Глеб Андреев: «Дзержинск должен быть комфортным городом»


17.12.20 06:28

Бытует мнение: мол, о внедрении каких цифровых технологий в городское хозяйство может идти речь, когда еще не все дворы заасфальтрованы

Город

Бытует мнение: мол, о внедрении каких цифровых технологий в городское хозяйство может идти речь, когда еще не все дворы заасфальтрованы и не все лавочки установлены. Первый заместитель главы города Глеб Андреев согласен: да, Дзержинск нужно и должно благоустраивать. Но при этом не стоит забывать, что мы живем в XXI веке, и неразумно отказываться от современных технологий, управляя, что называется, по старинке.

«Всевидящее око»

— Глеб Игоревич, середина декабря — уже можно подводить итоги уходящего года. Какими знаковыми событиями он запомнится вам, первому заместителю главы Дзержинска?

— Конечно, я бы отметил весомый объем дорожного благоустройства: было капитально отремонтировано десять дорог! С «нуля» был создан новый парк «Утиное озеро», запущено обновление центрального парка, построен фонтан на Торговой площади, дан старт возведению новой школы и многое другое. Мне не очень бы хотелось повторяться: эти темы неоднократно поднимались в газете. Да, команде Ивана Николаевича Носкова удалось многое сделать, но еще больше – предстоит. Закрыть все потребности развития городской инфраструктуры за такой короткий срок нереально. Но мы работаем.

И в связи с этим хочу обратиться к жителям: пожалуйста, берегите все, что делается в городе. Никогда не будет красиво и чисто там, где этого не ценят. Хочу привести в пример столицу. И не в смысле объема финансирования работ по благоустройству, а в плане отношения москвичей к этим самым работам. В Москве не модно и не круто мусорить, ломать, вести себя вызывающе. Надеюсь, продолжающееся преображение города будет также повышать и культуру поведения дзержинцев.

— Не хочу вас расстраивать, но, мне кажется, что граждане, которые неподобающе ведут себя в тех же парках, увы, газет, не читают. С ними как быть? За всеми вандалами не уследишь…

— Вот в том числе и с этой целью мы планируем создать в городе инфраструктуру видеонаблюдения и мониторинга. Соответствующий проект готов и согласован с силовыми структурами. Но без финансовой поддержки области реализовать его будет сложно. К сожалению, нынешняя ситуация, связанная с ковидом, перераспределением финансовых ресурсов, не всегда на руку каким-то начинаниям.

Итак, кратко суть проекта. На начальном этапе будет создано два контура безопасности. Первый – внутренний – объединит 805 дворов: камеры наблюдения будут установлены в 2500 подъездах. Второй контур – внешний – это места массового скопления граждан (всего выделено 127): площади, парки, территории перед торговыми центрами и прочее. Под всеобщее «городское око» также попадут автомобильные дороги и поселки. Будет создана единая сеть видеонаблюдения.

— Кто определял, где будут установлены камеры?

— Рабочая группа из представителей администрации, УВД и ФСБ города. В течение нескольких месяцев специалисты анализировали места массового посещения людей. Как итог: определены все «точки», проанализировано, каким образом на каждой конкретной «точке» будет установлена видеокамера, от чего ее будут «запитывать». С гордостью могу сказать: в стране такие глобальные проработки проекта по безопасности в масштабах одного муниципалитета можно по пальцам пересчитать: Москва, Питер и еще пара крупных городов. У нас вся система выстроена не фрагментарно, а централизованно – от А до Я.

Начало положено: в этом году уже установлено 93 камеры. На территории двух парков и нового фонтана. Кстати, теперь все места, которые попадают под благоустройство, автоматически оборудуются камерами: это сразу закладывается в проект.

— Вы озвучили два контура безопасности. Будут и другие?

— Третьим планируем сделать контур безопасности объектов соцсферы. Хочу подчеркнуть, что мы создаем не просто систему видеонаблюдения, но и мониторинга. И это очень важно! Современное программное обеспечение видеокамер имеет очень широкий функционал — от распознавания лиц до детекции внештатной ситуации. К примеру, камера может реагировать на большое скопление людей в одной точке или на оставленный без присмотра предмет. Вся информация, полученная с внутреннего и внешнего контуров, будет поступать в Ситуационный центр, который мы планируем создать на базе нынешней Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС).

«Дежурный по городу»

— Ситуационный центр нужен только для этого?

— Нет, у него более масштабные цели. Сюда, на единый пульт, будет сведена информация о работе всех систем жизнеобеспечения города. Техническим и программным сведением в одну «точку» будет заниматься реорганизованное из отдела информационных технологий управление цифровой трансформации. Кстати, в числе прочих задач новой структуры – повышение мобильности и оперативности работы городской администрации. Речь, в первую очередь, идет о четком электронном документообороте и переходе на перспективную и экономичную IP-телефонию.

— Вернемся к Ситуационному центру. Чисто технически как он будет работать?

— На базе единой интеграционной платформы. Это некая программная «пирамида», на которую будут «навешиваться» модули, отвечающие и показывающие работоспособность всех городских инфраструктур – транспортной, тепло-, водо-, энергоснабжения и т.д. Причем у этой платформы будет не только функция визуализации, но и, что очень важно, функция единой аналитики.

— Уже есть готовые модули?

— Да. И те, что разработаны муниципалитетом, и модули ресурсоснабжающих организаций. Начнем с первых. В городе, по итогам выполненного энергосервисного контракта, внедрена система управления наружным освещением. Было заменено 5580 светильников на новые — светодиодные. Было поменяно 92 шкафа управления линиями. Создан единый график освещения (раньше его не было), который совмещен с длиной светового дня, он «вшит» в шкафы управления линиями. Каждые десять дней время включения/ выключения системы меняется.

Самое главное – разработанный программный продукт позволяет эксплуатирующей организации видеть всю картину наружного освещения целиком. Причем не просто видеть, но и улавливать нарушения в работе системы: если фиксируется потеря потребляемой мощности – значит, на линии неисправность. Согласитесь, это удобно и оперативно: не надо ждать звонка от жителей, что где-то не работает какой-то фонарь.

— Современное программное обеспечение – это, несомненно, здорово. Но некоторые жители города утверждают, что с новыми светильниками лучше не стало.

— Начну с того, что энергосервисный контракт — услуга, предметом которой является замена существующих светильников на новое современное оборудование. Соответственно, она не подразумевает строительства новых светоточек. При этом хочу особо подчеркнуть: проектом был предусмотрен полуторакратный запас по освещенности дорожного полотна. Поэтому высказывания по типу «лучше не стало» — не объективная оценка. Все выполненные работы принимались комиссией, в состав которой входили также представители ГИБДД. Последние неоднократно подтверждали: норматив по освещению дорог не просто выполнен, но и перекрыт. Об этом также свидетельствуют показания специального прибора – люксометра. Вот это – объективно.

Проблема, считаю, заключается в следующем. По нашей оценке, только на уличной дорожной сети не хватает порядка 4200 светоточек! Это очень влияет на субъективное восприятие недостатка света в городе. Плюс ко всему в Дзержинске исторически сложилось неравномерное расположение световых опор: расстояние между ними — то тридцать метров, как положено, то больше.

Мы сверстали перечень улиц и проездов, где необходимо «строить» свет заново. Естественно, во главе перечня те участки, на которых находятся объекты соцсферы. Работа в этом направлении уже начата: до конца года новые светильники появятся возле школ № 9, 14 и 23, а также на пересечении улиц Петрищева и Гайдара, где наблюдается интенсивное дорожное движение. За короткий срок построить большое количество светоточек трудно, так как нужны серьезные финансовые вложения из местного бюджета.

Следующий готовый программный продукт касается работы транспорта. Это автоматизированная система оплаты проезда и контроля маршрута. Она уже работает, но пока только на базе МУП «Экспресс». В стадии апробации — система по контролю пассажиропотока.

Кроме того, у нас достигнута договоренность с компаниями «Т Плюс» и «ДВК»: они разрешат Ситуационному центру «подцепиться» к их программно-аппаратному продукту. Уточню, что здесь не будет исчерпывающей информация о внутренней деятельности компании: нам нужно будет видеть лишь штатность работы системы тепло- и водоснабжения города. То есть Ситуационный центр – это как «дежурный по городу». Именно – по всему городу, а не по каким-то отдельным сферам деятельности.

— Чем он будет отличаться от ныне существующей Единой дежурной диспетчерской службы?

— ЕДДС – это, по сути, служба приема экстренных сообщений и их дальнейшая трансляция ответственным структурам. Мы же хотим поднять эту службу на более высокий уровень. Повторю, операторы Ситуационного центра будут видеть всю структурированную информацию, что позволит работать, так сказать, на опережение. Не надо будет ждать, к примеру, звонка жителей, что где-то нет отопления или воды. Операторы сразу будут видеть все возникающие в той или иной инфраструктуре неполадки. Тем самым появится возможность их оперативного устранения, в иных случаях даже до того, как жители успеют ощутить последствия этих неполадок.

«Забор из датчиков»

— А возникающие «неполадки» в воздухе будут мониториться? Для такого города, как Дзержинск, вопрос экологической безопасности стоит практически на первом месте.

— Мы дорабатываем проект экомониторинга: формирование технической части в стадии завершения. Цель проекта – обустройство города датчиками для определения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе. В рабочую группу входят представители администрации города, компании «Мегафон», специалисты областных минэкологии, Роспотребнадзора, комплексной лаборатория по мониторингу окружающей среды города Дзержинска.

Суть в следующем. Обозначены две зоны в черте городского округа, с учетом розы ветров, которые будут «обнесены» постами из комплектов датчиков. На территории этих зон определено расположение экопостов и их комплектация. Комплектация будет не универсальная, а индивидуальная: на каждом посту установят именно те датчики, которые могут улавливать возможные превышения именно тех вредных веществ, которые характерны для близлежащей территории с учетом размещенных на ней промышленных предприятий. Вся информация с постов будет поступать в режиме онлайн.

— Где-то в стране запущены подобные проекты?

— Да. Но там «огорожены» датчиками только отдельные зоны. Мы пошли по другому пути и решили «завести» в проект всю селитебную территорию города.

— В продолжение темы экологии не могу не спросить вас о благоустройстве Святого озера…

— Я скажу только одно: мы благоустраиваем территорию, находясь в гармонии с природой. Недавно закончили второй этап, сейчас разрабатываем концепцию третьего этапа благоустройства. Планы масштабные – сделать на Святом дзержинскую Ривьеру, вписывающуюся в окружающий ландшафт, нимало не нарушая его. Будем развивать прилегающие зоны. Поля для игры в футбол, волейбол, бочча, площадка для воркаута, лодочная станция, смотровая зона с мостками, вэйк-парк, подвесной мост, игровая детская площадка, еще один пляж с топчанами, душевые – вот лишь неполный перечень того, что планируем сделать для отдыха дзержинцев.

Позволю себе вернуться к началу нашего разговора. Администрация Дзержинска ведет работу по всем направлениям – и по «приземленным», благоустраивая город, и по высокотехнологичным, внедряя в городскую инфраструктуру современные технические решения. Мне хотелось бы, чтобы Дзержинск стал комфортным городом, а это значит – красивым, чистым, благоустроенным, развитым, доступным, экологичным и, конечно, умным.

Беседовала Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий