Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность»: это специалист, который что-то придумывает, конструирует и совершенствует. У Евгения Белова задача более глобальная. Он каждый день «изобретает», как сделать так, чтобы оборудование и системы жизнеобеспечения одного из успешнейших предприятий города работали как часы. Наш рассказ – о главном инженере ОАО «Дзержинский мясокомбинат».
Три главных вывода
Евгений Белов родом из Володарского района. Вырос, как он сам говорит, в стандартной трудовой советской семье. Папа – электрик, мама – заведующая детским садом в Ильиногорске. Дома к мальчику, как к старшему сыну, предъявляли повышенные требования. Мама-педагог – это ответственно.
Круглым отличником Женя не был, но учился хорошо: в октябрята и пионеры принимался в первых рядах. Занимался футболом и хоккеем. Даже посещал драматический кружок, но недолго. Смеясь, вспоминает, что после концерта, в котором наградили только старших участников, а его, юного артиста, оставили без внимания, решил, что сцена – это не его.
Паренька, окончившего восемь классов, родители нацелили на поступление в Дзержинский химико-механический техникум (ныне – Дзержинский технический колледж). А летом, чтобы время попусту не терял, предложили поработать в местном совхозе-комбинате. «Все польза будет, — говорили они, — хоть новые ботинки на свои кровные купишь».
И Женя устроился на комбинат оператором по откармливанию поголовья свиней. Представьте себе двор метров в сто длиной. По обеим сторонам в загонах стояли животные, посередине – трубопровод, от которого подается корм к каждой кормушке. Два раза в день нужно было не только кормить свиней, но и убирать за ними. На поверку оказалось, что убирать даже проще…
Новичку поручили следить за устаревшим производством. Пареньку нужно было открывать и закрывать вручную специальные шаровые краны, контролировать заполнение кормушек. Причем краны эти были такие тугие, что к концу первой же смены на руках у Жени появились мозоли.
— Тогда я сделал для себя три главных вывода, — вспоминает Евгений Николаевич. – Во-первых, больше никогда не буду работать на конвейере. Во-вторых, нужно учится, чтобы уметь совершенствовать устаревшее оборудование. А после, и это в-третьих, нужно научиться еще тому, чтобы не только самому ремонтировать, но и руководить этим процессом.
«Не хочу быть подмастерьем»
В 1994 году Женя Белов окончил техникум и получил свою первую профессию — техника-технолога. По распределению попал на аммиачное холодильное производство «Капролактама», где работал слесарем-ремонтником. Бригада, в которой он трудился, обслуживала сложные большие тихоходные компрессоры.
Первое время Белов был на ролях «принеси-подай». Самым большим авторитетом пользовался бригадир, обладавший определенными знаниями, коих не было у остальных. Молодой человек попросил старшего товарища поделиться секретами обслуживания оборудования, научить его, так сказать, уму-разуму. Бригадир не отказал, но провел небольшой экскурс в историю. Мол, знаешь, как в царской России подмастерья начинали? Сперва были просто мальчиками на побегушках, через некоторое время им дозволялось подносить мастеру материалы и инструменты. Ну, а годика через два их начинали потихоньку посвящать в тайны профессии.
Слесарь Белов подмастерьем быть не хотел и два года ждать не собирался. Он просто записался в техническую заводскую библиотеку и нашел там исчерпывающую информацию о нужном ему оборудовании. Изучил все тонкости: отныне «тайные» знания бригадира были ему не нужны.
Через два года, поскольку ездить из Ильиногорска на «Капролактам» было далеко, Евгений нашел работу поближе к дому – на местном мясокомбинате. Технологические процессы выработки холода одинаковы, независимо от того, где происходят – на производстве химической или сельхозпродукции. Поэтому молодой человек без труда освоился на новом предприятии, где довольно скоро из слесарей вырос до мастера цеха.
Название «Дэмка» — на Доске почета!
В конце 90-х многие предприятия оказались на грани выживания: Ильиногорский мясокомбинат не был исключением. А вот его собрат из Дзержинска финансово чувствовал себя более стабильно. Пришлось Евгению Белову отказаться от должности мастера цеха и, по соглашению сторон, перейти снова простым слесарем-ремонтником на Дзержинский мясокомбинат. Впрочем, и слесарем устроиться в Дзержинск было не так-то просто: помогла репутация отличного профессионала и добросовестного работника.
Через полтора года Белов снова вернулся на Ильиногорский мясокомбинат, уже в должности… главного механика. Да, вот так запросто: из слесарей — в главные механики. Будучи 25 лет от роду, не имея «высоких» знакомств.
— Конечно, страшновато было брать на себя такую ответственность, — вспоминает Евгений Николаевич. – Но не зря же я сразу после техникума поступил в Нижегородскую сельскохозяйственную академию. Всегда хотел и хочу до сих пор развиваться дальше. Не люблю стоять на месте, не понимаю «спящих» людей. Особенно тех, у кого есть потенциал, а они его не используют. Ну, а то, что молодой специалист стал руководить людьми, имеющими немалый опыт, меня только подстегивало. Я не мог ударить лицом в грязь: продолжал вместе с ними расти и развиваться как профессионал.
Инженерный вектор развития Евгения Белова в 2003 году снова (и уже окончательно) привел его на «Дэмку». Здесь он последовательно брал такие «высоты»: заместитель начальника компрессорного цеха, начальник этого цеха, главный механик и с 2014-го – главный инженер предприятия.
Главный инженер – это ежесуточная огромная ответственность с ненормированным рабочим днем. Это человек, который руководит всей технической службой и заведует процессом производства. Евгений Белов отвечает как за работоспособность основного оборудования, так и за функционирование всех систем жизнеобеспечения комбината.
— Позволю себе избитую фразу: кадры решают все, — говорит Евгений Николаевич. – Не была бы «Дэмка» в числе ведущих предприятий перерабатывающий промышленности региона, не имея такие высокопрофессиональные кадры. У нас отличный коллектив! Никогда не употребляю в работе местоимение «я», а всегда только «мы». Потому что в одиночку справиться с любой поставленной задачей просто невозможно. И благодарю своих коллег за поддержку. 1 декабря, одно из старейших предприятий города «Дзержинский мясокомбинат» отмечал свое 85-летие. Пользуясь случаем, еще раз поздравляю всех его работников с юбилеем! Знаете, мне отрадно не то, что в нынешнем году именно мой портрет разместили на городской Доске почета (у нас есть куда более достойные люди) — я горжусь тем, что на Доске почета указано название нашего предприятия!
Благополучие семьи как хобби
Услышав вопрос о профессии супруги (не коллеги ли они) Евгений Белов улыбается:
— Конечно! А как иначе? Света всегда и во всем меня поддерживает — значит, коллеги!
А если серьезно, то они вместе двадцать лет. Светлана действительно одно время трудилась на «Дэмке», сейчас работает на дочернем предприятии «Окари», занимающемся оптовой торговлей мясными продуктами.
Дочь Елизавета – студентка университета имени Н.И.Лобачевского, учится на юриста. Имеет коричневый пояс по каратэ-киокушинкай, неоднократная победительница региональных соревнований. Тренируется у Алексея Илюгина – председателя НРОО «РАЖ».
— Работу и семью я стараюсь разграничивать, — говорит Евгений Николаевич. – Дома, если получается, о работе не вспоминаю: это помогает не «перегореть», не устать. Как отдыхаю, спрашиваете? Люблю все делать собственными руками. Приятно видеть результат своего труда, когда после твоих «манипуляций» получается что-то новенькое или устраняется какая-то неисправность. В доме всегда найдется, чем заняться. Я не могу лежать на диване перед телевизором: это скучно. Вот вроде и все сделал, ан нет! К примеру, недавно жена попросила кормушку для птиц смастерить. Вообще, мое основное хобби – это благополучие семьи. Ни о чем не жалею, ничего, даже если бы мог, в своей жизни менять не стал бы. Да и не люблю оглядываться назад — смотрю только вперед!
Екатерина КОЗЛОВА
Фото Руслана Лобанова