Суд над Чичиковым


18.10.21 11:12

На сцене – обезличенные судьи, заседающие за столом, создающим стойкую ассоциацию с крышкой гроба. В роли обвиняемого – Павел Иванович

Без рубрики

На сцене – обезличенные судьи, заседающие за столом, создающим стойкую ассоциацию с крышкой гроба. В роли обвиняемого – Павел Иванович Чичиков, бывший чиновник, скупающий умерших крестьян. Одноименной фантасмагорией, в основу которой легли «Мертвые души» Николая Гоголя и киносценарий Михаила Булгакова, удивляли и покоряли дзержинских зрителей актеры Оренбургского государственного областного театра кукол.

«Мертвые души» – спектакль для взрослых. Яркий по образам, мощный по энергетике и удивительный по силе игры актеров. С одной стороны, он отсылает к литературным первоисточникам произведениям Гоголя и Булгакова, с другой – живописует легко узнаваемые реалии современности.

Абсолютно в стиле этих двух великих писателей, склонных к мистификации, – в доме Собакевича говорит бюст, вопрошая Чичикова, нужны ли души? Из музыкальной шкатулки Ноздрева, во время драки оного с Павлом Ивановичем, выпрыгивают скелетики. А дочка губернатора, которую бывшему коллежскому асессору сватали в невесты, вдруг начинает летать по воздуху словно панночка из «Вия»

«Припряжем подлеца» – звучит фраза в начале спектакля. И Чичикова припрягают, верша над ним суд. Вот только действительно ли он законченный подлец? Этот главный вопрос ставит перед зрителями режиссер Вадим Смирнов.

Ведь Чичиков из «чистоты приличного положения был вынужден опуститься в грязь». Ему сложно было не стать таким, каким он стал. Сызмальства он постигал «науку» системы, в которой жил: деньги – главное, кто богаче, кто выше по положению в обществе – тот прав и силен. Он «три раза начинал все сызнова»! Терял и начинал. Но каждый раз начинал не с того, пытаясь подстроиться под систему, а не противостоять ей.

Чисто по-человечески его жалко. Неслучайно кукла, изображавшая Чичикова, более реалистична, в отличие от остальных персонажей, карикатурных и однобоких. Все герои спектакля уже давно мертвы душевно. Но только не умершие крестьяне, которых на сцене изображают не куклы, а актеры.

Символ редких душевных пробуждений Чичикова – мама, баюкающая маленького Павлушу колыбельной: «Бог тебя дал, Христос даровал». Бог дал, а он себя потерял. Потерял настолько, что мама, одетая в белые одежды, носит на руках не младенца, а пусть маленького, но уже взрослого Павла Ивановича. Так сложно представить, что когда-то, давным-давно, Чичиков был чист душою. Но все же был! Ведь именно он, а не кто-то другой, оказался способным задуматься, в погоне за наживой, о судьбе простого человека: «Как жили? Чем перебивались? Эх, русский народец, не любишь ты умирать своей смертью…»

Суд, который творят над Чичиковым, не ищет справедливости. Потому от судей легко откупиться, что и делает главный герой, покупая себе свободу за тридцать тысяч. «Гони!» – кричит он кучеру Селифану, отвергая все живое и человеческое в себе. Финал – адский огонь, в котором сгорает душа Чичикова. Он сделал свой выбор. Но, может, у него все же есть еще шанс? Каждый волен дать свой ответ на этот вопрос…Так же, как и сделать свой выбор…

Екатерина КОЗЛОВА

Оставить комментарий