Уметь зажигать сердца детей


16.11.21 02:43

Большинство дзержинцев знают Евгению Михайловну Сорокину как первого, неутомимого директора 37-й школы. Но, оказывается, свой  путь в педагогике яркая, энергичная

Город

Большинство дзержинцев знают Евгению Михайловну Сорокину как первого, неутомимого директора 37-й школы. Но, оказывается, свой  путь в педагогике яркая, энергичная и очень неординарная женщина начинала с должности старшей пионерской вожатой. И эта часть жизни, как признается сама Евгения Михайловна, ей не менее дорога, чем все награды и достижения директорской поры.

Я поведу вас за собой

Евгения Михайловна родилась в самой простой дзержинской семье. Жила с родителями почти на окраине города – за бывшим роддомом №1. А вот учиться ей пришлось вместе с дочками видных партийных работников, директоров заводов в именитой школе №2. «Честно говоря, даже немного робела, – посмеивается сама над собой собеседница. – Расправилась только в 1955 году, когда мужские и женские школы объединили, и я перешла в школу №10».

В новом классе, правда, тоже оказались дети известных в городе людей, но были и совершенно простые ребята, благодаря чему обстановка в коллективе сложилась самая легкая и дружелюбная. В те годы, вспоминает Евгения Михайловна, при каждой школе работало множество кружков. Несмотря на близорукость, Женя занималась танцами, в гимнастическом кружке благодаря высокому росту была в основе каждой пирамиды, ни один концерт не обходился без ее декламации стихов. «Жизнь бурлила, и мне нравилось выступать на сцене, нравилось увлекать и вести за собой ребят», – вспоминает Евгения Михайловна.

Лидерские качества пригодились, когда товарищи избрали ее секретарем школьной комсомольской организации. Правда, этому событию предшествовали серьезные сомнения. Дело в том, что в те годы обучение в 9 и 10 классе было платным. Женя хорошо училась и получила приглашение к поступлению в старшую школу, но нужно было помогать родителям – лишних денег в семье не было. «Меня поддержал отец, – рассказывает Евгения Сорокина. – Он сказал: Женя, даже не раздумывай, я хочу, чтобы у тебя было хорошее образование, и всем необходимым тебя обеспечу. К счастью, в тот год плату отменили, и вопрос разрешился сам собой». Возглавив комсомольскую организацию школы, Женя не изменила себе: проводила комсомольские собрания, продолжила шефскую работу над пионерами и октябрятами, стояла во главе организации любых событий: будь то субботник, концерт к юбилею или спортивные соревнования. Вспоминая эти годы, Евгения Михайловна больше рассказывает не о себе, а о своих школьных товарищах, с которыми вместе встречала праздники, делила незамысловатые радости и горести юной поры. С большой теплотой она повествует об «интеллигентном, образованном, воспитанном, умном» коллективе учителей. «Это были наши наставники и добрые друзья, связь с которыми мы не теряли и после школы, и в любой момент могли забежать в гости», – говорит выпускница 10-й школы, попутно замечая, что сейчас такие сердечные отношения между учениками и педагогами – редкость. По совету учителя русского языка и литературы Людмилы Семеновны Маркитантовой после 10-го класса Женя поступила на заочное отделение историко-филологического факультета ГГУ им. Лобачевского. В то же лето директор родной 10-й школы Владимир Васильевич Закураев позвал ее к себе в вожатые.

Лучшая вожатая города

«Это был совершенно пионерский директор, – смеется Евгения Михайловна, вспоминая свою работу при Закураеве. – Молодой, энергичный, скорый на эксперименты и готовый к новаторству. Пионерское движение считал главной жизненной силой всей школы, а потому уделял ему огромное внимание. Помню, вызывает меня к себе и рассказывает, что услышал в «Пионерской зорьке», как в некоторых школах проводят утренние линейки, на которых ребят и отряды награждают переходящими вымпелами за успехи в учебе, за достижения в спорте, за отличную шефскую работу. Через три дня такие же линейки мы начали проводить у себя».

А награждать пионеров, действительно, было за что. В начале 60-х 10-я школа была маленьким центром общественной жизни для всей округи. Пионеры сохранили прочные связи с рядом стоящим госпиталем, держали над ним шефство, устраивали там праздники и концерты. Дружили ребята с воинской частью №77755, офицеры которой оказывали школе самое широкое содействие в вопросах воспитания. Огромный пласт работы – тимуровское движение, когда ребята навещали ветеранов, во всем помогали им, держали с ними постоянную связь. Разумеется, были сборы металлолома, макулатуры, участие в спортивных соревнованиях, смотрах строя и песни, организация праздников к знаковым датам. Даже проведение новогодних елок для окрестной ребятни и стоящих рядом учреждений было на плечах Евгении Михайловны и ее верных помощников из пионерской дружины и комсомольской организации.

Всего через два года, в октябре 1962 года, Евгении Михайловне присвоили звание «Лучший пионерский вожатый». Фотографию молодой девушки поместили на городскую Доску почета. «Честно, не помню, за что присвоили это звание, – отмахивается Евгения Михайловна от вопроса о громадном вкладе в развитие пионерского движения города. – Просто делала свою работу, которую очень любила».

На самом деле, 1962 год был непростым для пионерской организации. В канун 40-летнего юбилея детской организации по всей стране объявили Всесоюзный марш пионерских отрядов. Для того чтобы его успешно пройти, школьники должны были изучать биографию Ленина, историю комсомола и пионерии; принимать участие в туристических походах, спортивных соревнованиях, субботниках, собирать лом, макулатуру, лекарственные травы; проявлять солидарность с детьми и молодежью других стран; показывать хорошие успехи в учебе; выполнять нормативы на значок ГТО; шефствовать над октябрятами, организовывать концерты и творческие конкурсы. По итогам марша в каждом городе выбирали лучшую дружину.

В тот год за почетное звание и право открывать городской парад в честь 40-летия пионерского движения боролись школы №10 и 5. С первого раза лучших определить не удалось. И тогда представители горкома комсомола посетили школы по очереди, где на месте оценили масштаб и результаты пионерской работы.

В итоге звание лучшей пионерской дружины и почетное право открывать юбилейный парад присудили школе №10.

С именем Молева

«Однажды мне в руки попалась серенькая, неприметная книга «За отчизну, свободу и честь», – рассказывает ветеран пионерского движения. – Прочитанное меня настолько поразило, что я сразу побежала к директору: в нашей школе учился Герой Советского Союза Александр Осипович Молев. Его родители до сих пор живут в селе Черное. Не мешкая ни секунды, директор отправил меня к родителям героя. Осип Егорович очень тепло нас встретил, Анна Дмитриевна тут же организовала чай. Они рассказали, что Саша учился в аэроклубе в Бабино, мечтал стать летчиком. С этой встречи началась наша борьба за присвоение сначала пионерской дружине, а потом и всей школе имени Молева».

Просто так в то время имена не присваивались, и дружине нужно было доказать, что она одна из лучших и достойна носить имя Героя Советского Союза. В борьбу за право носить почетное имя с энтузиазмом включился весь школьный коллектив. Наравне с уже привычными делами в школе появились клубы по интересам, которые вели родители. Традиционными стали дни добрых дел.
В школе была оборудована одна из лучших в городе пионерских комнат. К концу года, когда в горкоме комсомола состоялось заседание бюро, у Евгении
Михайловны скопилась приличная стопка грамот и дипломов, свидетельствующих о победах ее подопечных во всевозможных конкурсах и соревнованиях.

Итоговым мероприятием памятного года стал большой концерт, проходивший в ДКХ и посвященный Красному Знамени. На праздник пригласили шефов, ветеранов, представителей горкома комсомола. Через несколько дней пионерам 10-й школы в торжественной обстановке объявили о присвоении дружине имени Александра Молева. На праздник, посвященный этому знаменательному событию, позвали родителей Александра Осиповича, его брата Николая, который тоже воевал на фронте и был отмечен наградами, шефов завода «Капролактам», воинской части, госпиталя. Устроили праздник и в селе Черное. 

После этого в борьбу за присвоение почетного имени школе вступила комсомольская организация. К этому времени в школе сменился директор. Но и Владимир Андреевич Бесхмельнов разделял взгляды своего предшественника. Он во всем поддерживал Евгению Михайловну и более того, когда в школах стали вводить должности руководителей внеклассной и внешкольной работы, предложил ей занять это место.

Рассказывая о комсомольских делах – трудовых бригадах, шефстве над пионерами, госпиталем, военчастью – Евгения Михайловна подчеркивает, что главным для всего школьного коллектива в то время оставалось шефство над родителями Александра Молева. Когда их не стало, с разрешения родственников, пионеры и комсомольцы перевезли личные вещи, письма, ордена в школу. Директор, несмотря на то, что школа училась в две смены, выделил под организацию музея отдельный класс. На открытие мемориала приехали товарищи Молева по бабинскому аэроклубу. Особым гостем стал  командир, под чьим началом в годы
войны служил герой.

Патриотический подъем пионеров и комсомольцев был столь высок, что директор с разрешения военкомата отправил письмо в Москву с просьбой присвоить школе имя героя. И когда оттуда пришло решение Президиума Верховного Совета СССР  о присвоении имени героя, вся школа ликовала. Дети и взрослые торжественным парадом, неся огромные полотнища с изображением Александра Молева, прошли по центральным улицам города к Вечному огню, где высечено имя легендарного летчика.

«У меня было громадье планов, связанных с именем Александра Осиповича, – честно признается Евгения Сорокина. – Но так сложилось, что в 1976 году меня утвердили в должности директора школы-новостройки, которая вскоре получила номер 37. Не буду лукавить, к новой работе я приступила с огромным энтузиазмом. Но еще долго ходила в гости в родную 10-ю школу и музей Молева. До тех пор, пока имя Героя Советского Союза не оказалось ненужным новому руководству, и экспозицию, созданную с такой любовью и трепетом, не спрятали в подвал. Знаю, что потом музей восстанавливали, но что будет с ним теперь, снова неизвестно. А ведь это очень грустно, когда у подрастающего поколения перед глазами нет примера, на который они могли бы равняться. Нынешней воспитательной системе в этом смысле можно было бы многому поучиться у пионерской организации, которая умела зажигать сердца детей и воспитывать благородные чувства в юношестве».

Евгения МАКАРОВА

Фото автора

Оставить комментарий