Секрет хорошего торта в сбалансированном рецепте, качественных продуктах и мастерстве кондитера. А секрет успеха участников шоу «Кондитер» на телеканале «Пятница» — умение сотворить отличный торт в совершенно неподходящих для этого условиях. С суперфиналисткой одного из сезонов шоу, нашей землячкой Ириной Салминой корреспондент «Дзержинских ведомостей» поговорил о закулисье сладкого мира.
Коварное хобби для сладкоежки
— Ирина, когда и как вы увлеклись выпечкой?
— Готовить мне нравилось всегда, по профильному образованию я пищевой технолог, а выпечкой кондитерских изделий увлеклась в 2012 году. Мне было интересно, как же самой сделать те торты, которые продают в магазине. Я сладкоежка, кажется, могу съесть миллион килограммов сладкого, особенно шоколада. Помню, в какой-то момент перед днем рождения подумала: «Как же так? У меня нет хобби. Нужно его придумать». Села и стала записывать, что люблю делать. В Европе я попробовала более натуральные сладости, чем те, на растительных сливках, которые массово представлены у нас в супермаркетах.
Начала готовить для домашних, а потом захотелось в этом направлении развиваться. Стала учиться онлайн у классных кондитеров, у французских шефов, у испанских. Ездила в «Академию шоколада» в Москву. Сейчас много возможностей для учебы. Конечно, очные курсы — это незабываемо, личное общение дает большой эффект. Здорово, когда шеф ставит руку…
— Кондитеру, как музыканту, нужно ставить руку?
— Да. Например, чтобы получить красивый блеск шоколада, недостаточно его просто растопить. Нужно его правильно темперировать. То есть нагретый до 55 градусов шоколад нужно быстро охладить, его лучше всего вылить на мраморную доску. Мрамор — холодный сам по себе камень — именно той температуры, чтобы шоколад остыл быстро, а вот чтобы он не растекся, нужно буквально одним плавным движением распределить его по доске шпателем. И шпатель должен двигаться под определенным углом.
— Кондитерское производство — это то, что приносит вам доход, ваше основное занятие?
— Нет. Это по-прежнему мое хобби. Пока я не хочу превращать его в основную профессию, потому что для меня это отдушина, отдых, любимое дело. Правда, хобби коварное. Когда только начинала — все ела сама и поправилась килограмма на три (смеется). Моя основная работа мне очень нравится, я успешна в этой деятельности. Являюсь руководителем проектов по строительству энергетических подстанций для компании «Газпром». Например, наша подстанция на солнечных батареях питает Крымский мост.
Захотелось бросить себе вызов
— Как же вы решили принять участие в шоу «Кондитер»?
— Несколько лет назад мне уже довелось поучаствовать в телешоу — «Шопинг со звездой». Моя заявка выиграла, и я поехала на шопинг с Алексеем Чумаковым. И так же спонтанно решила посмотреть, как подавать заявку на шоу «Кондитер». Хотелось бросить себе вызов: смогу ли я готовить в стрессовых условиях?
— Вы поехали на один из кастингов со своим тортом?
— До того, как пойти на кастинг, который показывают по телевизору, нужно пройти несколько отборочных этапов. Сначала я оформила заявку с рассказом о себе и примерами своих работ. Прошло больше трех месяцев, я уже думала, что меня не возьмут, когда наконец пришел ответ, что моя заявка заинтересовала организаторов, и нужно прислать видеопрезентацию с рассказом о том, почему именно ты должен быть на проекте.
И снова было длительное молчание. А потом вдруг звонок, и сказали, что я прохожу дальше. Потянулось ожидание, уже терялась в догадках — думала, что все-таки не подошла. А оказывается, в переписке я неправильно написала свой номер телефона, и до меня просто не могли дозвониться. В итоге организаторы в последний момент написали мне на электронную почту. Только после всего этого я поехала на кастинг, но не в Нижний, а в Москву.
— Какой торт вы презентовали на суд Рената Агзамова?
— Представила свой любимый шоколадный торт. Я сама шокоголик, так сказать, и решила, что буду предлагать то, что очень люблю и в чем уверена. В отборочных этапах разъяснялось задание, нужно было сделать торт, который в дальнейшем можно пустить в серийное производство. Я как типичная отличница задание выполнила точно. Поэтому декор моего торта был, как и требовалось, простым. А многие претенденты это условие не выполнили, и их торты показались мне шикарными по сравнению с моим.
— Как вы довезли торт до Москвы?
— Ой, я его берегла, как зеницу ока! Перед выездом торт был сильно охлажден, везла его в сумке-холодильнике и когда приехала, сказала организаторам, что никуда не отойду, пока лично не увижу, что торт поставили в холодильник.
Уроки Агзамова
— Расскажите немного об изнанке шоу: как проходит процесс съемки?
— Все очень четко организовано. В команде, которая работает за кадром, в основном молодые сотрудники, и они поддерживают, подбадривают участников шоу. Кстати, претендентов приезжает гораздо больше, чем потом показывают в программе: зритель видит, наверное, одну десятую от их общего числа.
Ждать своей очереди пришлось долго. Съемка – дело напряженное. Нужно смотреть в определенную камеру. Шанс отрезать кусок торта только один, поднять его тоже нужно правильно, на определенную высоту, чтобы его крупно взяла камера. Это все волнительно, у меня аж руки тряслись. Желательно все сделать с первого дубля, чтобы не затягивать время. У нас и так время съемки сдвинулось на шесть часов, потому что кого-то снимали дольше, чем планировалось.
У телеканала огромный съемочный павильон с множеством площадок, где одновременно снимают разные программы. Я как будто в другом мире побывала.
— А каким вам показался ведущий, знаменитый кондитер Ренат Агзамов?
— Он приятный в общении человек и огромный молодец. Ренат смог построить большой бизнес из своего любимого дела. Это телевизионный образ у него такой — сурового и строгого наставника. Агзамов очень помог мне — подсказал, как растереть холодное масло на крем. Оно бы просто не успело согреться до комнатной температуры, я растерялась от волнения, а Ренат подошел за кадром: «Чего стоишь? Надевай перчатки и прямо руками разминай». От тепла рук масло быстро согрелось. Вот это, я понимаю, опыт!
Но когда ты стоишь под камерами и Агзамов тебя отчитывает, это действительно страшно. Думаешь, только бы поскорее от меня отстал (смеется).
— Что-то мне подсказывает, что самое сложное начинается в финале…
— Там вообще треш! Я сначала после программы читала комментарии в сети, потом перестала, чтобы не расстраиваться. Пишут, «что это за кондитеры, не могут смешать два ингредиента». Людям не объяснить, что там специально участников выводят на эмоции. В финал отбираются личности яркие и экспрессивные.
Специально никто не ставит задачу друг другу мешать, но именно это и происходит. Это нормально, все туда пришли ради шоу, я никого не осуждаю, но куда делась моя мука, до сих пор не могу понять. Я волевым усилием себя заставила собраться и наскребла этой муки (смеется). То, что видит зритель по телевизору, результат монтажа. То, как я спокойно спрашивала, где моя мука, — вырезали, а резкую фразу оставили и получилась я такая «злая тетя», «наехавшая» на маленькую девочку (там была участница, лет 14, но очень боевая).
О превратностях суперфинала
— Вы разозлились, когда Ренат вас отчитывал?
— Нет. Во-первых, я изначально понимала, что у программы такой формат, а не я неумеха. Во-вторых, к тому моменту я довольно сильно устала. На площадке жарко от духовок и осветительных приборов. Уже почти шесть часов мы были на ногах. Кстати, на выпечку торта дается шесть, а не восемь часов, как заявляет Ренат на камеру. Мы складывали и обмазывали кремом горячие бисквиты, поэтому, конечно, внешний вид тортов невозможно довести до нужного.
Я никогда не лепила из мастики, и это тоже стало испытанием. Чтобы горячий торт не поплыл, пришлось раскатать мастику и его укрепить. Фигурку решила сделать самую большую, чтобы тоже взять оригинальностью, потому что лепить человека не умею. Зато я надежно укрепила всю конструкцию, сделав ее многоярусной, потому что ездила на мастер-класс по многоярусным тортам. А Ренат еще и качал торт, чтобы проверить его устойчивость. В итоге я прошла в суперфинал.
— Что там пошло не так?
— Мой бисквит кто-то переставил на более нижний уровень духовки и прибавил мощности. Бисквит пропал. И снова смонтировали так, как будто именно в этот момент пришел Ренат Агзамов и стал ругаться. На самом деле, я уже новое тесто готова была поставить в духовку к моменту его прихода. К слову, потом это мое тесто быстренько использовал кто-то из участников…
Вот за удаление из суперфинала было обидно, очень расстроилась.
— Хотели бы вы еще раз принять участие в телешоу?
— Да, мне понравилось сниматься. Я думала, что перед камерой у меня будет ступор, но наоборот, раскрепостилась. К тому же, такие шоу – хорошая закалка и вызов самому себе. А еще это интересное общение с единомышленниками, новые знакомства. Теперь подумываю организовать свой YouTube-канал с мастер-классами для начинающих кондитеров, хочется поделиться знаниями, помочь, принести пользу.
Наталья КУРГАНСКАЯ
Фото из личного архива И.Салминой