Зимняя сказка Павла Верхоносцева


21.01.22 09:39

Руки творца способны вдохнуть жизнь даже в самый холодный, в буквальном смысле слова, материал. Прозрачные и хрустальные фигуры изо льда,

Без рубрики

Руки творца способны вдохнуть жизнь даже в самый холодный, в буквальном смысле слова, материал. Прозрачные и хрустальные фигуры изо льда, белоснежные и впечатляющие – из снега: это ли не настоящая зимняя сказка? Искусством ее создания вот уже пятнадцать лет владеет художник по ледяным и снежным скульптурам Павел Верхоносцев.

Легенды Югры

Гордость мастера – ледяной городок, украсивший центральную площадь
Ханты-Мансийска в 2017 году, когда город был новогодней столицей страны. Павел Верхоносцев создавал эскизы экспозиции «Легенды Югры», посвященной жизни и быту коренных народов Севера, и возглавлял группу художников, работающих над ней. Такая честь выпала ему не случайно: до этого он уже много лет радовал хантымансийцев своим «ледяным» творчеством.

Вообще Павел – коренной дзержинец. Занимался в студии Владимира Корнева «Юный скульптор», окончил Дзержинскую художественную школу. Затем получил специальность художник-педагог в Нижегородском художественном училище. И поступил, как и мечтал, в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию на факультет «художественная керамика и стекло». По его словам, здесь студентов учат работать со множеством материалов, в каждом видеть красоту и из каждого уметь сотворить художественное произведение.

Вот как раз после окончания питерского вуза Павел переехал в Ханты-Мансийск, где и началась его зимняя сказка. Здесь ему, преподавателю Уральской архитектурно-строительной академии, предложили поработать над созданием ледяных скульптур. Попробовать свои силы в чем-то новом? Почему бы нет? Всё было другое – инструменты, пластика фигур, технические возможности, масштаб…

«Лед и снег – это абсолютно разные материалы, – говорит художник. – Они и визуально очень различаются, и кристаллическая решетка у них разная. Даже если снежную скульптуру залить водой, она не станет ледяной».

Потому что лед берется специальный, обычно из водоемов. Его распиливают на большие блоки и плиты, которые затем доставляются к нужному месту. «К примеру, в Ханты-Мансийске лед привозили с озера, – вспоминает Павел. – Вообще транспортировка льда сейчас не проблема. Знаю, Москва «сидит» на льду, который везут с Урала».

Залить «швы», забить короба

Как же из простых ледяных прямоугольников и квадратов получаются такие дивные фигуры? Если говорить по-простому, то мастер берет в руки различные инструменты и, отсекая всё лишнее, создает нужный образ. Лед хорошо режется, пилится, обрабатывается стамесками, его можно выточить до очень тонких форм. Большие ледовые скульптуры собираются из нескольких блоков. Нетрудно догадаться, что клей для льда – самая обыкновенная вода. Соединить нужные элементы (если фигура очень большая) проще простого: нужно залить «швы» водой, и через минуту всё станет единым целым.

С одной стороны, лед достаточно прочный материал: сломать его не так-то просто. С другой – ледовую скульптуру легко доработать или изменить. Достаточно отсечь непонравившееся или деформированное в процессе эксплуатации место, «вмонтировать» другой кусок льда и внести нужные изменения. Кстати, также легко поддаются «работе над ошибками» и снежные скульптуры.

«Сначала снег забивается в специальные короба – большие деревянные ящики, где он утрамбовывается и уплотняется, – объясняет мастер технологию изготовления снежных фигур. – Так получается заготовка. К примеру, чтобы сделать заготовку для фигуры высотой четыре и шириной полтора метра, нужно потратить целый день только на сбор снега. Затем пойдут в дело инструменты – стамески и остро заточенные лопаты. Сколько времени займет непосредственно творческий процесс – зависит от размера и сложности композиции».

Снежные скульптуры Павел Верхоносцев никогда не раскрашивает. «Я вообще не знаю, откуда эта традиция пошла. Предположу, что так в советское время хотели завуалировать грязный снег, – улыбается художник. – В мировой практике снежного искусства краски никто не использует. Ведь красота снежных скульптур – в их чистоте и белоснежности».

Творит для зрителей

«У каждого материала свои плюсы и минусы, – отвечает Павел на вопрос о том, что лучше – снег или лед. – Мне интересно работать и с тем, и с другим. Лед чисто внешне более эффектный, а уж если подсветка используется! Снег же дает больше возможностей в плане работы с формой. Прозрачность льда много скрадывает, нивелирует форму: всё просвечивает, переливается, зачастую здесь и не нужна детальная проработка элементов. Вообще всё зависит от замысла: один образ лучше делать в снеге, другой – во льду».

…Фестивали льда и снега проводятся по всему миру. В некоторых странах возводят даже целые отели изо льда! «А у нас материал с неба падает, – говорит Павел. – И без дела лежит. Столько возможностей!» Художник готов сделать в родном городе много интересного. К слову, в Дзержинск он вернулся два года назад. Но пока ему удалось поработать только на территории загородных отелей. Так, совсем недавно его стараниями в «Чайке» появилась целая снежная композиция: Дед Мороз, Снегурочка и волшебная белочка, охраняемая стражниками.

Если обычные живописцы могут работать «в стол», для самовыражения, то художники ледяных и снежных скульптур творят именно для зрителей. Сам процесс создания – настоящее шоу, когда чудо рождается прямо на глазах.

«Эстетическое удовольствие не измеряется временем, – уверен Павел Верхоносцев. – Если человек профессионал своего дела, то не имеет значения, сколько его скульптура «проживет» – пять дней или пять десятилетий. Да, я делаю временные образы, но это абсолютно не важно. Они в любом случае должны быть высочайшего качества. Это железное правило, от которого я никогда не отступаю. По-другому работать не могу. Я стараюсь создать настоящую зимнюю сказку, подарить новогоднее настроение, чтобы зрители надолго сохранили в душе и в памяти то чувство прекрасного, которое я хотел передать».

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива П. Верхоносцева

Оставить комментарий