, от которой «питаются» сотни домов. По истечении срока концессии все тепловые сети будут отремонтированы.
Беседовала Екатерина КОЗЛОВА
Фото Руслана Лобанова