Газета Город
11.02.21

Наталия Загородняя: «Главное – понять, какие книги интересны»

Со времен моей юности в облике «старого» центра города многое изменилось. Одни здания — ресторан «Ока», универмаг «Юность» — остались почти в первозданном виде, но сменили профиль, другие — дворец культуры «Корунд», кинотеатр «Ударник» — после реконструкции не узнать, третьи — здание школы №2, кафе «Лакомка» — и вовсе исчезли с «лица» Дзержинска. Тем удивительнее тот факт, что время не тронуло старейший книжный магазин, расположенный на пересечении проспекта Ленина и улицы Клюквина. Спустя семьдесят лет после открытия здесь по-прежнему царит ее величество Книга. В чем секрет его долголетия? Чем живет юбиляр в XXI веке? Об этом корреспондент «Дзержинских ведомостей» беседует с директором магазина «Книги» Наталией Загородней.

Листаем архив газеты «Дзержинец» за апрель 1951 года. На первой полосе новость:

«1 апреля в доме №5/15 на углу проспекта имени Ленина и улицы Кагановича (ныне улицы Клюквина, – прим. Е.К.) открылся новый магазин Книготорга. В первый день работы в магазине продано на десять тысяч рублей политической, художественной и технической литературы».

Книжный на «двадцать седьмом»

— Наталия Михайловна, как давно вы здесь директорствуете?

— С 1995 года.

— Ого, вот это срок! Что привело вас в книжный бизнес?

— Тогда ни о каком бизнесе не было и речи. Вообще, я закончила политех, потом работала в конструкторском бюро. В бухгалтера перепрофилировалась только в 90-е, когда на предприятии перестали платить зарплату. А в 95-м меня пригласили на должность директора МУП «Книга-2».

— Каково было ваше первое впечатление?

— Думаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос. В советское время все книжные магазины города были в подчинении областного Книготорга. Когда в 90-е Книготорг стал избавляться от «питомцев», те оказались абсолютно не готовы к самостоятельному плаванию. Наше МУП было на грани банкротства. Конечно, поначалу я была в шоке от увиденного, но, как говорится, глаза боятся — руки делают.

Самым трудным было, пожалуй, найти то, чем торговать. В магазины-то Книготорга товар поставлялся централизованно, а теперь его нужно было искать самостоятельно. А где? Издательства по всей стране переживали не самые лучшие времена, книги печатались в малых объемах. Помню, мы выставляли на прилавки даже букинистическую литературу. Кредиты магазину не давали, занимали друг у друга, ездили к коллегам в Нижний Новгород за советом: мол, как держитесь на плаву, где книги, учебную литературу, канцтовары закупаете?

Думаю, тогда нам помогли выжить две вещи. Это преданность коллектива магазина книжному делу и любовь дзержинцев к чтению. Нет, понятно, что те же канцелярские товары были востребованы всегда. Но популярность художественной литературы не падала даже в те трудные годы. А в 2001-м наше МУП преобразовалось в ООО, взяв в длительную аренду помещение магазина. В следующем году срок обременения заканчивается: планируем его выкупить. Надеемся, что город пойдет нам навстречу. Все-таки за семьдесят лет это место любителями книг, образно говоря, намолено! Кто, скажите, не знает книжный «на двадцать седьмом»?

Ориентир – на классику

— Уверена, что теперь с ассортиментом литературы трудностей нет. Скорее, наоборот, противоположная проблема: как не потеряться среди огромного количества предложений…

— Взаимоотношения с поставщиками — крупнейшими московскими и питерскими изданиями — уже давно налажены. Но, в отличие от сетевых магазинов, мы не торгуем тем, что нам навязывают издательства. Мы сами формируем заказ: анализируем прайсы, отбираем понравившуюся литературу. И по-прежнему держим ориентир на классику. О том, что мы взяли верный курс, говорят цифры: 95 процентов нашей продукции распродается.

— Как же вам удается угадать, что именно интересно книгочеям?

— Поверьте, это очень сложно. Признаюсь, что далеко не всегда удается. Читатели не устают нас удивлять. Зачастую продается то, на что мы вообще не делали ставку и наоборот — на полках лежат признанные бестселлеры.

Недавно, делая заказ, увидела книгу по мотивам известной киноновеллы «Звездные войны». Цена «кусалась», но я не удивилась: все-таки все истории сразу в одном издании. И, не посмотрев внимательно, заказала. А как книга пришла — расстроилась. Оказалось, что это комиксы. Ну, думаю, кто ж ее у нас возьмет? Да еще за такие деньги! Однако перед Новым годом пришла семейная пара за подарком. Молодая женщина, увидев эти «Звездные войны», очень обрадовалась. «Это же то, что мы искали!» — воскликнула покупательница. И, не моргнув глазом, заплатила пять тысяч рублей.

Или вот после новогодних праздников пришел к нам парнишка лет девяти и купил самоучитель по… китайскому языку. Девчонки-продавцы шутили: «Наверное, сладкого переел».

Другой случай. То, что одежду покупают на вырост — это привычно. Но чтобы по такому же принципу покупали книги — с этим я столкнулась впервые. Мама привела в магазин 6-летнего сына. Малец застыл перед стендом с публицистикой, завороженно глядя на просто огромнейшее произведение про Сталина. Что его привлекло -непонятно: то ли размер, то ли портрет вождя. Но родительница без слов приобрела ему это произведение…

Таких забавных историй у нас немало. Расскажу последнюю. В магазине раздается звонок: «Скажите, у вас есть книга про Чапаева?» Получив утвердительный ответ, мужчина заявляет: «Едем! Не отдавайте никому». Чуть ли не через полчаса приезжают военные. Оказывается, к ним с проверкой едет генерал, у которого эта книга — любимая. И она обязательно должна быть в части, причем не в одном экземпляре. А у нас в магазине — только в единственном. Я советую расстроенным покупателям сходить к соседям — в библиотеку имени Толстого. Там им нашли еще одну книгу — списанную, и отдали ее бесплатно. Военные вернулись, поблагодарили нас и оставили энную сумму за библиотечный экземпляр. Этих денег соседям хватило, по-моему, на пару новых книг, которыми они пополнили библиотечный фонд.

Курьезы курьезами, но теперь вы понимаете, что покупатель — он непредсказуем! И мы стараемся, как можем, угадать его возможные потребности.

Плюс маленький уголок малой родины

— Эпидемиологическая ситуация в стране наложила отпечаток и на экономическую составляющую. Покупательская способность дзержинцев снизилась?

— Она изменяется волнами: то растет, то падает. Где-то два года назад, задолго до появления ковида, мы начали наблюдать очередной спад. Увы, рост пока не ожидается.

— Наверное, высока конкуренция книг в электронном виде?

— Может быть. Но, скажите, разве можно с чем-то сравнить бумажную книгу, ее запах, шелест страниц?..

— Что вы делаете с книгами, которые давно лежат на полке?

— Продаем их по себестоимости.

— То есть имеет смысл подождать, пока понравившаяся книга подешевеет?

— Это как сказать. Некоторые книги и по часу на полках не задерживаются. У нас немало постоянных покупателей, которые знают, когда поступают новинки от определенного издательства. Они приходят в тот же день и почти никогда не уходят с пустыми руками.

— Какой он, среднестатистический покупатель книжного магазина?

— Спектр широкий. Нет среди покупателей, пожалуй, только подростков. Зато есть и молодые мамы, и пенсионеры, и люди среднего возраста. Последние приходят за классикой, причем под классиками я подразумеваю не только авторов прошлых столетий, но и современников, которые уже при жизни признаны таковыми.

— Какая литература наиболее востребована?

— На первом месте — детская, на втором — классическая, на третьем — учебная. Каждому жанру, каждой тематике — отдельное место. Могу похвастаться тем, что только у нас можно приобрести ноты. Еще одна изюминка магазина — маленькой уголок нашей малой родины. Я считаю, что материалы по истории Нижегородчины, города Дзержинска обязательно должны быть представлены. К примеру, всегда с удовольствием предлагаем книги известного дзержинского краеведа Вячеслава Сафронова. А в планах по развитию — сделать в отдельном крыле полноценный выставочный зал дзержинских художников. Начало, кстати, уже положено.

Беседовала Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *