Его строительство завершилось 26 марта, накануне начала работы XXIV съезда КПСС, а торжественное открытие состоялось 19 апреля. В этот же день директор дворца заслуженный работник культуры РСФСР М.П. Фрадин известил присутствующих, что в ДК планируется создание самодеятельного театра для юношества «Ровесник».
Понятны юному зрителю
Первый спектакль по пьесе Тамары Ян «Девочка и апрель» поставил сам Михаил Павлович Фрадин. Спектакль о молодежи, вступающей во взрослую жизнь, о первой любви, чести и достоинстве. По сюжету пьесы возникшая между юными людьми любовь наталкивается на непонимание окружающих. Главный герой уходит из дома, а после выяснения отношений с друзьями и учителями и из школы. Вместе с ним покидает школу его девушка.
И это – накануне выпускных экзаменов! Молодые самодеятельные актеры играли так искренне, что присутствующие в зале прониклись верой в честность и порядочность героев.
Живо восприняли зрители и спектакль «Проходной балл»
Б. Рацера и В. Константинова. Главный герой – снова десятиклассник, перед которым встает вопрос: «Как получить проходной балл в жизни?». Ненавязчивый спектакль поставили в комедийном плане, потому он был интересен зрителям, которых также волновали проблемы выбора жизненного пути, любви и дружбы.
Заявив о себе первыми спектаклями, коллектив «Ровесника» поставил пьесы «Витька Магеллан», «Последний поцелуй», «Твои 16». На фоне спектаклей профессиональной сцены, постановки «Ровесника» выделялись своей новизной как по репертуару, так и задорной игрой молодых актеров, очень понятной юному зрителю.
Вскоре стало ясно, что театр «Ровесник» вполне достоин звания народный. Но в отличие от театрального коллектива ДКХ, которому звание дали практически с момента образования самодеятельного театра, «Ровеснику» пришлось три года доказывать свою состоятельность. Только после нескольких успешных спектаклей, к большой радости коллектива, летом 1974 года почетное звание «Ровеснику», наконец, было присвоено.
Новая постановка «Звоните и приезжайте» по пьесе А. Алексина была анонсирована как спектакль, который стал откровенным разговором актеров о долге, чести и моральной ответственности.
Убедительная, взволнованная игра порождала в зрителях причастность к происходящему на сцене, где шестиклассник рассказывал о своей семье. Подросток любит красавицу-маму, папу – талантливого хирурга, ворчливую бабушку и хочет, чтобы они не ссорились. Но оказалось, не так легко делать других счастливыми.
Вместе с именитыми артистами
В мае 1974 года, еще до присвоения «Ровеснику» народного звания, роль бабушки в спектакле «Звоните и приезжайте» исполняла народная артистка СССР
В.А. Сперантова. Знаменитая актриса, почти полвека игравшая на профессиональной столичной сцене, вдруг появилась в провинциальном самодеятельном театре.
Валентина Александровна с большим интересом отнеслась к приглашению «Ровесника». Сперантовой было что подсказать артистам «Ровесника», ведь она много раз играла в этом спектакле в Центральном детском театре Москвы.
Актриса осталась довольна совместной игрой с Г. Гузман, Т. Апейкиной, В. Корневым,
В. Тарасовым и Н. Садовской. Сперантову очень радовало, что зрители тепло принимали спектакль, в который она внесла свежую струю, повлиявшую на творческое амплуа провинциальных актеров.
Позднее у «Ровесника» было много творческих встреч с известными артистами. Одна из них – встреча с заслуженными актерами Московского театра «Современник» в сентябре 1984 года. На сцене Дворца культуры «Корунд» они показали отрывки из спектаклей по пьесе В. Розова «Традиционный сбор» и по пьесе В. Шукшина «А поутру они проснулись».
«Работа самодеятельных артистов рядом с большим мастером была важной творческой школой, которая многим тогда помогла глубже понять и почувствовать высокую миссию театра», – рассказывала Ольга Канаева, сыгравшая в «Ровеснике» множество ролей.
Актуальные проблемы
Знаковым в жизни «Ровесника» стал и спектакль «Барабанщица» по пьесе А. Салынского. В нем рассказывается о подвиге советских разведчиков в годы войны. Драматургия спектакля в том, что главная героиня – Нила – оказывается не предателем Родины, как считали соседи, а бесстрашным бойцом «невидимого фронта». Поднятые пьесой проблемы веры в человека и неверия в него, чрезмерной подозрительности, приведшей к трагическим последствиям, нелегко было донести до зрителей и вызвать у них чувства сопереживания. Но, судя по реакции зала, актеры «Ровесника» справились с поставленной задачей.
«Драматургический материал, какой бы он ни был богатый, – рассказывает Ольга Канаева, – это всего лишь канва, по которой актер «шьет» свой образ. Именно свой индивидуальный образ, каким он видится актеру. И здесь важно все – каждый жест, движение, интонация, реплики. А это значит – труд, труд, труд. Только тогда зритель поверит игре».
Для поддержки репутации современного театра, зрительского внимания «Ровесник» берется за актуальную, но очень трудную для постановки пьесу А. Вампилова «Старший сын». Благодаря хорошей игре актеров зритель убеждается, что духовная близость и сердечность важнее кровного родства.
Успешной оказалась и постановка другой вампиловской пьесы – многоактовой комедии «Прощание в июне». Это спектакль о судьбе и любви молодой девушки
(И. Макрушина и М. Морозова), о предательстве любимого человека и гнусности ректора университета (В. Тарасов). И удача вновь не покинула самодеятельных актеров. Несомненно, все это произошло благодаря таланту создателя «Ровесника» и постановщика всех его спектаклей М.П. Фрадина.
В 1982 году в «Ровеснике» насчитывалось 25 самодеятельных актеров, а репертуар состоял из 16 спектаклей, что говорит о высокой творческой активности коллектива, играющего молодежные спектакли. Для подростков и был поставлен спектакль по пьесе Т. Ян «Твои шестнадцать». Его героями были старшеклассники, выбирающие свой дальнейший жизненный путь. Успеху спектакля сопутствовала удачно сыгранная Н. Садовской роль матери. Эта актриса снималась в кино, работала на киностудии, участвовала в выступлениях ряда самодеятельных коллективов, а с 1971 года играла практически во всех спектаклях народного театра «Ровесник».
«Я видела все спектакли, в которых играла Садовская, – разные образы, характеры, но всегда это были образы, созданные талантливо, правдиво, жизненно, – рассказывает Ольга Александровна Канаева. – Мне посчастливилось быть и партнершей Нины Семеновны: в спектакле по пьесе Т. Ян «Твои шестнадцать» она играла Таисию Ивановну, а я – ее дочь Олю. И играть рядом с ней было очень легко – она вся в образе, слушает каждую реплику партнера, улавливает каждое движение. Участие в этой постановке стало для меня хорошей школой. Да и не только для меня».
Вместе с тем своим спектаклем «Осторожно, дети!» народный театр «Ровесник» напоминал взрослым о необходимости чуткости во взаимоотношениях с детьми, а юным зрителям в игровой форме актеры подсказывали, как вести себя на дороге.
Дорога на большую сцену
В 1977 году был поставлен спектакль «Дальняя дорога» по пьесе А. Арбузова – тоже о молодежи, но другой эпохи, строившей в 30-е годы московское метро. Пьеса, написанная в 1935 году, была поставлена в современном прочтении, с конфликтами и проблемами 70-х годов. И создатели спектакля, и актеры В. Корнев, М. Гузман, В. Клинов, С. Кураева смогли показать драматизм тяжелых трудовых будней, формирование «железных» характеров героев пьесы.
Самодеятельные артисты «Ровесника» играли не только на сцене Дворца культуры «Корунд». Например, в 1978 году в городском парке они показали новогоднее представление по мотивам русских народных сказок «Медведь-сластена».
Незаметно пролетали годы: приходили новые актеры и режиссеры, ставились спектакли. Но задор, который наблюдался у молодых актеров в первоначальный период театра, без Фрадина стал затухать. В новых экономических условиях некоторые самодеятельные коллективы стали переходить на хозрасчетные студии. Была попытка и «Ровесник» превратить в подобную студию, но она не увенчалась успехом. Однако, благодаря усилиям ученицы Фрадина и приверженки его творчества Ольги Константиновны Топчий, «Ровесник» вновь ожил.
И через двадцать лет после открытия в нем ставились интересные спектакли, занимавшие на творческих конкурсах призовые места. Особенно памятным стал комедийный спектакль 1999 года «Беда от нежного сердца» по пьесе В. Сологуба. Его постановщиком и режиссером была О.К. Топчий. В этом музыкальном спектакле играли молодые актеры, недавно пришедшие в «Ровесник», а также ветеран театра А. Марутин. Главную роль жениха исполнял известный в Дзержинске вокалист Сергей Лашманов. Сейчас этот популярный эстрадный певец России выступает на самых престижных площадках Москвы. А Татьяна Родионова с 1995 года успешно играет на сцене столичного театра им. Моссовета.
Сегодня, вспоминая свое участие в спектаклях «Ровесника», бывшие актеры с большой благодарностью отзываются о его создателе, считают игру на сцене родного театра хорошим этапом на пути своего творческого развития.
Вячеслав САФРОНОВ
Фото из коллекции О. Канаевой, О. Топчий и автора