Всё происходящее вокруг нас – отражение нас самих. Если вы настроены к окружающему миру скептически, то и будете постоянно искать тому подтверждение. Наша героиня –
из числа людей абсолютно противоположных: во всем, в том числе и в своей любимой работе, она видит только светлые стороны. Детский врач с 35-летним стажем получает удовольствие от общения с малышами и их родителями, а к заполнению большого количества документации относится абсолютно спокойно. О своей профессии рассказывает педиатр ГБУЗ НО «Городская детская больница №8» Ольга Анатольевна Портнова.
Особая аура
20 ноября – Всемирный день педиатра. Педиатр – это врач, стоящий на защите здоровья детей с момента их появления на свет. Детские заболевания имеют свою специфику и методы лечения.
И то, что может поставить на ноги взрослого человека, для ребенка может оказаться, как минимум, бесполезно, а как максимум – опасно. Именно поэтому педиатрия в свое время была выделена в отдельную науку. В России это случилось относительно недавно – в 1847 году, когда в печати появилось пособие, изданное первым русским педиатром Степаном Хотовицким, «Педиятрика».
Ольга Анатольевна Портнова лечит малышей уже 35 лет. А в детской больнице №8 работает с 1994 года. С тех пор участок, который обслуживает, не меняла ни разу! Сегодня к ней приводят своих детишек тети и дяди, которых она лечила, когда они и сами были девчонками и мальчишками. «Мы всегда рады встрече, – улыбается доктор. – Все-таки, согласитесь, в детской больнице есть своя, особая аура. Знаю, многие, уходя из детской лечебной сети во взрослую, очень по нам скучают».
Участок педиатра Портновой – 84 дома. Улицы Революции, Панфиловцев, Ватутина, Маяковского, Кирова, Гагарина… Здесь живут более тысячи детей. Обход «владений» – физически тяжелая работа. Участок очень большой. Плюс много «сталинок» – с высокими потолками и высокими же лестницами. Здесь пятый этаж сродни чуть ли не десятому в других домах. И все без лифта. Попробуй – побегай. А раньше еще и пешочком по всему участку походи. Спасибо главврачу Светлане Валерьевне Барановой – года три назад она практически решила проблему с транспортом. Педиатрам, особенно тем, кто работает сразу на двух участках, машину предоставляют «железно».
К слову, об участках. Когда Ольга Портнова пришла в эту поликлинику, здесь работал
21 педиатр. Сейчас эту же территорию обслуживает всего… восемь врачей. И они «закрывают» работу поликлиники в три смены плюс обход по домам. Да еще и в выходные трудятся. «Дзержинск – один из немногих городов региона, где больной ребенок может получить квалифицированную медицинскую помощь даже в выходные дни, – говорит Ольга Анатольевна. – Дежурный педиатр принимает во второй поликлинике, на бульваре Правды».
«Нужно иметь свое место в жизни!»
«Никто в моей семье даже близко с медициной не стоял, – отвечает доктор на вопрос о профессиональной династии. – Папа – инженер-механик. Мама – экономист. Мне самой в школе больше всего нравились химия и биология. И я одно время колебалась, куда же поступать: на химфак университета или в мединститут. В итоге выбрала последний, подумав, что быть педиатром интереснее, чем химиком-инженером.
И никогда об этом не жалела!»
В Горьковский медицинский институт Ольга поступила не с первого раза: не хватило всего лишь одного балла! Взяв после школы тайм-аут, устроилась на дзержинский завод пластмасс (ныне «Пластик») лаборантом в центральную заводскую лабораторию. К слову, ее папа был на этом заводе… заместителем директора. «Вы могли бы просто сидеть дома и спокойно готовиться к вступительным экзаменам», – замечаю я. «Что вы! – удивляется Ольга Анатольевна. – Работать надо всегда! Вне зависимости, кто у тебя папа или сколько зарабатывает муж. Нужно иметь свое место в жизни! Так меня родители воспитали».
В 1986 году Ольга, к тому времени уже Портнова, окончила медицинский институт. Будучи десятой (из 250 выпускников!) в списке по распределению, могла сама выбирать, где работать. Но, полная романтических идей, дома не осталась, а посоветовавшись с супругом, решила поехать в далекий Свердловск (Екатеринбург). Там молодую семью встретили не совсем тепло, сказав, что место в общежитии могут предоставить одной только Ольге. Чтобы получить совместное жилье, с дальнейшей перспективой на собственные квадратные метры, посоветовали ехать в регион. Так Портновы очутились на севере Свердловской области – в городе Качканаре.
Тогда была такая практика: детские врачи, работающие в поликлинике, обязательно должны были дежурить в стационаре. Причем получалось, что вечером и в выходные дни дежурный доктор оказывался одним педиатром на весь город! Представляете, какая ответственность?! А каково ее было нести молодой девушке-интерну? И еще один небольшой штрих. Детская больница (пока не построили новую) состояла из двух зданий – соматического отделения и инфекционного. Располагались они практически в километре друг от друга. И если того требовала ситуация, доктор бежала из одного в другое – днем и ночью, в любую погоду.
«Дежурства были очень тяжелые, – вспоминает Ольга Анатольевна. – К тебе могли привезти ребенка с любой патологией, и чаще всего – с неотложной: гипертония, тяжелая обструкция, стенозирующий ларингит, анафилактический шок, токсикозы… И надо было не растеряться: поставить правильный диагноз, назначить лечение. Но ничего, справлялись. Ведь в подчинении дежурного педиатра было все – лаборатории, рентген-кабинет, узкие специалисты. И руководству можно было позвонить в любое время, проконсультироваться».
«Нормативы – это условности»
Когда в 1994 году семья Портновых вернулась в Дзержинск, Ольга Анатольевна отказалась от дежурств в стационаре и все свои силы сосредоточила на участке.
С тех пор ее рабочий день проходит вроде бы в одном режиме, но с абсолютно разным наполнением. И ей никогда не бывает скучно.
Итак, все начинается со звонка в больницу. Врач узнает, сколько у него вызовов, в каком состоянии детки, на что жалуются. Сейчас, в период сложной эпидемиологической ситуации, Ольга Портнова перед визитом предварительно обзванивает родителей, узнавая информацию о больных, что называется, из первых уст. По нормативу, обход участка педиатр должен завершить за 3,5 часа. Конечно, не редки дни, когда этого времени абсолютно не хватает.
Особенно в сезоны простуд и обострения ОРВИ. Задача доктора – так распланировать день, чтобы все успеть. Раз ты вызов принял – он твой: никто его за тебя не выполнит.
Обход, казалось бы, завершен. Но выдыхать рано. Нужно всю информацию – у кого какие симптомы, кому какое назначено лечение – занести в амбулаторную карту больного. Потом начинается прием в поликлинике. (Бывает, конечно, другой график: сначала прием, а потом – обход участка).
Опять же, согласно нормативу, врач должен принять за один час 5-6 детей. То есть за смену, которая длится три часа, максимум – 18 человек. Но вы видели очереди в детских поликлиниках? Конечно, в реальности педиатр осматривает гораздо большее количество малышей. «Нормативы – это условности. Разве можно отказать ребенку в приеме?» – говорит Ольга Анатольевна.
Маленькие пациенты – на то и маленькие. Они, в отличие от взрослых, не могут четко объяснить (даже когда научатся говорить), что, где и как у них болит.
А многие и вовсе пугаются незнакомую тетю в белом халате – плачут, вырываются. Как с ними договориться?
«Да, бывает, первые два-три приема малыши меня боятся, а потом, как рассказывают мамочки, даже с удовольствием идут в поликлинику. Заходят в кабинет – и обниматься! – улыбается Ольга Анатольевна. – Наверное, это наша профессиональная особенность. Я не представляю, как работать в педиатрии без любви к детям. Все-таки педиатр – это особенный доктор, который может найти подход к каждому пациенту».
«Когда видишь результат своей работы»
И, добавим от себя, к каждому родителю. Семьи-то ведь разные бывают. Но ни поведение, ни воспитание, ни материальное положение родителей – не повод как-то по-особенному относиться к их ребенку. Впрочем, как признается педиатр Портнова, она за всю свою многолетнюю практику практически не встречалась с грубостью и хамством. «Наверное, повезло!» – смеется доктор.
Повезло Ольге Анатольевне и в личной жизни. Она – счастливая жена, мать и бабушка. Супруг Сергей Викторович – высококвалифицированный токарь, совсем недавно ушел на заслуженный отдых. Дочь Дарья пока находится в отпуске по уходу за ребенком. Ее 2-летний сынок Глеб – бабулина любовь любовная!
…Бывают ли, спрашиваю, такие случаи, когда вы сомневаетесь в постановке диагноза? Бывают, отвечает врач. Но педиатр никогда не работает один, а в тесной связке с узкими специалистами. Развеять колебания также всегда поможет заведующий педиатрического отделения, а с ними, признается Ольга Портнова, поликлинике всегда везло.
Что касается заполнения документации, на которую сетуют многие медики, то к ней Ольга Анатольевна давно привыкла и воспринимает ее как обязательную часть работы. Говорит, что не за горами внедрение соответствующих компьютерных программ. Надеется, что с электронными карточками станет легче. Вообще поликлиника уже потихоньку переходит на «компьютерные рельсы»: автоматизирована диспансеризация, прививочная кампания.
«За что я люблю свою работу? – повторяет педиатр мой вопрос. – За каждодневное общение с людьми. Мой телефон начинает звонить с восьми утра, в день приходится решать тысячу вопросов. И это здорово, это интересно!
Я каждый день вижу воочию результат своей работы! Ведь когда выздоравливает ребенок, радуются не только родители, но и доктор. Коллектив у нас отличный, взаимоотношения с коллегами хорошие. Я столько лет в профессии, но мне всегда хочется идти на работу. И я не представляю, как без нее жить?».
Екатерина КОЗЛОВА
Фото Руслана Лобанова