Михаил Евстифеев: «Мы ориентированы на продвинутых педагогов!»


16.11.21 11:50

Год назад «Дзержинские ведомости» рассказывали о применении виртуальной реальности на урокахв общеобразовательных школах Дзержинска. На днях наш корреспондент вновь встретился

Без рубрики

Год назад «Дзержинские ведомости» рассказывали о применении виртуальной реальности на уроках
в общеобразовательных школах Дзержинска. На днях наш корреспондент вновь встретился с исполнительным директором ООО «Цифровое пространство» Михаилом Евстифеевым и побеседовал о практической пользе иммерсивных технологий в школе.

Теперь не только ОБЖ

– Михаил, технологии виртуальной реальности были использованы в Дзержинске в рамках реализации пилотного проекта «VR-ОБЖ». Что изменилось в этом году?

– Да, в 2019 году совместный проект администрации города и ООО «Цифровые технологии» позволил нам внедрить иммерсивные технологии в образовательный процесс на уроках ОБЖ. Именно на этих уроках школьникам не хватает практики: смоделированные ситуации – угроза терроризма, пожар, землетрясение, ураган и другие – связаны с риском для жизни и здоровья и не могут быть воплощены в реальности.

С этого же года VR-технологии начали применять не только на уроках ОБЖ, но и на занятиях по трем основным предметам естественно-научного цикла – физике, химии и биологии. Соответствующие сценарии были разработаны специалистами нашей компании.

В первую очередь технологии виртуальной реальности смогут использовать в тех тринадцати школах, где уже реализуется проект «VR-ОБЖ» и есть необходимое оборудование: № 7, 9, 13, 17, 18, 20, 23, 30, 33, 36, 40, 70 и 71.

Опыт Дзержинска для других городов

– Были ли выявлены какие-либо нюансы в ходе эксплуатации?

– Дзержинск стал первым городом в России, где применили VR-технологии в школах. Это был новый опыт как для города, так и для страны в целом. За год тесного сотрудничества разработчики создали платформу дистрибуции, позволяющую быстрее моделировать ситуации и анализировать различную статистику, а методический отдел «Цифрового пространства» подготовил немало новых рекомендаций к сценариям для более комфортной работы педагогов с виртуальной реальностью.

– Как учителя реагируют на такое, скажем, «повышение квалификации»?

– Ориентируясь на результаты централизованного обучения педагогов Нижнего Новгорода и Дзержинска, можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство учителей хочет научиться применять на своих уроках новые технологии, в том числе и виртуальную реальность. Благодаря полученным навыкам и соответствующему оборудованию они могут сделать свои занятия более интересными и увлекательными.

Естественно, есть и консервативные педагоги, искренне не понимающие всю прелесть новых возможностей. И все-таки мы будем ориентироваться на продвинутых и мотивированных учителей, готовых улучшать навыки наших детей!

– Если сравнить опыт использования иммерсивных технологий в школах по всей стране, практика Дзержинска отличается от других городов?

– Наша компания сотрудничает более чем с 50 регионами России. И опыт использования, конечно, местами отличается, но не существенно. Дело в том, что в Дзержинске продукт проходил апробацию в пяти общеобразовательных учреждениях в течение года, а в новые субъекты поставлялось уже испытанное программное решение.

Такая серьезная и длительная проверка на практике необходима для того, чтобы сертифицировать контент, демонстрируемый в VR-шлемах для школьников по всей стране. Не рекомендуется показывать в шлемах виртуальной реальности сценарий, не прошедший апробацию.

– Чем руководствуется «Цифровое пространство» при составлении сценариев для уроков?

– В штате «Цифрового пространства» работает 40 человек, большая часть этой команды – квалифицированные разработчики и методисты. Они регулярно составляют VR-сценарии, а также методические, дидактические и контрольно-измерительные материалы по продукту. Наша команда связывает знания и эмоции через геймификацию, иммерсивные квесты в виртуальной реальности и практическую отработку пройденного материала.

Технологии позволяют проводить занятия в виде групповой командной игры, где дети самостоятельно решают различные логические и практические задачи и погружаются на 3-5 минут в виртуальную реальность для отработки полученных навыков.

Наука в жизни каждого

– Для продолжения внедрения иммерсивных технологий были выбраны предметы естественно-научного цикла.

– Урок основ безопасности жизнедеятельности всегда считался самым скучным предметом в школьной программе: детям не хватает практики. Положа руку на сердце могу сказать, что виртуальная реальность исправила ситуацию.

Что касается предметов естественно-научного цикла, то VR-технологии помогают повысить вовлеченность учеников в образовательный процесс. Например, в одном из сценариев по химии перед школьниками ставится задача разложить свой собственный смартфон на химические элементы. Данный процесс позволяет понять им, как наука задействована в обыденной жизни каждого человека. Для уроков биологии в Дзержинске был разработан робот-хирург, с помощью которого дети смогут наглядно изучить строение человеческого тела и его органов. А на занятиях по физике ощутят себя воздухоплавателями и «поднимутся вверх на воздушном шаре».

– Как оценивают использование виртуальной реальности на уроках педагоги да и сами ученики?

– По данным наших исследований, благодаря использованию VR-технологий мотивация каждого ученика увеличивается примерно на 80 процентов, а вовлеченность группы в процесс – до 95 процентов.

Школьники, прошедшие хотя бы один сценарий в шлемах виртуальной реальности, рассказывают, какую заинтересованность и радость они испытали. А когда дети хотят изучать новые темы и полностью вовлечены в процесс, то и педагоги с директорами тоже довольны.

Но самое главное, что позволяют сделать иммерсивные технологии, – это практически самостоятельно (лишь при небольшой помощи со стороны учителя) усовершенствовать навыки публичного выступления, командообразования и коммуникации.

– Какие планы у «Цифрового пространства» на ближайшее будущее?

– Наши специалисты сейчас занимаются разработкой новых сценариев для уроков физики, химии, биологии. А также в скором времени собираемся приступить к разработке сценариев по другим предметам: астрономии, истории, технологии, географии, робототехнике и культуре.

Иван Носков, глава города Дзержинска:

«За два года проект показал себя очень хорошо: учителя не раз мне рассказывали, что, несмотря на факультативный характер занятий с VR, на них всегда приходит много учеников. Рад, что и в этом году Дзержинск остался платформой для апробации новых VR­проектов, тем более что у нас для этого есть и необходимое оборудование, и ресурсный центр, и педагоги, имеющие опыт внедрения VR­технологий и заинтересованные в повышении уровня образовательного процесса».

VR-школа победила во всероссийском конкурсе IT-проектов

Проект «Иммерсивная школа. VR­школа» стал победителем в сфере AR/VR и обладателем Grand Prix Всероссийского конкурса «IT­проект: Back To The Product». Центральной темой мероприятия в этом году стало развитие продуктов для цифровой экономики. Всего в финальный тур конкурса вышли 14 перспективных решений в сфере веб­технологий, искусственного интеллекта и виртуальной реальности, Industry 4.0 (предполагает внедрение информационных технологий в промышленность) и других областях. Проект­победитель был представлен нашим собеседником, выпускником факультета вычислительной математики и кибернетики университета Лобачевского, генеральным директором группы компаний LEAN SOFT Михаилом Евстифеевым.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА. Фото предоставлено Михаилом Евстифеевым

Оставить комментарий