Газета Город краеведение
11.12.21 08:22

Автор «нового Дзержинска»

Если Алексей Кусакин был проектировщиком застройки многих главных магистралей Дзержинска, то Евгений Синявский – автор «нового Дзержинска»: в несколько раз большего по масштабам и совершенно другой архитектуры. Помпезность сталинского стиля осталась на площадях и бульварах.

С детства рисовал дома

Четверть века (с декабря 1968 по март 1995-го – с перерывом в два года) Евгений Александрович Синявский был главным архитектором Дзержинска, возглавлял в горисполкоме отдел по делам строительства и архитектуры. Эта высокая должность стала закономерным этапом в его творческой карьере.

21 ноября 1936 года в семье инженеров родился мальчик, который вместо игрушек держал карандаш, рисовал дома – самые разные, но непременно большие. Семья жила в тесном бараке поселка Игумновской ТЭЦ, и это тяготило широкую душу ребенка. «Что ты, Женя, рисуешь всё дома да дома?» – спрашивали часто взрослые. И мальчик всегда уверенно отвечал, что когда станет взрослым, то построит много больших красивых домов, и тогда никто не будет жить в бараках.

Вскоре семья переехала в центр Дзержинска, на проспект Кагановича (ул. Клюквина).
В школьные годы, кроме рисования, у Евгения появились и другие увлечения – велосипед и коньки. На катке можно было встретить и взрослого Синявского. Многие из местных конькобежцев были его приятелями. За любовь к этому виду спорта, разнообразную помощь спортсменкам Синявского избирали президентом местной федерации конькобежцев.

Чтобы мечта детства о красивых домах непременно сбылась, в 1954 году Синявский поступил на факультет гражданского строительства Горьковского инженерно-строительного института. В те годы шло строительство самого грандиозного в Дзержинске здания – Дворца культуры химиков. И студент-строитель счел своим долгом внести вклад в эту значимую стройку. В свободное от учебы время он работал плотником на строящемся ДКХ. После окончания вуза, в 1960 году, Евгения Александровича назначили архитектором в строительный отдел Дзержинского филиала ГИАП. Мечту детства пришлось отложить. Вместо жилых зданий предстояло проектировать промышленные коробки.

Через пять лет Синявский перешел в «Гипрополимер», но и здесь художественные порывы ограничивались промышленными объектами. Более творческой работа стала на заводе им. Свердлова. Там, по проекту главного заводского архитектора, были построены новая проходная и оригинальный мемориальный комплекс. Своими планами Синявский делился с секретарем заводской парторганизации Юрием Макаровым. У этих незаурядных людей оказалось много общего: образованность, интеллигентность, деловитость и любовь к городу, который стал родным для обоих.

Дипломная работа – проект кинотеатра

В декабре 1968 года, когда освободилась должность главного архитектора города, Синявскому предложили возглавить городской отдел архитектуры. Сбылась мечта детства, которую Евгений начал осуществлять еще студентом. Его дипломной работой был проект, связанный со строительством шикарного по тем временам кинотеатра «50 лет Октября». Он и курировал его строительство.

По предложению Синявского с заброшенной дороги был собран булыжник, которым облицевали подпорную стену лицевой стороны здания кинотеатра, что добавило оригинальности строению.

Евгений Александрович любил свой город. По его улицам он бегал мальчиком, гулял в юности, а став архитектором, подбирал для строительства зданий лучшие типовые образцы. По мере материальных и технических возможностей старался украсить многие городские здания.

К началу 70-х годов выросли 6, 7, 8 и 9 микрорайоны, в 1973 году начались планировочные разработки 10 и 11 микрорайонов. Протяженность улиц города в 1974 году достигла 174,4 километра. Советом Министров РСФСР был рассмотрен и утвержден новый Генеральный план, согласно которому площадь города возрастала до 8 тысяч гектаров. Шестьдесят процентов из новых многоквартирных домов должны были содержать от десяти и больше этажей, а площадь зеленых насаждений общегородского пользования – увеличиться до 19 квадратных метров на одного жителя.

За разработку Генерального плана 1973 года, в числе других авторов, Синявский был удостоен государственной премии Совета Министров СССР. Синявский и дня не мог прожить без творческого воображения новых улиц и микрорайонов на месте голых, простирающихся на окраинах города площадях, без украшения возводимых зданий. С этой целью, по инициативе Евгения Александровича, при отделе архитектуры была организована группа художников, которые мозаикой расписали многие здания города.

Внимание – на проспект

На центральной магистрали города – проспекте Циолковского – один за другим появлялись первые необычные для города здания, как по размерам и форме, так и по планировке квартир. Только вспомните, как выделялось оригинальное здание бывшего кинотеатра «Спутник» на фоне пустыря!

Застраиваться проспект Циолковского начинал еще до Синявского. Поначалу он был узким, да и назывался-то тогда улицей. Жители города не могли и представить себе, какими будут прилегающие к проспекту Циолковского улицы. Сегодня глаза радуют и улица Удриса, и бульвар Химиков, и проспект Ленинского Комсомола. Положительные эмоции вызывает и комплексная застройка их кварталов.

Горожане восхищались и возведенными «эсками»: тогда это было самое престижное место для проживания. Внутри их кварталов созданы все удобства, не говоря уже о квартирах. И это тоже воплощенный замысел Синявского.

А культурно-торговый центр? Каких только гостей сюда не приглашали. Ведь он был спланирован и застроен совсем иначе, нежели выглядит сейчас. Величавым казалось здание бывшего кинотеатра «Россия» на Торговой площади с центральным универмагом и фонтанами. Синявский был одним из авторов архитектурно-планировочной части реконструкции улицы Октябрьской, с ее бывшими деревянными домами и большим частным сектором. Еще в восьмидесятые годы Синявский же для жителей Окской набережной и улицы Попова предложил оборудовать зону отдыха.

Когда было решено продолжить строительство города западнее проспекта Свердлова, Синявский предложил оригинальную схему застройки нового микрорайона. По просьбе Евгения Александровича строители по возможности сохранили в «Западном-2» растущие деревья. Застройка предусматривала все удобства для жителей и для автомобильного движения. Находящийся здесь бульвар Космонавтов стал одним из лучших в городе. Инициатива превратить его в пешеходный тоже принадлежала Синявскому.

Коллективные гаражи

Многое было сделано и в обжитой части города для уюта жителей. «Городская среда у нас до сих пор не сформирована», – отмечал в 1989 году главный архитектор. Разрешить эту проблему помогла программа монументально-художественного оформления Дзержинска. В нее входили скульптурные композиции, монументальное оформление речного вокзала, здания общественно-политического центра на улице Урицкого, мозаичное панно на УПК и на фасаде второй поликлиники. В ноябре 1989 года было завершено художественное оформление фасада и интерьера универсального магазина на бульваре Химиков. По предложению Синявского на 13-ю пятилетку намечалась реконструкция квартала № 5
(пр. Циолковского – бул. Жданова – ул. Правды и Гайдара): трехэтажные дома этого квартала предстояло надстроить на 1–2 этажа, а между ними поставить несколько девятиэтажек с магазинами на первом этаже. Позднее такой реконструкции должны были подвергнуться и другие подобные кварталы. Одним из примеров такой перестройки стал построенный в довоенные годы невзрачный дом № 87 на проспекте Ленина. Вместо него в конце 1989 года был возведен красивый дом, стилизованный под архитектуру 50-х годов. Он хорошо вписался в облик проспекта. Снос и строительство новых зданий произошло и на улице Черняховского.

Когда Синявский занимал пост заведующего отделом по делам строительства и архитектуры исполкома горсовета, к нему обращались многие жители города, чаще всего с просьбой дать место под строительство гаража. В 70–80-е годы для многих жителей это была наиболее злободневная проблема. Почти всем приходилось отказывать, ведь строительство гаражей в городе было под запретом. И тогда Синявский предложил коллективное строительство гаражей вне жилых кварталов. Гаражный «голод» удалось преодолеть.

Евгений Александрович был общительным, доступным человеком, особенно для коллег. Когда, например, художник Владимир Смирнов решил жениться, Синявский принял участие и в организации торжества, и на свадьбе своего подчиненного гулял как старший товарищ.

Помимо работы, архитектор увлекался художественной фотографией – таким же творческим делом. Однажды, чтобы запечатлеть чайку на фоне восходящего солнца в полете, Синявский несколько ночей ждал на берегу реки рассвета и полета белоснежных речных птиц. И получился замечательный снимок. Своими заслугами Синявский не кичился. Его отличительными качествами были профессионализм и человечность, за что его и уважали. Евгений Александрович делал все возможное для украшения Дзержинска. При его непосредственном участии были построены многие оригинальные здания различного предназначения, город стал значительно больше и красивее.

Ушел из жизни Евгений Александрович 25 апреля 2000 года. Все, кто работал с Синявским, кто был с ним знаком, вспоминают о нем с теплотой и уважением.
И вполне справедливо, что одна из площадей Дзержинска носит имя Синявского.

Вячеслав САФРОНОВ

Фото из архива автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий